Анализ и управление эффективностью деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:52, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью интеграции России в мировое экономическое сообщество, которая предопределяет совершенствование национального банковского бизнеса в ключе мировых тенденций с учетом истории, опыта и особенностей российской банковской сферы.

В действующей в настоящий момент стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года, содержащейся в Заявлении Правительства РФ и ЦБР от 05 апреля 2005 года 983-п-П13, 01-01/1617, среди задач реформирования банковского сектора особое внимание уделено необходимости повышения устойчивости и эффективности банковской системы, а также совершенствованию систем корпоративного управления в кредитных организациях.1

Работа содержит 1 файл

KorolevOG.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

    В основе предлагаемого методического аппарата лежит вероятностный многофакторный подход к оценке эффективности деятельности банка, позволяющий объединить преимущества методик, базирующихся на расчете коэффициентов прибыльности и рентабельности по данным финансового учета и отчетности, и методик, ориентированных на оценки риска и стоимости бизнеса. Кроме того, предлагаемые приемы дают возможность комплексного анализа эффективности на уровне всего банка и позволяют исследователю произвести декомпозицию используемой системы показателей для различных подразделений и направлений деятельности, обеспечивая сравнимость полученных результатов и возможность их использования для дальнейшего анализа.

    Теоретической и методологической основой исследования служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций и явлений, а также достижения отечественной и зарубежной банковской теории и практики, труды ранее упомянутых авторов по вопросам развития и совершенствования экономического анализа и управления эффективностью деятельности коммерческих банков.

    Исследование  основано на методологии научного познания, системном анализе, теории и методологии бухгалтерского учета и экономического анализа. Для получения результатов использовались методы научной абстракции, обобщения, сравнения, анализа и синтеза, группировки, формализации, исторического и логического анализа теоретического и практического материала.

    В процессе подготовки были использованы внутрибанковские документы и отчетность иностранных и российских кредитных организаций, статистические данные, материалы Базельского комитета по банковскому надзору, нормативно-правовые акты Банка России, официальные документы различных банковских ассоциаций, тезисы конференций по банковской тематике, публикации в российской и зарубежной печати, ресурсы сети Интернет.

    В ходе исследования использованы разработки, выполненные научными коллективами Финансовой академии при Правительстве РФ, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, С.-Петербургского университета экономики и финансов, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Банка России и других организаций.

    Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии с пп. 1.3 «Методология учета, контроля и анализа финансовых результатов», 1.4 «Методологические основы и целевые установки бухгалтерского учета и экономического анализа», 1.16 «Анализ и прогнозирование финансового состояния организации» Паспорта специальности ВАК 08.00.12 – «Бухгалтерский учет, статистика», а также пп. 9.7 «Повышение эффективности деятельности банков с государственным участием, банков с иностранным участием, а также региональных банков», 9.17  «Совершенствование системы управления рисками российских банков», 9.18 «Проблемы оценки и обеспечения надежности банка» Паспорта специальности ВАК 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит».

    Основные  научные результаты исследования и их научная новизна состоят в разработке и теоретическом обосновании концепции анализа и управления эффективностью деятельности коммерческого банка.

    Наиболее  значимые научные результаты выполненного исследования заключаются в следующем:

    В области специальности 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»:

  1. На основе исследования методов управления эффективностью разработана концепция оценки эффективности деятельности коммерческого банка.

    Изучение и систематизация теоретических представлений и подходов к решению проблемы повышения эффективности функционирования коммерческих банков в работе позволили определить, что сущность и критерии экономической эффективности банковской деятельности необходимо рассматривать с макро- и микроэкономических позиций.

    Опираясь  на базовые принципы и критерии эффективности  функционирования коммерческих организаций, конкретизированы критерии эффективности, определяющиеся спецификой коммерческих банков и их особой ролью как коммерческих предприятий, производящих специфические продукты и имеющих особое значение в развитии экономики и социальных условий жизни населения, с выделением социальных и общественно-экономических критериев, а также разграничены и уточнены понятия «банковская система» и «банковская сфера» с учетом различий в характеристиках выполняемых системой функций и осуществляемых в рамках сферы процессов. Изложенный в работе подход к определению содержания эффективности банковского сектора по отношению к экономике страны в целом позволил выделить в качестве наиболее значимых макроуровневых критериев эффективности деятельности коммерческих банков такие как степень удовлетворения интересов и потребностей различных субъектов рыночной экономики в процессе выполнения функций особых финансовых посредников, соблюдения требований финансовой устойчивости и надежности, уровень поддержания конкурентных позиций в рамках банковской сферы и участия в решении проблем социального характера, определяющегося необходимостью социальной ориентации национальной экономики.

