Этика эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:31, реферат

Описание работы

Если доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи средневековья было обоснование супранатуралистического* источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой. Однако инновационные внедрения мыслителей Нового времени в эту (заданную предшествовавшей эпохой) проблему весьма существенны и предполагают не только сведение морали с неба на землю, но и обоснование нравственной полноценности личности. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. Разум призван обуздать эгоистически направленную естественность человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 1. Предмет этики………………………………………………………………4 2.Этическая рефлексия Нового времени…………………………………….5

3. Этические учения Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………...6 4. Этика в Англии……………………………………………………………..6

5. Этика во Франции и Голландии………………………………………….12

6. Этика в Германии…………………………………………………………15

7.Этика в России……………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Этика.rtf

— 134.97 Кб (Скачать)

     Государственное образовательное учреждение высшего

     профессионального образования

     «Российская таможенная академия»

     Кафедра управления 
 

     Реферат

     по дисциплине «Этика деловых отношений»

     на тему «Этика эпохи Просвещения» 
 

     Выполнил: студент 1-го курса очной

     формы обучения юридического факуль-

     тета, группа 3101 Д. А. Устин

     Проверил: _________________________

     __________________________________ 

     Оценка: ___________________________

     Подпись: __________________________

                     «    » ___________________ 2007 г.  
           

г. Люберцы

2007

 

      

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 1. Предмет этики………………………………………………………………4  2.Этическая рефлексия Нового времени…………………………………….5

3. Этические учения Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………...6                                       4. Этика в Англии……………………………………………………………..6

5. Этика во Франции и Голландии………………………………………….12

6. Этика в Германии…………………………………………………………15

7.Этика в России……………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………….21

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Введение

        Слово «этика» происходит от греческого слова hdoz, что значит «нравы». В системе наук Аристотель поместил этику между учением о душе (психология) и учением о государстве (политика). Таким образом, он подчеркнул, что, с одной стороны, основанием этики является психология, трактующая устройство души, психические особенности человека, его внутренний мир; с другой стороны, практическая задача этики - воспитание достойного гражданина государства путем формирования его нравственных качеств.

     Если доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи средневековья было обоснование супранатуралистического* источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой. Однако инновационные внедрения мыслителей Нового времени в эту (заданную предшествовавшей эпохой) проблему весьма существенны и предполагают не только сведение морали с неба на землю, но и обоснование нравственной полноценности личности. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. Разум призван обуздать эгоистически направленную естественность человека. 
 

                        1. Предмет этики

      В IV в. до н. э. Аристотель, один из великих древнегреческих мыслителей, создал первую систему наук, определенным образом связав их между собой. Эта система охватывала весь накопленный к тому времени опыт познания человеком космоса, природы, общества и человека. Сочинение, посвященное проблемам межчеловеческих отношений и воспитанию добродетелей, Аристотель назвал «Этикой».

      Само слово «этика» происходит от греческого слова hdoz, что значит «нрав, нравы». В системе наук Аристотель поместил этику между учением о душе (психология) и учением о государстве (политика). Таким образом, он подчеркнул, что, с одной стороны, основанием этики является психология, трактующая устройство души, психические особенности человека, его внутренний мир; с другой стороны, практическая задача этики - воспитание достойного гражданина государства путем формирования его нравственных качеств.

      В этике Аристотеля центральное место занимают вопросы о благе, природе и классификации добродетелей, о свободе воли и поведении человека, его целеполагающей деятельности, о дружбе и проблеме высшего блага. То есть Аристотель сумел обозначить многие так называемые «вечные вопросы морали». Однако содержание «Этики» шире: здесь Аристотель закладывает, в частности, основы политической экономии и правоведения. [4]

      Но Аристотель не определяет понятий «нравственность» и «мораль». Греческие мыслители (Аристотель, Демокрит и др.), характеризуя правильное поведение и правильное мышление, описывали именно нравственное поведение и моральное сознание, и только римские стоики (Сенека, Эпиктет, Плутарх и др.) отождествили с такого рода поведением и сознанием понятие «нравственного».

