Нравственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие нравственных ценностей и их роль в современном обществе.
В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед нами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев.

Работа содержит 1 файл

Нравственность.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

  Начиная с конца  ХХ века и по настоящее время,  на мой взгляд, общество переживает  духовный и нравственный кризис. Ценности, которыми жило поколение  «отцов», утратили свою значимость. Нас интересуют не те фильмы, не те книги, не та жизнь,  которую прожили наши близкие  родственники. Театры и музеи  заменяют социальные сети, телевизоры  и прочая техника. Молодёжь  не стремится к истинному просвещению.  Проблема «отцов и детей» всё  чаще обостряет отношения в  семьях. Наши главные просветители - родители учат нас первым  и главным нравственным заповедям:  не убей, не укради, не лги, но, к сожалению, и они порой  в силах поднять наше духовное  здоровье. Хочется задать вопрос: а кто же может помочь молодежи  в данной проблеме?

       В Основах  социальной концепции Русской  Православной церкви подчёркнуто,  что школа есть посредник между  поколениями, передающий молодым  людям ценности, накопленные за  предыдущие эпохи. Вот и ответ  на заданный выше вопрос. Школьное  воспитание - кладовая просвещения,  и я думаю, что со мной  многие согласятся.

       Давайте  вспомним, какими мы пришли в  первый класс, как познакомились  с первым учителем, а может,  кто-то вспомнит свою первую  оценку и улыбнётся мысленно. В те замечательные, по-своему  священные, дни нашей жизни  были открыты врата в мир  познаний, в мир воспитания нравственности.

         Творчество учителя нельзя представить  без нравственного примера. Это  и есть основа воспитания. Говорить  о высоком с новым поколением детей, как говорят сами учителя, не трудно, так как детские души восприимчивы к добру. Объясняя материал урока, учителя понимают, как это необходимо, знать, понимать, ощущать внутреннюю духовную просвещенность. Вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому преподаватели при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, раскрывают и негативные стороны, чтобы ученик знал, как и что ему лучше обойти стороной. Тем самым учитель через просвещение воспитывает духовный мир ребёнка.

         Но на данный момент наше  школьное образование стало давать  трещину. Согласно новым постановлениям, в общеобразовательных учреждениях  урезают уроки русского языка,  литературы, истории и других  гуманитарных предметов. Но как  можно развивать нравственные  качества в наших детях, если  они даже не будут знать  толком, «откуда есть пошла земля  Русская», как грамотно писать  и кто такие Пушкин или Лермонтов?

        Нашей  современной молодежи сейчас  не до воспитания в себе  духовных ценностей. Некоторые  дети уже забросили образование,  а про посещение храма многие  молодые люди давно уже забыли. А зря… ведь церковь является  такой же школой просвещения.  Более того, уже давно существуют  церковно-приходские школы, которые  влияют на развитие у человека  религиозной культуры, помогают  осмыслить многие духовные ценности. Да и просто посещение церкви  благоприятно влияет на человека. В церкви тоже есть так называемый  учитель- Батюшка. Он может выслушать исповедь, дать совет, просветить тебя в духовном плане. Бывает, что церковнослужители помогают людям обрести веру в себя, открывают глаза на жизнь. Я считаю, что у молодого христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви. Нам стоит жить по-христиански, ориентироваться на забытые сегодня добродетели и отторгнутые ценности.

       Церковнослужители,  родители, преподаватели, а так  же актёры, писатели, художники - это все наши учителя- просветители, так как именно они помогают нам обогатить наши умы. А знания- это основа нравственности, и мы не должны лишать себя этой основы, фундамента, на котором происходит становление человека как личности, обретение духовного здоровья. В знаниях сила нации, будущее государства, об этом нельзя забывать в любом возрасте.

