КСО в контексте этики бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:25, реферат

Описание работы

Мы живем в эру инноваций, роста свободных рынков и мировой экономики. В свете новых технологий, изменения роли государства и выхода новых игроков на мировую сцену появляются новые возможности, требования и ограничения. Именно поэтому под влиянием рынка и общества все сильнее возрастает роль и ответственность бизнеса. И хотя цель получения прибыли в бизнесе понятна и ясна, люди больше не принимают ее как оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения. От современного бизнеса ожидают, что он станет ответственно использовать общественные ресурсы, действуя не только во благо своих компаний, но и всего общества. Ведя свои дела ответственно, фирмы создают необходимый социальный капитал доверия и справедливости.

Работа содержит 1 файл

КСО РЕФЕРАТ.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЁВА 
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

Факультет экономики и  управления

 

Кафедра социальных систем и права.

 

 

 

 

Реферат по КСО 
на тему: «КСО в контексте этики бизнеса».

 

 

 

Выполнил:

 

Проверила:

 

 

Оценка:

 

Дата:

 

 

 

 

 

Самара, 2012

Введение

Мы живем в эру инноваций, роста свободных рынков и мировой  экономики. В свете новых технологий, изменения роли государства и  выхода новых игроков на мировую  сцену появляются новые возможности, требования и ограничения. Именно поэтому  под влиянием рынка и общества все сильнее возрастает роль и  ответственность бизнеса. И хотя цель получения прибыли в бизнесе  понятна и ясна, люди больше не принимают  ее как оправдание для игнорирования  норм, ценностей и стандартов поведения. От современного бизнеса ожидают, что  он станет ответственно использовать общественные ресурсы, действуя не только во благо своих компаний, но и  всего общества. Ведя свои дела ответственно, фирмы создают необходимый социальный капитал доверия и справедливости.

В течение последних десятилетий  правительства, международные институты, транснациональные организации, профсоюзы  и гражданское общество вели диалог об ответственности бизнеса. В мире формируются новые стандарты  и процедуры, появляются ожидания в  отношении бизнеса. Компании и рынки, которые не знакомы с ними или  не могут строить свое будущее, опираясь на них, не смогут участвовать на равных во всемирном диалоге и рискуют  отстать по мере развития мировой  рыночной экономики. По всему миру предприятия  создают и внедряют программы  деловой этики, чтобы решать юридические  и этические проблемы, проблемы защиты окружающей среды. Такие предприятия  не только удовлетворяют запросам своих  работников, акционеров, сообществ, но и вносят вклад в экономическое  благосостояние своих стран.

В связи с этим за последние  двадцать лет проблемы этики бизнеса  все больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая  оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и  т.п. Относительно новым принципом  современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности.

Социальная ответственность  бизнеса начинает активно и успешно  реализоваться во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально  незащищенные слои и заботясь о природоохранных  мерах, — они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность  бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна  и эффективна.

На мой взгляд, взаимообусловленность  общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в  пользу социально ориентированной  и нравственной экономической стратегии. Кроме того, важно отметить, что  от поступков менеджеров, от того, какие  решения они принимают, часто  зависят судьбы многих людей.

Целью моего исследования является раскрытие смысла понятия  социальной ответственности в современном  бизнесе, рассмотрение основных спорных  вопросов, касающихся социальной ответственности, а также применения этого принципа на практике.

 

 

Глава 1. Развитие понятий этики бизнеса и социальной ответственности

1.1 История развития  понятия ответственности как  моральной категории

Хотелось бы начать с того, что значение ответственности как  социально-философской категории  определилось сравнительно поздно. X. Йонас  объясняет это тем, что мера ответственности  соотносится с мерой власти и  знания, а они в доиндустриальную эпоху были ограничены.В результате вопрос о последствиях поступков разрешался «естественным» путем - по мере наступления этих последствий. С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно - через такие этические категории, как мораль (нравственность), долг, добро и зло, свобода и необходимость.

Аристотель - автор аретологической концепции ответственности, согласно которой должное воздается и доброжелательному, и недоброжелательному. Аристотель не использует специальное понятие «ответственность», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, по своей воле человек правосуден или неправосуден, и соответствии с совершенными поступками ему оказывают почести или его наказывают по суду. Ответственность, таким образом, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются.

Иммануил Кант - один из первых мыслителей, использовавший уже в XVIII веке категории «ответственный» и «ответственность», значение которых он определял как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному закону.

Наиболее яркие представители  утилитаризма И. Бентам и Дж. С. Милль  полагали, что критерием рациональности служит «польза» для объекта ответственности.

В XIX - XX вв. ответственность  рассматривается непосредственно - как проблема вменения. Здесь можно  обратиться к концептуализациям ответственности М.Вебера и Ф.Ницше - именно эти мыслители сформулировали важнейшие идеи относительно происхождения ответственности и принципа ответственности. Их подходы к пониманию ответственности различаются по степени субъектности. В отличие от Ницше, М.Вебер не считал ответственность субъективным конструктом. Он подчеркивал историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую форму ответственности человека за свои собственные решения, оправданные лишь индивидуальной совестью.

