Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...3
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Трансактный анализ общения…………………………………………………..9
Трудности в процессе общения…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Виды общения (реферат).docx

— 32.89 Кб (Скачать)

Трасакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь  с Родителя и переведет его  в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника  и перевести его в позицию  подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка  столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции  «опекающего Родителя».

Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в  общении, хотя может носить как спокойный  характер («послушный ребенок»), так  и конфликтный характер («бунтующий ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень  общения не совпадает, маскируют  истинный психологический уровень  общения.Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). [2]

 

4. Трудности в процессе общения

 

В процессе общения человека с человеком  могут встречаться трудности, которые  часто препятствуют достижению индивидом  целей и меняются в зависимости  от обстоятельств.

Со стороны личности трудности  общения могут возникать в  связи с мотивами общения. Если человек  испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого  реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать  препятствия в виде появления  состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это  зависит и от из ролевого положения.

Особую группу трудностей общения  составляют нарушения стратегий, заранее  разработанных участниками. Например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными  действиями партнера по общению могут  привести к полной растерянности.

Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к  растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров  по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых  социальных установок, смысловых пластов  сознания и формальное подведение образа другого под категории «плохой - хороший», «надежный - ненадежный»  и т.п. существенно искажают представление  людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие  и снижают эффективность установления отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного  слушания, основанного на межличностном  понимании, могут ослабевать. У некоторых  людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти  индивидуальные различия являются одним  из факторов затрудненности общения.

В настоящее время разнообразные  тренинговые программы общения  при развитии техник говорения включают в себя отработку не только техники  построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного  сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение  этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В  разных культурах эти зоны несколько  отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические  особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они  колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 - при межличностных  отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. [5]

Социальные пространства - это пространства взаимодействия групп людей, массового  общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение  большого количества адреналина, покраснение  кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные  для стресса.

В западных странах на допросах в  полиции часто практикуют метод  «территориального» вторжения, чтобы  сломить преступника. Но такая тактика  пространственного нарушения совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой некоторую опасность и  при общении начальника с подчиненными.

Психологические барьеры, т.е. препятствия, преграды, в общении могут возникать  как в связи с эмоциональным  состоянием общающихся лиц, так и  в связи с несовпадением смыслов  высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении  барьеров наблюдаются усиленные  отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

Барьер общения (психологический) - психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.

В целом барьеры общения можно  подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера  заранее воспринимается как потенциальный  правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких  противоправных поступков.

Барьеры в общении связаны с  предвзятостью и беспричинностью  негативных установок, возникающих  в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут  вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

 

Заключение

 

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в  процессе общения информации, а при  процессе изучения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается  инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно  представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого  не только выраженной потребностью в  общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств  общения.

Связь общения с совместной деятельностью  очевидна. Несомненна связь общения  и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или  это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости  объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную  информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как  сторона, часть деятельности, как  важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого  рода).

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение  является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.

2. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 2006.

3. Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 


Информация о работе Виды общения