Договор возмездного оказания услуг в торговом обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 02:13, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг в торговом обороте, его общей характеристики и особенностей, места и значения.

Содержание

Введение. 3
§ 1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг: понятие, правовое регулирования, существенные условия. 4
§2 Договоры на проведение маркетинговых исследований. 12
§3 Договор коммерческой франшизы. 15
§4 Судебное урегулирование споров ответственности сторон. 18
Заключение. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 25

Работа содержит 1 файл

Договор возмездного оказания услуг.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

      Указанная глава не претендует на то, чтобы  охватить регулирование конкретного  типа договоров. Напротив, она заведомо предполагает наличие различных  видов договоров, отвечающих лишь общим  признакам договора возмездного  оказания услуг, как они определены в гл. 39 ГК.

      Цель  выделения главы, посвященной возмездному  оказанию услуг (гл. 39 ГК), - закрепить  такие общие признаки соответствующего договора и корреспондирующие с  ними правовые решения отдельных  вопросов. Указанная глава дает возможность  восполнить в соответствующих пределах пробелы в правовом регулировании, неизбежно образующиеся именно применительно  к договорам возмездного оказания услуг, не выделенным специально в ГК. Появление таких пробелов и, следовательно, потребность в их устранении являются прямым результатом последствий  развития различных отраслей человеческой деятельности, и, прежде всего науки  и техники, поскольку едва ли не любой  шаг в этом направлении порождает  потребность в различных видах  услуг и одновременно возможность  их оказания. Притом многие из таких  услуг настолько специфичны, что  влекут за собой необходимость формирования новых правовых моделей, а до этого - вынужденное ограничение использованием статей, помещенных в гл. 39 ГК РФ.

      В-третьих, специальное правовое регулирование  отдельных разновидностей, не поименованных  в ГК договоров возмездного оказания услуг осуществляется нормативными актами, которые находятся за пределами  ГК (имеются в виду законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ и основанные на них иные нормативные  акты). При этом гл. 39 ГК по отношению  к таким договорам выполняет  ту же функцию, что и первые параграфы  выделенных в отдельные главы  договоров оказания услуг.

      В-четвертых, в силу причин, связанных, с одной  стороны, с узким набором норм в рассматриваемой главе, а с другой - с потребностью в отражении достаточно широкой специфики соответствующих видов договоров, не выделенных особо в ГК, сохраняется потребность в самостоятельном регулировании отдельных моделей договоров возмездного оказания услуг. Поэтому следует ожидать, что круг специально урегулированных договоров возмездного оказания услуг актами, принятыми за пределами ГК, а возможно, и дополнительно включенными в сам Кодекс главами, будет расширяться.

      По  договору возмездного оказания услуг  исполнитель обязуется по заданию  заказчика оказать услуги (совершить  определенные действия или осуществить  определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

      Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным3.

      Сторонами данного договора выступают услугодатель, именуемый исполнителем, и услугополучатель, именуемый заказчиком. В ГК РФ не содержится каких-либо ограничений  относительно субъектного состава  по договору возмездного оказания услуг, поэтому необходимо ориентироваться  на общие правила участия граждан  и юридических лиц в гражданском  обороте.

      Согласно  ст. 783 ГК РФ в отношении договора возмездного оказания услуг могут  применяться нормы об общих положениях о подряде (ст. 702-729 ГК РФ) и о бытовом  подряде (ст. 730-739 ГК РФ), если это не противоречит особенностям, отраженным в ст. 779-782 ГК РФ, а также специфике  предмета договора возмездного оказания услуг.

      В связи с этим следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 780 ГК РФ, поскольку иное не предусмотрено  договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать  услуги лично. Следовательно, по общему правилу в данном договоре, если стороны прямо не согласовали  в нем обратное, не применяется принцип генерального подряда. Такой подход, как уже отмечалось ранее, связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью оказывающего их лица.

      Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет.

      При отсутствии в договоре возмездного  оказания услуг условия о предмете или при недостижении сторонами  соглашения о его предмете договор  считается незаключенным. 

 

§2 Договоры на проведение маркетинговых исследований.

      Договоры  на проведение маркетинговых исследований в силу их чрезвычайной значимости для коммерческой деятельности и  предпринимательства в целом  требуют первоочередного рассмотрения.

      Маркетинговые исследования получили за рубежом широчайшее распространение. По данным западной печати, в развитых странах в маркетинговой  деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы. По американской статистике, затраты на маркетинг  составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.

      В его современном виде маркетинг  возник в США после Великой  депрессии 1929-1932 гг. Именно маркетингу принадлежит главная роль в устранении кризисов перепроизводства, в снятии казавшейся неразрешимой проблемы несбалансированности между производством и потреблением.