Ж.-П.Сартр утверждал, что  «наша ответственность гораздо  больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все  человечество...». Поступая определенным образом, человек тем самым как  бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или  проявить себя в качестве совершенно свободного человека. Более того, чувство  полной и глубокой ответственности, по Ж.П.Сартру, является результатом  осознания человеком того, что, осуществляя  выбор, он вместе с собой выбирает и все человечество.

В 60-70гг XXв. этика ответственности выдвигается как самостоятельная часть этики благодаря работам Ханса Ленка. Он определяет ответственность как понятие, которое выражается в реляционном вменении нормы посредством оценивания контролируемых ожидаемых поступков. Анализ проблем, связанных с атрибуцией (приписыванием) и мерой ответственности содержится в работе «Размышления о современной технике».

Ганс Йонас изложил свои взгляды по этой проблеме в своей знаменитой работе «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической ситуации».

По мнению Йонаса, в связи  с возможностью грядущих техногенных  катастроф традиционная этика исчерпала  себя и необходима новая этика, в  основании которой будет принцип  ответственности. На смену всем этическим  концепциям должна прийти этика ответственности. Ответственность – центральное  понятие современной этики.

Йонас выделяет два вида ответсвенности:

  • Естественная (призвание), представляющая собой неотъемлемый предписанный статус;
  • Контрактурная (обязанность), т.е. достигаемый социальный статус личности

Причины появления «этики ответственности»:

  • Неизмеримо возросшая технологическая мощь человека (экология, зависимость от техники);
  • «Динамизация» жизненных обстоятельств в индустриальном мире (современный человек не успевает задуматься);
  • Угроза природе и живому (включая самого человека) из-за побочных воздействий промышленных процессов.

Именно поэтому, по мнению Йонаса, необходимо пересмотреть понятие  «ответственность». Он выдвигает идею расширения из моральных соображений  концепции ответственности путем  перехода:

  • От концепции ответственности виновного к ответственности «человека-опекуна» («этика заботы»);
  • От призыва к ответственности ex post(«после того») к заботе об ответственности и предупреждающей ответственности (precaution responsibility);
  • От ориентированной на прошлое ответственности за результат действия к ориентированной на будущее самоответственности, которая определяется способностью контролировать и возможностью располагать властью.

Таким образом, основные идеи Г.Йонаса можно кратко сформулировать в следующих пунктах:

  • «Ответственность за будущее» (промышленные предприятия – главный источник загрязнения);
  • Ответственность «за», а не «перед» (область ответственности);
  • Не просто подотчетность (а ответственность перед всеми);
  • Самостоятельно принимаемая ответственность в качестве универсального долга.

Особое звучание ответственность  приобретает в середине XX века, когда  результатом хозяйственной деятельности становятся не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом  в целом. Для осознания приоритетности интересов общества как целого особое значение имела проблема устойчивости социальных систем, их интегрированности и стабильности, разработанная Т. Парсонсом.

К концу XX века категория  ответственности стала замещаться такими понятиями, как "локальная  детерминация" (Ж.-Ф.Лиотар), "соблазн" (Ж.Бодрийар), "забота о себе" (М.Фуко). Ф.Фукуяма выдвинул идею о "конце истории" и "последнем человеке", для которого ответственность исчезает вообще.

В XX в. осмысление ответственности  как основополагающего принципа действования человека приводит к пониманию того, что «быть ответственным» может не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая категория - «социальная ответственность», реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности. Социальная ответственность приписывается не отдельно взятому индивиду, а индивиду как представителю социальной общности.

Подход, в основе которого лежит приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции  социальной ответственности бизнеса. Она основывается на том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для  большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные положения данной концепции  сложились в 30-е годы XX века.

Уровни социальной ответственности  бизнеса:

  • Базовый уровень («легальность»): соблюдение законодательства и стандартов, своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, обеспечение безопасности труда, по возможности – создание новых рабочих мест.
  • Второй уровень – обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы и т.д. (создание социального капитала).
  • Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса, - благотворительная деятельность и меценатство, социально-маркетинговые программы, спонсорство, филантропство и т.д. плюс социально-значимые программы.

1.2 Определения  и сопоставление понятий «социальная  ответственность» и «этика бизнеса»

Как известно, существует общечеловеческая этика как система норм нравственного  поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу в целом. Но наряду с этим в некоторых сферах профессиональной деятельности выработалась своя специфическая этика.

Для начала определим само понятие «деловая этика», или «этика бизнеса». Профессор П.В. Малиновский  таким образом трактует этот термин:

«Деловая этика в широком  смысле - это совокупность этических  принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций  и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую  оценку как внутренней, так и внешней  политики организации в целом; моральные  принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения».

Информация о работе КСО в контексте этики бизнеса