       Мы, молодёжь  ХХI века, не безнадёжная, и хочу  вас уверить, что большинство  из нас осознаёт, что просвещение- это свет, без которого наша жизнь «угаснет». Никто не говорил, что путь через просвещение к нравственности лёгкий, но пройти по нему следует каждому из нас. Причём пройти достойно, уяснив все заповеди, нормы и правила, чтобы те самые старики, которые осуждают наше поколение, нами гордились и однажды, увидев нас, сказали: «Вот она, наша молодёжь! Наша нравственно просвещенная русская молодёжь! В них наше будущее!»

                                                                                                                                                      Засорина Анна 10 ФМ класс

 

«Через знания ты постигаешь не только истину,

 но и познаешь  моральные, нравственные устои  всех времен.

Знания оставляют  большой отпечаток,

как в памяти, так  и в душе. Помни это…»


        На этой изысканной фразе я остановилась и закрыла книгу. Очарование от книжных приключений прошло, теперь время работы той нашей составляющей, которая называется духом. Мои мысли заняты поведением героев книги, тем, что я узнала из этой истории, что я получила нового и какой жизненный урок для себя вынесла . И так после каждой прочитанной книги.  И эта работа никогда не прекращается. Я иду по зыбкому пути самопознания, выбираю свою дорогу….

       Не зря называют книгу «путем  к нравственности и познаниям». Но как зависят друг от друга  просвещение и нравственность? Как  пройти путь «через просвещение  к нравственности», не ошибившись  и не свернув с него? Ответ  можно получить в тех же  книгах.  
              Книга – источник знаний. Получая знания, мы их анализируем, «сортируем»: что-то откладываем в ящичек «факты, сведения», что-то -  в ящик «моральные устои, жизнь, поведение».  Второй ящик заполняется по-разному: человек может что-то для себя вынести из повседневной жизни, из разговоров с людьми, определенный отпечаток на его содержание накладывает общественное мнение. Но книгу я считаю главным проводником в путь «через просвещение к нравственности». Именно ей мы должны быть благодарны за светлые мысли и правильные выводы. Она показывает читателю, что такое нравственность, человечность. Произведения помогают понять людей, их поведение, помогают правильно себя вести в той или иной ситуации, и самое главное – читатель постигает смысл вечных категорий: честь, добро, гуманизм, честность с самим собой, в первую очередь.

               Но мораль произведений можно  понять, лишь получив определенную  базу знаний. Без знаний читатель  может неправильно анализировать  слова автора и сделать неправильный  вывод для себя. Нужно уметь  правильно подбирать произведения  под  свой жизненный опыт, мировоззрение,  под  способности; и  читать, перечитывать, анализировать, думать,  понимать. 
             Порой люди, не имея достаточной подготовки в духовной сфере, услышав много положительных отзывов о творчестве Достоевского, сразу начинают читать его. Это далеко не правильный выход. Неподготовленный читатель  не сможет понять глубину мыслей в произведениях Достоевского. Достоевский – великий философ. Лишь после определенной литературной и нравственной подготовки  человек может «расшифровать» мораль произведения. Может сделать выводы и вынести что-то полезное для своего нравственного развития.

            Книга является своего рода  «мостом» , соединяющим просвещение и нравственное развитие. Без определенных знаний мы можем неправильно истолковать духовные «послания», собранные не только в книгах, но и в жизни. Книга помогает нам найти свой путь «через просвещение к нравственности», преодолеть его,  достигнуть определенных духовных высот и помогает нам определить их место в нашей жизни.

                                                                                              Игонькина Людмила (10 ФМ)


 

 

Свобода выбора, свобода воли есть неотъемлемое право каждого  разумного существа, и только одно ограничение может быть в этом праве – непричинение вреда. Только свобода другого человека ограничивает вашу свободу. Ограничения, налагаемые обществом в виде законодательства, может быть как вынужденной мерой, в связи с особыми условиями, так и произволом в связи с расслоением общества.