      Путь к абстрактным понятиям в языке достаточно долог: не только в древности, но и в Средневековье еще не было понятий «морали» и «нравственности». И хотя слова «мораль» и «нравственность» появляются в эпоху Возрождения, а в Новое время становятся общеупотребительными, об их толковании задумываются только в Новое время. 

                     2.Этическая рефлексия Нового времени

      Если доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи средневековья было обоснование супранатуралистического* источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени - это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой. Однако инновационные внедрения мыслителей Нового времени в эту (заданную предшествовавшей эпохой) проблему весьма существенны и предполагают не только сведение морали с неба на землю, но и обоснование нравственной полноценности личности. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. Разум призван обуздать эгоистически направленную естественность человека, согласовать индивидуальные устремления с общественным благом. Такая установка, рождающая иллюзию возможности морального переустройства сущего путем просвещения, а также стремление подойти к морали с точки зрения естественной науки, игнорирование ее специфики, приводят к универсализации моральных проблем, морализаторству, связанному с упованием на нравственный путь разрешения социальных противоречий. [5]  

*Супранатуралистический - основанный не на природных явлениях, а на каком-то сверхъестественном факторе и этим фактором определяющийся.

            

                   3. Этические учения Нового времени (XVII-XIX вв.)

      Новое время в философии началось с рационализма: и Фрэнсис Бэкон, и Рене Декарт опираются на человеческий разум, основное средство поиска истины. При всем различии английской, французской и немецкой философии XVII в. рационализм в них господствует даже при решении философско-религиозных проблем. Рационалистична в основном и этика. Обращение к проблемам этики становится более систематичным, появляются четкие направления, завязывается полемика. Вместе с тем утрачиваются непосредственность и широта подхода, характерная для возрожденческого гуманизма. [6] 

                             4. Этика в Англии

      Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в «Опытах, или Наставлениях нравственных и политических», критикуя отвлеченные моральные проповеди, подчеркивает значение этики для практической деятельности. По природе человек эгоист, и слова: «Возлюби ближнего как самого себя» подразумевают, что любовь к себе - оригинал, а любовь к ближнему - не более чем слепок. Поэтому правитель должен руководствоваться знанием человеческой природы, уметь использовать ее особенности. Идет ли речь о скрытности и притворстве, о доброте или зависти, на первом плане всегда польза. Если Монтень в опыте «О полезном и честном» решительно высказывается за честность, Бэкон рекомендует полезность. [1]

      Продолжая и систематизируя взгляды Бэкона, Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» и других произведениях утверждал, что изначальный эгоизм, присущий человеку, и его свобода обусловили «войну всех против всех» в первобытности. Лишь осознание этой опасности привело к естественному взаимоограничению свободы и возникновению государства. «Все естественные законы содержатся в одном, признанном всеми положении: не делай другому того, что ты считал бы неразумным со стороны другого по отношению к себе самому». Согласно Гоббсу, в основе морали лежит право. Он считал, что добродетель подданного заключается в подчинении законам государства и все поступки и привычки следует оценивать как благие или дурные по их мотивам и приносимой ими пользе государству.

      Противниками Бэкона и Гоббса выступили кембриджские платоники Бенджамин Уичкот (1609-1683), Ральф Кедворт (1617-1688), Генри Мор (1614-1687). Они считали, что сфера морали вечна и неизменна. Идеи добра, справедливости, любви к ближнему врожденные и лишь открываются постигающему их разуму. [3]

