Этика поведения в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

В настоящее время возрастает роль этических вопросов в организационном поведении и менеджменте. В своей деятельности компании сталкиваются с проблемами, являющимися следствием культурного разнообразия, а также различий в правительственной и законодательной системах разных стран. К таким проблемам относятся коррупция и взяточничество в международной деловой практике, плохие условия работы, использование труда детей и заключенных в некоторых странах и участие международного бизнеса в оказании поддержки правительствам, не уважающим и не защищающим основные права человека своих граждан.
Этика и экономика переплетаются куда теснее, чем обычно считается. Можно даже сказать, что выгода от неэтичного поведения утрачивается в отсутствии здорового хозяйства.

Содержание

Введение.
1. "Культурный релятивизм" и "этический абсолютизм".
2. Проявление влияния культуры на деловую этику некоторых стран.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Этика бизнеса Этика поведения в международном бизнесе.doc

— 74.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологии и истории

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине "Этика бизнеса"

на тему:

«Этика поведения в международном бизнесе»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса, 591 группы

Санданова Н.Б.

Проверил: проф., доктор философ. наук

Желобов А.П.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

План.

 

Введение.

1. "Культурный релятивизм" и "этический абсолютизм".

2. Проявление влияния культуры на деловую этику некоторых стран.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время возрастает роль этических вопросов в организационном поведении и менеджменте. В своей деятельности компании сталкиваются с проблемами, являющимися следствием культурного разнообразия, а также различий в правительственной и законодательной системах разных стран. К таким проблемам относятся коррупция и взяточничество в международной деловой практике, плохие условия работы, использование труда детей и заключенных в некоторых странах и участие международного бизнеса в оказании поддержки правительствам, не уважающим и не защищающим основные права человека своих граждан.

Этика и экономика переплетаются куда теснее, чем обычно считается. Можно даже сказать, что выгода от неэтичного поведения утрачивается в отсутствии здорового хозяйства.

Вопрос этики – это не вопрос о том, преследуют ли те или иные компании свои интересы. Скорее это вопрос о том, какими методами они преследуют эти интересы. Если используемые методы приводят к взаимной выгоде, если нет надобности в обмане, тогда можно говорить об этичном бизнесе. Честность и надежность – чрезвычайно ценные качества, при этом больше всего выгоды приносят они тем, за кем создается репутация честного и надежного партнера.

 

 

 

 

 

 

 

1. "Культурный релятивизм" и "этический абсолютизм".

 

Осенью 1994 года на саммите ООН в Копенгагене была оглашена Декларация об этике бизнеса, принятая летом этого же года и переведенная на двенадцать языков. В Декларации излагаются принципы ведения бизнеса.

Во Введении к этому документу сказано, что он опирается на два основных этических идеала. Один из них означает совместную жизнь и работу на общее благо, при том, что сотрудничество и взаимное процветание сосуществуют со здоровой и честной конкуренцией. Второй выражает понятие человеческого достоинства и имеет в виду святость и самоценность каждой личности, которая является венцом, а не просто средством достижения цели других людей или даже большинства. Кроме того, в документе отмечается, что контакты на почве бизнеса зачастую представляют собой начальную точку соприкосновения наций, и от того, какие экономические и социальные изменения проистекают вследствие этих контактов, зависит уровень страха или доверия между людьми во всем мире.

Постоянным источником споров в сфере международного бизнеса и менеджмента является влияние культуры на этичность поведения. На рис. 1 изображен континуум, противопоставляющий "культурный релятивизм" и "этический абсолютизм".

Культурный релятивизм исходит из предпосылки о том, что этичность поведения определяется его культурным контекстом.