Человек в своем поведении  основывается, прежде всего, на собственном  внутреннем убеждении – что правильно, а что нет, «справедливо» или  нет, и только потом опирается  на законодательство, действующее в  обществе. Зачастую собственные убеждения  человек вступают в конфликт с  действующим законодательством. А  если человек не имеет нравственного  стержня, его поведение ограничивается лишь суммой его представлений о  мире. А представления же эти могут  быть совершенно искаженными. Невежество вместе с отсутствием нравственности формируют дикаря, а просвещенность вместе с отсутствием нравственности формируют злодея.

Нравственность даже невежественного, малограмотного человека не позволит ему совершать беззаконные поступки.

Так что же такое «Нравственность»?

Это генетически  заложенный в человеке Закон Творца, который формирует духовную личность. Закон этот заложен в каждом разумном существе, записан в ДНК. Только наличие этой матрицы позволяет разумному существу оставаться разумным. Это именно то, что отличает человека от животного, а не способность к речи и труду.

Почему же не все люди руководствуются  в своем бытии Нравственным Законом? Почему так много беззакония и  произвола, преступности и хамства?

Дело в том, что для  пробуждения этой матрицы, как и  для пробуждения любого таланта, необходимо внешнее воздействие, подкрепление. Все это может быть активировано воспитанием. И, как вы знаете, основой  воспитания является пример воспитующего, а не назидание. Даже в тоталитарном обществе, попирающем все права и свободы человека, может вырасти высоконравственная личность, так как основы нравственности закладываются в самом раннем возрасте, когда влияние общества минимально, и главная роль принадлежит семье – родителям, бабушкам и нянюшкам. И только нравственные взаимоотношения членов семьи, любовь и нежность друг к другу и к малышу, пробуждают тонкие структуры ДНК, ответственные за развитие свободной личности. Даже в рабском обществе вырастали свободные личности. Так и в свободном обществе вырастают рабы!

Как только за воспитание человека берется общество, начинается «шлифовка» личности под социальный заказ. В  одном обществе это может быть выявление способностей ребенка  и создание условий для их развития, в другом обществе это может быть нивелирование каждой личности до неких  параметров «середнячка», винтика, послушного и незаметного на общем маловыразительном  фоне. Если в семье не был пробужден  Нравственный Закон внутри структур личности человека, из одаренного ребенка  может вырасти изворотливый приспособленец, а из того, чьи способности еще не пробудились, может вырасти маргинальная личность, не признающая никаких ограничений.

Такое общество, в котором  каждый ребенок с первого дня  жизни будет окружен любовью  и заботой семьи, живущей в  достойных условиях, получит возможность  реализовать все свои таланты, заложенные Творцом, еще не существует даже в  самых развитых государствах земли. Нравственный Закон – основа основ  будущего общества Золотого Века, не пробужден  еще в большинстве людей, живущих  на планете.

Но есть одно важное условие, при котором пробуждение Нравственного  Закона возможно у взрослого человека, это духовное Пробуждение, которое  может мгновенно преобразить  личность! Сознание духовно пробужденного  человека делает резкий рывок в своем  эволюционном развитии, совершает «вознесение» в тонких структурах многомерного организма. Человек «прозревает», ему уже нет нужды объяснять «что такое «хорошо» и что такое «плохо», Нравственный Закон дает интуитивное, на генетическом уровне существующее Знание!

Только человек  с пробужденным нравственным стержнем является подлинно свободным, так как все ограничения, налагаемые на него «осознанной необходимостью», безоговорочно принимаются, не вызывая вопросов «почему» и «зачем».  
Некий философ в свое время сказал: «Хочешь быть свободным, стань рабом Закона». И только Нравственный Закон может быть признан справедливым в этой формуле, никакой другой. Это парадоксальное утверждение, тем не менее, несет в себе глубокую истину, так как только высоконравственные люди, в ком Нравственный Закон определяет линию жизни, подлинно свободны. Только такие люди творят Новый мир, хотя могут быть самыми незаметными членами общества.

