Денежная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин. К

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1Теоретические основы денежной системы……………………………………4
1.2Сущность и виды денежной системы………………………………………...5
1.3Зарубежный опыт денежных реформ……………………………………….14
2Денежная реформа в Казахстане………………………………………………23
2.1Основные этапы денежной реформы.………………………………………23
2.2Современное состояние денежной системы РК……………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Денежная реформа РК.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Экономика Украины требовала очередных  денежных вливаний. Кроме того сбор урожая 94 г. требовал дополнительных средств. Назревал очередной виток инфляции.  В этот момент зам. пpедседателя пpавления HБУ Валентина Теpпило заявил, что в ближайшие месяцы в Укpаине не планиpует-ся введение гpивны.

Кредитная эмиссия,  направленная в аграрный сектор экономики, привела к падению официального курса карбованца к доллару с середины  августа до конца 1994 года в 2,82 раза.

Уже в  1991  году проводилась либерализация  цен и сделано это было до проведения демонополизации.  В 1994 г. цены были отпущены до создания рыночной конкуренции, которая должна была бы принять на себя функции планово-нормативной системы по части сдерживания цен.

С начала октября до конца декабря 1994 г. цены на продукты питания в  городах  Украины  выросли почти в три раза на фоне снижения покупательной способности доллара в Украине.

Последствием  проводимой политики стал уход валюты в  тень,  подрыв нациионального экспорта, развал единой курсовой политики и  мозаичность курсов, разбалансированность наличного безналичного денежного оборота, искуственное  снижение  цен.  Это привело к подрыву доверия со стороны международных финансовых учреждений западных инвесторов,  а также усугубило дальнейшее развитие процесса инфляции.

По мнению  В.Пинзеника,  на курс наличной валюты оказывает влияние ажиотажный спрос. Нужно 2-3 месяца, чтобы валютная биржа стаблизировала свою работу, тогда курс будет стабилизироваться естественным путем.  Именно в этот момент правительство планирует ввести 100%  выкуп валюты у предприятий.  На конец ноября 1994 г.  на бирже спрос на валюту упал на 40%, а объем добровольной продажи возрос в 14 раз. Благодаря фикси-рованному курсу только за год Украина потеряла 3 млрд. долларов.

По словам  советника президента Украины по вопросам макроэкономики Анатолия Гальчинского за 9 месяцев 1994 года дефицит бюджета достиг 22% и почти в 4 раза превзошел предел, за которым наступает гиперинфляция. В третьем квартале, по его словам, объем денег в обороте вырос на 225%, а валовый национальный продукт на 15%.  Дотации в экономике составляют 12,5%  валового национального продукта,  или более половины дефицита бюджета. В этой ситуации правительство взяло курс на проведение радикальных реформ.  По словам вице-премьера ни Кабинет министров ни  НБУ не намерены накачивать экономику пустыми эмисионными деньгами, а наоборот, собираются жестко контролировать денежную массу с тем, чтобы не допустить нового витка инфляции.  «-Нужно четко себе представить,  что мы будем жить в условиях, когда внутренние цены  будут  выше мировых. У нас отсталая техника и технология, а энергоресурсы нам продают по мировым ценам, и никуда мы от этого не денемся»,-заявил В.Пинзеник. Его фраза: «Мы скоро сделаем так, что ваши долларовые сбережения обесценятся», только сейчас в полной мере осознается нами.

Международная общественность положительно оценивает  начало реформаторской деятельности киевского  правительства. По словам Даниэля Кауфмана,  представителя Мирового банка в  Украине, готовится проект реабилитационного  займа в размере $500 млн.

5 декабря   НБУ выпустил в оборот купон  многоразового использования номинальной  стоимостью 500 тыс.крб.

2 декабря  ВСУ принял за основу постановление  о внесении  изменений в гос.  бюджет на 1994 г., согласно которому  предельный размер дефицита госбюджета  на этот год устанавливается в размере 117,3 триллиона  карбованцев (который будет покрыт Национальным банком за счет эмиссионного кредита). По словам министра финансов Украины П.Германчука, дефицит соответствует 10%  от валового внутреннего продукта, однако «это не реальная цифра, поскольку лишь за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета от валового внутреннего продукта составил более 17%». Проведенная в 1994 г. эмиссия в 5 раз превосходит эмиссию 1993 г. Поскольку банковские  кредиты  и депозиты имеют тенденцию к мультипликативному расширению,  представляемый объем возрастает в несколько раз.  НБУ провел ряд мероприятий по сдерживанию расширения денежной массы:  утвержден объем чистого внутреннего кредита НБУ на 1 января  1995  г.  в  размере  154 трлн. карбованцев, Национальный банк замораживает объемы рефинансирования и кредитов коммерческим банкам,  устанавливает ставку рефинансирования на уровне 25%  в месяц,  ограничивает срок выдачи кредита сроком привлечения средств на вклады и депозиты, введет обязательное резервирование валютных депозитов коммерческих банков, предусматривает добавлять к сумме обязательных резервов не менее 20 процентов от сумм просроченной и пролангированной задолженности.

Предпринимаемые правительством  шаги тем не менее  не могут остановить инфляцию до допустимых пределов.  По данным Минстата Украины, индекс инфляции в 1994 г.  составил: в январе 1994 г. - 119,2%, в феврале-112,6%, в марте-105,1, апреле-106, в мае 105,2, в июне-103,9, в июле-102,1, в августе-102,6, в сентябре -107,3, в октябре-122,6, в ноябре -172,3%,  в декабре - 128,4%.  В январе 1995 г.  -40%.  Резкий спад производства в первом полугодии привел к тому,  что в 3 квартале государство стало полным финансовым банкротом,  а цена - основной  инструмент  регулирования из-за возрастающих дотаций (в ряде товаров и услуг 90%),  практически утратила свою экономическую функцию цена, - заявил Л.Кучма.  На  фоне существующего уровня инфляции курс доллара к купону практически стабилизирован.  Начала расти доля  долгосрочных  кредитов банков. Благодаря получению международной помощи полностью оплачены за 4 квартал все поставки энергоносителей.  Карбованец стал самой твердой валютой из денежных единиц стран СНГ. Для стабилизации купона НБУ проводит валютные интервенции на торгах ММВБ, проводит аукционы по продаже наличного доллара за нал.купон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Денежная реформа  в Казахстане 

2.1 Основные этапы  денежной реформы 

Реформирование  денежной системы  Казахстана можно  выделить два этапа:

Первый  этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

В условиях высокой инфляции отсутствовала  заинтересованность предприятий и  правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста  цен, обесценивавшее накопленные долги.

Второй  этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).2

УКАЗОМ  Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы.

Согласно  этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге.

3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»

Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного  обращения, включающей в себя официальную  денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения.

Развитие  денежной системы РК происходило  на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».

Специфическая острота кризиса состоит в  том, что, во-первых, он оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается  с бюджетным кризисом, поражая  финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.

Кризис  неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.

Если  в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.

Негативная  динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:

в промышленности - с 27,6% до 43.5%;

в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;

строительстве - с 45,9% до 78,2%;

на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%.

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г.

В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%.

Критерием неравновесия и недостаточного предложения  денег служит и падение ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности.

Увеличение  неплатежей расширяет потенциальный  спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.

В результате денежного дефицита в сфере обращения  значительных размеров достигли различные "заменители* денег (векселя, налоговые  освобождения, товарные кредиты и  т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции).

За годы реформ произошло стремительное  разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы.

Информация о работе Денежная реформа