    На  основе критического анализа существующих подходов к определению функционального  назначения коммерческих банков обоснована необходимость изменения традиционных в российской практике представлений о коммерческом банке как финансовом посреднике согласно концепции банка как «портфеля доходных активов» и информационного посредника и предложено более адекватно отражающее сущностную природу и выполняемые функции концептуальное представление банка как предприятия, производящего специфические финансовые продукты, эффективность деятельности которого зависит, прежде всего, от степени удовлетворения потребностей клиентов и общества в целом, что предполагает характеристику банка как социально-значимого и социально-ответственного института, и достигается, во-первых, в результате экономического взаимодействия субъектов хозяйственно-финансовой жизни страны в конкретной среде, что однозначно определяет взаимосвязь эффективности банков с внешними условиями и факторами; во-вторых, в результате движения банковского капитала, поставленного в специфические условия функционирования; в-третьих, как результат и итог влияния внутренних факторов развития кредитных организаций, их саморазвития и реализации творческих и иных возможностей и устремлений. В этой связи экономическая эффективность деятельности коммерческого банка на микроуровне представлена в работе как многоаспектное и многокритериальное понятие, что предопределяет многокомпонентность итогового показателя эффективности и его непосредственную связь с целями деятельности кредитной организации, реализующимися в рамках стратегического управления.

    На  базе рассмотрения многомерной совокупности целей банковской деятельности на макро- и микроуровне с выделением их социально-экономических аспектов сформулировано предложение о необходимости внесения изменений в редакцию статьи 1 действующего Закона «О банках и банковской деятельности» и практику формулирования целей деятельности во внутренних нормативных документах кредитных организаций и специализированной литературе в части корректировки определения цели деятельности коммерческого банка.

    В результате исследования эволюции теории стратегического управления и оценки влияния различных стратегий развития на эффективность деятельности организаций, в том числе с учетом особенностей коммерческих банков, уточнены понятия «стратегическое управление» и «стратегия развития банка» и предложен подход к формированию современных банковских стратегий, базирующийся не только на изучении внешних возможностей, угроз и развитии сильных сторон как основы конкурентных преимуществ, а на познании и развитии своего внутреннего потенциала и стремлении так изменить свое внешнее окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование. Предложенный подход определил выделение таких базовых характеристик эффективности деятельности коммерческого банка как относительность, многофакторность и вероятностный характер.

    Обоснована  целесообразность дополнения стратегии развития коммерческого банка прогнозируемой и желаемой моделью ведения бизнеса, под которой понимается генеральная схема организации деятельности банка и его составных частей, обрисовывающая внутренние и внешние взаимодействия, осуществляемые для удовлетворения запросов клиентов, порядок комбинирования ресурсов и определения целевых рыночных сегментов, механизмы извлечения экономических выгод из проводимых операций и управления стоимостью банка. На базе описанной в работе концептуальной схемы модели ведения банковского бизнеса в её неразрывной связи со стратегией развития определены место и роль анализа эффективности в системе управления коммерческим банком, охарактеризован процесс управления эффективностью деятельности, а также выделены виды и составные элементы эффективности.

    На  основе выявленной необходимости переориентации деятельности коммерческих банков с  целевых установок, направленных на получение краткосрочных результатов  в виде прибыли, рентабельности, доли рынка на достижение долгосрочных целей, таких как рост капитализации и увеличение стоимости бизнеса за счет предоставления клиентам большей ценности в виде банковских продуктов и услуг, предложен подход к исследованию эффективности деятельности банка как средства обеспечения конкурентоспособности банка во взаимосвязи с качеством и результативностью функционирования. Указанная взаимосвязь положена в основу выявления факторов изменения эффективности с их разделением на внешние и внутренние, контролируемые и неконтролируемые руководством банка, определившие полученные итоги и создающие будущие результаты деятельности.

  1. Выявлены приоритеты в развитии направлений банковской деятельности в современной конкурентной среде российского банковского сектора.