Специалисты по деловой этике определяют культурный релятивизм как позицию, в соответствии с которой не существует универсального способа правильно вести себя, и этичность поведения определяется его культурным контекстом. Другими словами, в международном деловом поведении следует исходить из принципа: "Когда ты в Риме, поступай, как римлянин". Если человек придерживается позиции культурного релятивизма, то потогонная система будет вполне приемлемой до тех пор, пока она соответствует законам и практике местной культуры. На противоположном полюсе континуума на рис. 1 находится этический абсолютизм – предположение в духе универсализма, согласно которому существует одна единственная нравственная норма, подходящая для всех ситуаций независимо от культурных и национальных особенностей. Другими словами, если такая практика, как детский труд, неприемлема в родной стране, с ней не смириться ни в каком ином месте. Критики абсолютистского подхода заявляют, что он представляет собой форму этического империализма, поскольку пытается несправедливо или бессмысленно навязывать внешние этические нормы местной культуре, не уважая ее потребности и уникальность ситуации.

 

 

Культурный релятивизм                                                     Этический абсолютизм

 

14

 



Не существует высшей этики.

Ценности и практика конкретного места определяют, что хорошо, а что плохо.

 

 

 

Когда ты в Риме, поступай, как римлянин.

 

Определенные абсолютные истины применимы повсеместно.

Универсальные ценности, а не культура, определяют, что хорошо, а что плохо.

 

Не делай ничего такого, что ты не сделал бы дома.

14

 



 

Рис. 1. Крайности культурного релятивизма и этического абсолютизма в этике международного бизнеса

 

В этом споре не существует простого ответа, так как определенную опасность представляет как культурный релятивизм, так и этический абсолютизм. В международном бизнесе следует руководствоваться в своем поведении основными или пороговыми ценностями, в любой ситуации уважая и защищая фундаментальные права человека. Для адаптации и модификации действий существует определенное пространство за данным порогом, позволяющее уважать традиции, основы и потребности различных культур.

 

 

2. Проявленике влияния культуры на деловую этику некоторых стран.

 

Итальянский стиль.

Одним из деловых крупнейших партнеров России традиционно является Италия. Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики страны. Большая зависимость от внешней торговли определяется, с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности функционируют, используя главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, с другой – относительной узостью внутреннего рынка.

Представители мелких и средних фирм Италии обычно более активны при установлении партнерских отношений, не затягивают решение организационных и формальных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты связей. Это объясняется тем, что у них отсутствуют сложные бюрократические процедуры принятия административных решений. Как правило, для налаживания деловых связей достаточно обмена официальными письмами, в которых излагается краткая информация о фирме и указывается предмет делового интереса.

Иногда для установления деловых связей обращаются к услугам посредников, сеть которых в Италии особенно сильно развилась в последнее время.

Итальянские бизнесмены придают большое значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире или обществе. Поэтому перед деловыми встречами они стремятся узнать трудовую биографию потенциальных участников, их возраст, должность и т.д.

Немаловажное значение придается в Италии налаживанию дружественных, неформальных отношений с иностранными партнерами, особенно во внеслужебное время. Здесь следует иметь в виду, что итальянцы очень гордятся своей страной как колыбелью многих видов искусств и ремесел, поэтому проявление уважения и знаний в этой сфере всегда производит благоприятное впечатление и позволяет быстро создать атмосферу доверия и благожелательности. Кроме того, многие вопросы итальянцы предпочитают обсуждать в неофициальной обстановке, например, в ресторане. Считается, что такая обстановка позволяет более свободно высказывать истинное мнение или критические замечания в адрес партнера, не рискуя вызвать его неудовольствие. В спорных вопросах итальянцы стремятся к разумному компромиссу, в исключительных случаях прибегая к помощи арбитража.

Следует отметить, что бизнесмены из северных районов Италии будут существенно отличаться от представителей южных областей страны или ее островной части. Их отличия – в темпераменте, деловой хватке, даже в тонкостях языка.

Английский стиль.