 

Нравственные ценности 
 
Гражданские ценности

В целом слова  о нравственных ценностях раскрывают перед вами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти  к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях  рассматривает социальную модель нравственного  поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте  жизни людей. За каждым словом и образом  вы ощутите, что мир доброй воли является неотъемлемой частью добродетели и  тех основ, которые предстают  перед нами, выстраивая те принципы, которые становятся правилами жизни, оберегающими спокойствие и сулящие  каждому из вас благополучие и  успех. Общество зависит от вас, оно  нуждается в социальной активности каждого человека, в нашей доброй воле, нравственном самосознании и  готовности встать на его поддержку  и защиту.

Личностные  ценности

Основой жизнедеятельности  каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые  можно именовать как некое  единство личных ценностей, сформированных на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и  знаний, прививаемых посредством  воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении  соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности. Всё это влечёт потребность в  повышении нравственных качеств  каждого из нас, что говорит, в  том числе, и о необходимости  охраны и безостановочного совершенствования  всей совокупности личностных ценностей. Каждое явление, в том числе и  нравственное совершенство, имеет своё начало и последовательные шаги развития. Каждый из нас рождается и вступает в этот мир, проходя многие события  и условия, формирующие наше мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно разобраться в этих условиях и найти наиболее благоприятные  и перспективные возможности  для воспитания наиболее гуманистических  качеств человеческого характера, соответствующих человеческой природе, возносящей нас в мир духовного  совершенства.  
 
В связи со всем сказанным, проникновение в нравственные устои можно начать с утверждения того, что главенствующим принципом и истоком формирования нравственной личности становится свобода, выраженная в возможности действовать и мыслить в согласии с совестью. Так как если мы попираем человеческую советь, то лишаем себя не только свободы, но прежде всего важнейшего качества своей личности, связующего нас с высшими духовными истоками Бытия. Без совести мы слепнем и становимся рабами обстоятельств и животной природы страха, желаний и похоти, теряя человеческий образ, дарованный нам при рождении.  
Также можно утверждать, что физической основой душевного и духовного благополучия человека является здоровье, неотъемлемо связанное с уважением, верой, неприкосновенностью личной жизни, безопасностью, правом на труд и социальной востребованностью. Это совершенно необходимая часть личностных ценностей, так как, лишаясь здоровья, мы часто теряем и возможность осуществлять духовное совершенствование, ставя во главу угла свои страдания и немощь, отвлекаясь от главной цели жизни. Тем более понятие здоровья многогранно, поэтому оно охватывает не только состояние нашего телесного естества, но также души и даже духа.  
Рассматривая благополучие своей души, мы не можем пройти мимо вопросов её воспитания. Поэтому в свою очередь, важно заметить, что гуманизм, доброта, добрая воля, бескорыстие, энтузиазм, этичность, эстетика, знания и творчество становятся школой нравственной культуры человека, воспитывающей честь и достоинство личности. Это слова о человеческом мировоззрении – важнейшей ценности нашей личности. Духовные устои и способность воспринимать мир полноценно и всестороннее формируют не только наш образ мышления, но и те принципы и образ жизни, который служит утверждению в нашем сердце и окружающем мире нравственных устоев Бытия.  
В итоге любовь к ближним, жизненный опыт, семейные отношения и гражданская активность наделяют каждого человека отчизной – основой самоопределения каждой личности. Как растение питается соками земли, лучами солнца и влагой пространства, принявших семя и взрастивших его корень и побеги, так личность становится индивидуальностью и творцом только из совокупности любви, проявленной к ней. Той любви, которая согрела нас, поддержала и вознесла, поселившись в человеческом сердце, питая ощущением счастья на протяжении всей жизни, помогая преодолевать испытания и находить истинные решения, даруя благодатный путь духовной самореализации.

Информация о работе Нравственность