      Джон Локк (1632-1704) в «Опыте о человеческом разуме» подверг критике эти взгляды, дав психологическое истолкование возникновения различения добра и зла в процессе развития ребенка. В политических произведениях он развивает идею естественного права, утверждая равенство и свободу. Закон природы, по Локку, в том, что ни один из людей «не должен наносить ущерб жизни, свободе и собственности другого». Государство обеспечивает гражданские интересы людей, к которым Локк относит жизнь, свободу, здоровье и владение внешними благами. На первое место Локк ставит нравственное воспитание. Раз нет врожденных моральных принципов, цель всего воспитания - добродетель и мудрость. «Научите его (воспитанника) приобрести господство над своими склонностями и подчинить свои вожделения разуму. Когда это достигнуто и посредством постоянного упражнения обращено в привычку, тогда труднейшая часть сделана...» Так Локк вскрывает социальную природу нравственности. Его воспитанник Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713), напротив, продолжает по-своему «этику чувства», восходящую к кембриджским платоникам. Выступая против религии как источника фанатизма, Шефтсбери ставит мораль выше религии, но при этом превращает ее в вечную и неизменную. Он полагал, что нравственная оценка производится не разумом, а сердцем, а мировая гармония, как и гармония внутренняя, - от Бога. Каждой человеческой душе врождена внутренняя гармония как основа добродетели и моральное чувство, как «внутренний цензор». [2]

      Уничтожающей критике все варианты вечной и неизменной морали подверг Бернар де Мандевиль (ок. 1670-1733). В сатире «Басня о пчелах» (1706) он развивал мысль, что причиной развития общества послужили нужда, слабость, страсти человека и его эгоистические интересы - своекорыстие, зависть и лживость. Нравственные добродетели есть порождение политики. Сами добродетели порождены пороками, поэтому задача воспитания - так направить эгоистические наклонности, чтобы они работали на благо других лиц. Если Гоббс подчинял мораль закону, то Мандевиль всецело подчиняет ее политике.

      Фрэнсис Хатчесон (1694 - ок. 1747), продолжатель учения Шефтсбери, в «Исследовании о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725) отрицал эгоистическую природу человека и утверждал, что люди наделены «инстинктом великодушия», а человеческая природа «устроена для всеобщей любви и взаимных услуг». Добродетель «признается выше всех удовольствий и составляет главное счастье...»

      Эти две концепции - эгоизма и альтруизма - сумел объединить Дэвид Юм (1711-1776). Движущей человека силой, по Юму, являются аффекты, а их источник - удовольствие и страдание. К прямым аффектам относятся желание и отвращение, любовь и ненависть, гордость и униженность, радость и горе, надежда и страх. Источником нравственного чувства оказываются два принципа: полезность (эгоистичное стремление) и симпатия (альтруистическое стремление). Последняя порождает нравственное чувство, проявляющееся во всех искусственных добродетелях. Искусственными (социальными) добродетелями Юм называет те, которые являются результатом воспитания и жизни в обществе, главной из которых он считает справедливость. Личный интерес как социально-преобразованный эгоизм - первичный мотив установления справедливости, а симпатия является источником нравственного одобрения. В результате именно социальные и всеобщие принципы морали оказываются определяющими, подавляя аффекты эгоистические и частные.

      Очевиден психологизм и субъективизм Юма. Он едва ли не впервые вводит понятие ценности, общее для этики и эстетики. Мерилом ценности оказывается вкус. В суждениях о ценностях существуют значительные различия, источником которых оказываются воспитание, привычки, капризы, нравы, разные для разных народов и эпох. В целом этика Юма, соединившая утилитаризм и «этику чувства», оказывается оптимистично-гедонистичной.

      Адам Смит (1723-1790) систематизировал этику Юма в «теории нравственных чувств». Из симпатии как зародыша вырастает древо нравственности. Нравственный поступок похвален, коль скоро представляет собой единство пристойности (намерения) и полезности (по цели и результатам). Из симпатии выводится как содержание нравственного закона, так и критерий блага. На основе опыта формируются критика и самокритика своих поступков, моральная рефлексия, которая и есть совесть. Благодаря совести преодолеваются ослепление страсти и себялюбие. Наконец, уважение всеобщих жизненных правил формирует чувство долга.

Информация о работе Этика эпохи Просвещения