      Маркетинг предполагает общее изменение идеологии  хозяйствования. До 30-х годов прошлого века предприниматели исходили из верховенства производства, т.е. сначала изготавливали  товар, а затем прилагали всевозможные усилия, чтобы его продать. С 50-х  годов господствующей стала концепция  маркетинга, которая требует первоначального  определения запросов в товаре и  выявления круга потребителей и  лишь затем изготовления необходимых  товаров. Общая цель маркетинга в  том, чтобы производить лишь то и  столько, что, безусловно, будет продано. Всеобщее следование этому требованию позволило полностью исключить  кризисы перепроизводства.

      В современных условиях маркетинг  стал обязательным этапом любой производственной и торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также  включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации  продаж. В специальной литературе под маркетингом понимаются самые  различные приемы, методы рыночной работы. Вместе с тем подобных мер, рассчитанных на собственные усилия продавцов, совершенно недостаточно, поскольку производственные и торговые фирмы сами не в состоянии осуществлять необходимые исследования товарных рынков. Это под силу только специализированным маркетинговым организациям, выполняющим такую работу на основе заключаемых договоров.

      Правовое  регулирование маркетинговых отношений  существует в виде документов зарубежных общественных организаций, имеющих  значение обычаев торгового оборота. Здесь следует назвать подготовленный Международной торговой палатой  и Европейской организацией маркетинговых  исследований и исследований общественного  мнения (ЕСОМАР) Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований (изд. 1976 г.). Первым значительным научным трудом по правовым проблемам  маркетинга является книга Е.В. Измайловой «Правовое регулирование маркетинга"4.

      В Программе "Структурная перестройка  и экономический рост в 1997-2000 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360, указывается на неразвитость маркетинговых служб, слабое знание запросов потребителей и, как следствие этого, - неспособность российских предприятий к полноценному сбыту своей продукции на внутреннем и внешнем рынке. В качестве одного из направлений содействия экономическому росту Программа предусматривает развитие системы маркетинга. Необходимым условием развертывания в стране маркетинговых исследований является преобразование существующих ныне псевдомаркетинговых фирм в подлинные маркетинговые исследовательские центры и увеличение их числа с тем, чтобы обеспечить постоянное выполнение заказов производственных и оптовых торговых организаций на проведение маркетинговых изысканий5.

      Отказ от централизованного планирования производства и распределения товаров  предполагает взамен предоставление производителям инструментов, обеспечивающих точное определение того, что и сколько нужно изготавливать товаров, с кем налаживать договорные связи. Необходимы правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу. Инструментом решения данной задачи служит договор на маркетинговые исследования.

      Можно дать следующее определение этого  договора. По договору на проведение маркетинговых  исследований исполнитель обязуется  в соответствии с заданием заказчика  провести исследование возможностей продаж соответствующего товара и передать заказчику полученный результат, а  заказчик обязуется принять результат  исследования и оплатить стоимость  работ.

      В России отсутствует правовая база маркетинга, что создает сложности для  развития современного рынка и внедрения  новых способов хозяйствования. На практике анализ возможностей сбыта  обычно подменяют услугами по поиску покупателей для определенной партии товара. Большинство договоров на маркетинг фактически являются договорами на маклерские услуги, т.е. подыскание для продавца покупателей его  товара. В результате наши производственники  работают вслепую, с завязанными  глазами; в стране не используется значительная часть производственных мощностей, поскольку организации-изготовители не в состоянии выявлять реальный покупательский спрос и переходить на выпуск необходимых товаров. 

 

     

§3 Договор коммерческой франшизы.

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических  механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее  время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность  объединить достоинства малого и  крупного бизнеса.

     История развития франчайзинга за рубежом насчитывает  уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его  для сбыта швейных машин. В  России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах  прошлого века, когда практически  одновременно возникло несколько франчайзинговых  систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл  проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к  их возникновению. А для этого  необходимо уточнение основных понятий  и определений, характеризующих  этот экономический инструмент. В  отечественной экономической литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения.

     Анализируя  различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно  сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при  которых одна сторона (франчайзер) предоставляет  возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя  тем самым расширению рынка сбыта.

     Система франчайзинга основана на использовании  конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

    • известной торговой маркой;
    • номенклатура товаров должна быть ограничена.

     Объектом  франчайзинга могут быть следующие  товары:

    • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
    • услуга;
    • производственный процесс;
    • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
    • комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

     Во  франчайзинговом процессе принимают  участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор  франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет  другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее  оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера  и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как  правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право  на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько  в одной франчайзинговой системе6.

     Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской  деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

    1. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
    2. Роялти - регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
    3. Отчисление в централизованный рекламный фонд.
    4. Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг7.

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг в торговом обороте