Вступая в деловые контакты с английскими фирмами, необходимо учитывать специфику английского бизнеса. Прежде всего надо отметить, что деловой мир Великобритании неоднороден не только в социальном плане, но и в своей "цеховой" специализации, что отличает его от деловых кругов других стран. Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профессиональный уровень, а с другой – препятствует притоку "свежей крови". Бизнесмены Великобритании – одни из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Английские бизнесмены, работающие в промышленности, умеют тщательно анализировать ситуацию, складывающуюся на рынке, составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы. Как правило, они проявляют напористость, когда дело идет о сиюминутной выгоде, заключении сделок, приносящих немедленную прибыль, и очень неохотно идут на расходы, отдача от которых будет через 5–10 лет. В то же время финансовому и сырьевому секторам британского бизнеса практически нет равных в мире. Финансовый сектор играет роль не только банка идей, но и является идеологом в проведении тех или иных нововведений.

Английскому бизнесу свойственны социальный консерватизм, приверженность идеям, имеющим многовековую историю. С другой стороны, первые венчурные фирмы появились именно в Великобритании. Английский бизнесмен – это эрудированный человек, в котором сочетаются профессиональная высочайшая подготовка и своеобразный политический инфантилизм. Чисто человеческие факторы имеют для него огромное значение. Он не замыкается в своей работе, а имеет широкий круг интересов, связанных не только с экономикой, но и со спортом, литературой, искусством. Он очень наблюдателен, хороший психолог и не приемлет фальши и сокрытия слабой профессиональной подготовки.

Прослойка бизнесменов довольно узкая, и пополняется она в основном из семей, которые занимались предпринимательством многие десятилетия. Поэтому молодые люди, входящие в мир бизнеса, имеют превосходную психологическую подготовку. Теоретическую и практическую подготовку они получают в колледжах и специализированных коммерческих школах. Кадровый отбор после окончания учебы носит тщательный и придирчивый характер. Как правило, существует конкурс и тех, кто прошел отбор, зачисляют в компанию по временному контракту. Дальше служебная карьера зависит от профессиональных и личностных качеств, а также от социального статуса выпускника.

В деловых английских кругах выработан ритуал вручения подарков и определен круг товаров, которые рассматриваются не как взятки, а как подарки. К этим товарам относятся календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, на Рождество – алкогольные напитки. Другие товары рассматриваются не как знаки внимания, а как средства давления на партнера. Английские фирмы очень щепетильно относятся к этому. Если в деловых кругах станет известно, что представители каких-то фирм замешаны в таких действиях, то доверие к ним может быть подорвано. И это настолько серьезно, что этим бизнесменам приходится уходить из данной сферы деятельности.

Позиция на переговорах любой английской фирмы, как правило, жесткая. Просчитывается каждая позиция, строго фиксируется каждая деталь, каждый параметр контракта. Хотя британские фирмы принимают решения не так быстро, как, например, фирмы других европейских стран или японские компании, зато степень риска в принятом решении минимальная. Везде и всегда британский бизнес умело и эффективно проявляет и отстаивает свои интересы.

Американский стиль.

Для американского стиля делового взаимодействия характерен утилитаризм (все должно давать доходы): отсутствие напрасных затрат труда; пренебрежение к традициям; сила данного слова; тщательность в проработке организации любого дела; анализ, разделение функций и скрупулезная проверка исполнения; нацеленность на то, чтобы сегодня сделать лучше, чем вчера; большое внимание к мелочам; специализация кадров и производства; краткость и ясность, конструктивизм.

Специалисты группы стратегических исследований американского бизнеса, осуществляющей проекты и обучение в области маркетинга и хозяйственных связей, обращают внимание на некоторые особенности предпринимательского климата в США.

В частности, американцы считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не сообщают партнерам информацию обо всех деталях, но ожидают от них понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски. Американцы быстро реагируют на все и требуют от партнеров того же. Всеобщий принцип американского бизнеса – получение прибыли. Если полученные американской фирмой предложения способствуют достижению ее важнейшей цели, то они обязательно ее заинтересуют. Но эти предложения должны быть только реальными.

Информация о работе Этика поведения в международном бизнесе