Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...3
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Трансактный анализ общения…………………………………………………..9
Трудности в процессе общения…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Виды общения (реферат).docx

— 32.89 Кб (Скачать)

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

 

Факультет  предпринимательства

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Этика и психология деловых отношений»

 

На тему «Виды общения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса 

группы 43031Б

Белоконев Н.С.

 

 

 

Преподаватель:

Витрук Е.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……...3

Категория общения в психологической  науке…………………………………..5

Виды общения……………………………………………………………………..6

Трансактный анализ общения…………………………………………………..9

Трудности в процессе общения…………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

Введение

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые  складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают  в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые  изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения  внутри группы - это углубленное  изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную  совместную деятельность, если - не будет  установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет  достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель  мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в  себя обмен информацией между  ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной  стороны общения. Вторая сторона  общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения  предполагает восприятие общающимися  друг друга.

Категория «общение» является одной  из центральных в психологической  науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как изучение проблемы общения стало одним  из ведущих направлений исследований в психологической науке в  целом, и социальной психологии прежде всего.

           Главной задачей реферата является определить категорию общения в психологической науке и определить его виды. 

1. Категория общения в психологической науке

 

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому  с неизбежностью встает задача выявления  специфически психологического аспекта  этой категории. При этом вопрос о  связи общения с деятельностью  является принципиальным. Одним из принципов раскрытия этой взаимосвязи  является идея единства общения и  деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой  специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение  рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи  понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как  две стороны социального бытия  человека; в других случаях общение  понимается как элемент любой  деятельности, а последняя рассматривается  как условие. Наконец, общение можно  интерпретировать как особый вид  деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем  большинстве психологических трактовок  деятельности основу ее определений  и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону  социального бытия человека.

В связи с этим возникает необходимость  разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону  социального бытия человека, а  именно -- отношений «субъект--субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи  общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект--субъект(ы)».

 

2. Виды общения

 

Различают такие виды общениея,как:

  • межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников;
  • массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации;
  • в межперсональном общении являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий;
  • ролевой общение - ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции;
  • доверительное общение. В его ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы;
  • конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия;
  • личное общение - это обмен неофициальной информацией;
  • деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность;
  • прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения;
  • опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[1] В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения  «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные  отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система  педагогических отношений.

Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. [1]

Манипуляции используются непорядочными  людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного  воздействия на других людей в  деловой сфере, как правило, заканчивается  для человека переносом таких  навыков и в остальные сферы  взаимоотношений. Сильнее всего  разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы  общения составляют различные виды монологического общения, поскольку  человек, рассматривающий другого  как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя  его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». [3]

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

3. Трансактный анализ общения

 

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: родителя, взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня - или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.

Эта позиция, являясь основной в  детстве, нередко встречается у  взрослых. Так, иногда молодая женщина  в общении с мужем хочет  почувствовать себя вновь озорной  девчонкой, оберегаемой от всяческих  невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.[2] При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного  супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».

С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта - соискателя, артиста - любимца  публики. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.

В позиции Родителя могут быть две  разновидности:

- «карающий Родитель» - указывает,  приказывает, критикует, карает  за непослушание и ошибки;

- «опекающий Родитель» - советует  в мягкой форме, защищает, опекает,  помогает, поддерживает, сочувствует,  жалеет, заботится, прощает ошибки  и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного  Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и  буду делать!»).

Наиболее успешным и эффективным  является общение двух собеседников с позиции Взрослых. Могут друг друга понять и два Ребенка.

Информация о работе Виды общения