    На  базе обоснования целесообразности специализации деятельности отечественных  кредитных организаций в условиях проявляющихся тенденций к стремлению рынка банковских услуг к широкой  олигополии, предложено использование  индивидуальных моделей ведения бизнеса при различных специализациях отечественных банков и приведен ряд их схематичных теоретических описаний с выделением особенностей моделей обслуживания, обусловленных идеями ресурсной концепции и концепции динамических способностей в рамках современного этапа развития теории стратегического управления, и процессных составляющих моделей ведения банковского бизнеса.

      В результате исследования тенденций в появлении новых банковских продуктов и услуг на рынках зарубежных стран в рамках существующих возможностей интеграции банковского и страхового бизнеса в отечественных условиях разработана схема разделения деятельности и процессов реализации страховых продуктов и последующего обслуживания клиентов между сотрудниками банка и страховой компании с учетом сложности оказываемых услуг и возможности выполнения разными категориями специалистов, а также предложен вариант комплексного взаимодействия коммерческого банка и страховой компании, предполагающий защиту интересов банка одновременно как собственника и держателя имущества, работодателя и кредитора.

    На  основе изучения новшеств в развитии инвестиционных продуктов и рассмотрения возможностей и перспектив, преимуществ и недостатков различных видов услуг по доверительному управлению активами, реализуемых российскими банками, предложен подход и разработан вариант формирования разных типов инвестиционных портфелей с различными инвестиционными стратегиями, отличающихся по срокам, доходности активов, уровню риска, ликвидности и сформированных с учетом не только склонности инвестора к риску и его требований к уровню доходности вложений, но и таких параметров как цели сбережений и соответствующие им сберегательные циклы.

  1. Разработан комплекс теоретико-методологических положений по повышению эффективности деятельности российских коммерческих банков при реализации клиентоориентированных стратегий развития.

    На основе изучения опыта ряда зарубежных организаций и банков предложены направления совершенствования моделей формирования отношений банка с клиентами путем взаимосвязанного развития составляющих повышения эффективности деятельности сотрудников, а именно:  обучения, оценки личных качеств и объединения с целью улучшения внутренних взаимодействий.

    С учетом характеристик современного состояния рынка финансовых услуг доказана нецелесообразность выбора целей рыночных стратегий и способов позиционирования банковских продуктов и услуг с акцентированием внимания на проведении первоначальной сделки с клиентом или продаже ему продукта и на стремлении любыми путями увеличить долю рынка. В качестве приоритетного стратегического ориентира предложены формирование устойчивых, долговременных отношений с клиентом и рост количества лояльных клиентов.

    На  основе изучения мнений зарубежных и  отечественных авторов о природе лояльности и ее видах предложена схема формирования различных видов лояльности клиентов, в рамках которой наивысшей ступенью развития отношений современной кредитной организации с потребителем финансовых услуг является формирование не лояльности клиента, а его приверженности, а конечной целью формирования приверженности считается появление клиентов-союзников, способствующих совершенствованию бизнес-процессов, повышению качества продуктов организации на основе постоянного поддержания обратной связи.

  1. Определены ключевые направления совершенствования конкурентных стратегий коммерческих банков в контексте повышения эффективности их деятельности.

    Исследование  динамики отечественного рынка потребительского кредитования во взаимосвязи с ценовыми и неценовыми методами конкурентной борьбы позволило сделать вывод о происходящей эволюции в оценках банковских продуктов потребителями и сформулировать прогноз дальнейших изменений в направлении усиления значимости эмоционально-психологического восприятия, что требует акцентирования внимания на дифференциации банка в глазах потребителей, способствующей формированию долгосрочных взаимоотношений и приверженности клиентов.

    На  основе исследования наиболее часто  приводимых в специализированной литературе моделей потребительского поведения  разработана авторская схема формирования отношения потребителя к бренду кредитной организации, на базе которой уточнено содержание понятия «бренд коммерческого банка».

    Обоснована  целесообразность и предложен подход к использованию российскими коммерческими банками бренд-ориентированных стратегий развития, направленных не только на получение прибыли, но и на повышение стоимости бизнеса за счет нематериальных активов в виде бренда и удовлетворенности, лояльности клиентов, а также позволяющих связать воедино такие составляющие эффективной деятельности как стратегия, бренд и модель ведения бизнеса.

Информация о работе Анализ и управление эффективностью деятельности коммерческого банка