Этика эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:31, реферат

Описание работы

Если доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи средневековья было обоснование супранатуралистического* источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой. Однако инновационные внедрения мыслителей Нового времени в эту (заданную предшествовавшей эпохой) проблему весьма существенны и предполагают не только сведение морали с неба на землю, но и обоснование нравственной полноценности личности. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. Разум призван обуздать эгоистически направленную естественность человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 1. Предмет этики………………………………………………………………4 2.Этическая рефлексия Нового времени…………………………………….5

3. Этические учения Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………...6 4. Этика в Англии……………………………………………………………..6

5. Этика во Франции и Голландии………………………………………….12

6. Этика в Германии…………………………………………………………15

7.Этика в России……………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Этика.rtf

— 134.97 Кб (Скачать)

      Яростный ненавистник Гегеля, Артур Шопенгауэр (1788-1860) противопоставил рационализму, связывающему Лейбница, Канта и Гегеля, иррационализм, поскольку в «Мире, как воле и представлении» провозглашал первоосновой всего не идею, не разум, а слепую, нерассуждающую волю. Естественно, что мир, порожденный такой волей, оказывается худшим из возможных миров, а человек - эгоистом до мозга костей. В «Двух основных проблемах этики» Шопенгауэр отрицает свободу воли, поскольку человек сам, как и мир, есть порождение мировой воли и по природе склонен к злу, а не к добру. Однако, обладая интеллектом, человек может осознать свое положение в мире, что проявляется в стремлении к спасению от зла мира через индивидуальную аскезу в духе индийской философии. Основанием этики Шопенгауэр считает чувство сострадания как результат неосознаваемого единства людей, порожденных мировой волей.

      Фридрих Ницше (1844-1900) выступил с «переоценкой всех ценностей», подразумевая под этим отказ от христианской морали как морали рабов со всеми ее отрицательными чертами, и прежде всего завистью и ненавистью ко всем сильным и лучшим. В «Генеалогии морали», «Человеческом, слишком человеческом», «По ту сторону добра и зла» Ницше беспощадно критикует современную ему мораль, проповедует «волю к власти» и пришествие «сверхчеловека», свободного от фальши, характерной для морали современного человека. Называя себя «антихристианином», Ницше утверждает, что «Бог умер», а «переоценка всех ценностей» и отказ от христианской морали подводит его к мысли об «имморализме», вседозволенности. Ницше объявляет себя противником идеи равенства людей, поскольку и эта идея - проявление все той же «стадной, рабской морали». Парадоксальность взглядов Ницше вызвала противоречивую их оценку - от восторженной до резко отрицательной. В определенном смысле Ницше развивает идеи волюнтаризма, своеобразно соединяя его с эволюционизмом.

      Последним словом немецкой этики XIX в. были марксизм и неокантианство, оказавшие значительное влияние на этику XX в.

 

                              7.Этика в России

      Религиозно-этическая мысль в России в XVII в. выразилась в противостоянии официальной церкви и раскольников, патриарха Никона (1605-1681) и протопопа Аввакума (1620/21-1681). Следует отметить и религиозно-философские произведения Григория Сковороды (1722-1792), труды деятелей церкви, таких как Дмитрий Ростовский (1651-1709), Серафим Саровский (1759-1833), поучения Оптинских старцев (вторая половина XIX - начало XX вв.).

      Впервые изложение философско-этической проблематики начинается в Московском и Петербургском университетах с опорой на философско-этические труды Христиана Вольфа и его интерпретаторов. Русские и немецкие лекторы брали лучшее, что было в западной (прежде всего немецкой) философии. Яков Козельский (ок. 1728 - ок. 1794), близкий к Московскому университету, Александр Николаевич Радищев (1749-1802) и Николай Иванович Новиков (1744-1818) высказывали антропоцентристские идеи. Радищев, обличая пороки крепостничества, опирался на французских просветителей. В числе первых лекторов по нравственной философии был Дмитрий Николаевич Синьковский (ум. 1792), который считал, что познание нравов осуществляется по словам и Действиям людей. Высоко оценивал Лейбница и Локка за рассуждения о нравах Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Труд Александра Петровича Куницына (1783-1840) «Право естественное», опиравшийся на идеи Канта и Руссо, был запрещен в 1820 г., а сам профессор уволен. Гонения на философию продолжались и достигли предела в 1850-1860 гг.

      Развитие этических взглядов, особенно обращение к проблемам нравственного воспитания, отличало взгляды Николая Ивановича Пирогова (1810-1881), Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871), Петра Федоровича Каптерева (1848-1922). Проблемы нравственно-патриотического воспитания, формирования личности, связь нравственного, религиозного и политического воспитания - предмет постоянных дискуссий западников и славянофилов. На развитие русской этической мысли оказали заметное влияние «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) и разработка антропологического принципа в философии Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889). Этические взгляды великих писателей-философов Льва Николаевича Толстого (1828-1910) и Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) оказали воздействие на мировую философско-этическую мысль. «Оправдание добра» Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) в еще большей мере усилило интерес русских мыслителей к философско-этической и религиозно-этической проблематике, определило своеобразие русской религиозно-философской мысли. 
 
 
 

              Заключение

Следует отметить, что этика эпохи Просвещения кардинально отличалась от этики эпохи Средневековья. То что раньше считалось злом и всячески отвергалось, теперь ставилось во главу угла. Религиозная схоластика эпохи Средневековья заменилась понятиями «разум» и «рационализм». Были сформулированы основные правила этики Просвещения: повиноваться законам и обычаям своей страны и, следуя разумным советам, быть умеренным, избегая крайностей; пользоваться своим умом в познании, иметь определенные суждения о добре и зле, о том, как должно или не должно поступать; быть твердым и решительным в следовании советам разума. Эта твердая решимость в действиях и есть добродетель. Разум, в эту эпоху, был призван обуздать эгоистически направленную естественность человека.

    Развиваются новые этические учения: английские, французские, немецкие. При всем различии английской, французской и немецкой философии XVII в. рационализм в них господствует даже при решении философско-религиозных проблем. Рационалистична в основном и этика. Обращение к проблемам этики становится более систематичным, появляются четкие направления, завязывается полемика. Вместе с тем утрачиваются непосредственность и широта подхода, характерная для возрожденческого гуманизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Список использованных источников: 

      1.  Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М, 1972. Т. 2.  45 - 50 c.

      2.   Локк Д. Мысли о воспитании // Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. 78 - 83 c.

      3.   Монтень М. Опыты. М.; Л., 1954, 1958, 1960. Кн. 1-3.  37 - 38 .

      4.   Гартман Н. Этика. СПб., 2002. 12 - 13 c.; 16 с.

          5.   Гарин И. И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.                                 40 - 44 с.

      6.   История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003. 56 - 58 с.

           7.  Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. 92 - 94 с. 
 
 
 

Информация о работе Этика эпохи Просвещения