Этика Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Ислам - древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.
Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.
Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Исламская мораль, моральные нормы.…………………………………………………………………………….4
1.1.Адабы к мечети…………………………………………………………………………………………………………………5
1.2.Идеология ислама…………………………………………………………………………………………………………….6
1.3. Дать в долг – лучше, чем милостыню…………………………………………………………..……7
2.Социальные проблемы, ответственность ………………………………………………………………………..10
2.1. Адабы к соседям.…………………………………………………………………………………………………………….10
2.2.Адабы к родителям……………………………………………………………………………………………………….…12
2.3. Адабы жены к мужу………………………………………………………………………………………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………...18
Литература …………………………………………………………………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

контрольная Этика Ислама.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

1.3.Дать в долг – лучше, чем милостыня

 Предоставление денег  или других материальных ценностей  кому-либо на время с условием  возврата без увеличения суммы  по Шариату называется карз (долг). Карз - довольно распространенное  явление. Поэтому необходимо знать  рамки, определенные Исламом,  чтобы избежать всякого рода  конфликтов.

Карз - разрешенное деяние. Согласно нормам Шариата, заем денег - желательное и весьма богоугодное  деяние. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы и иджма улемов (единогласное мнение теологов-правоведов). Благотворительность  и садака (милостыня) также считается  своего рода карзом Аллаху.

В хадисе сказано: «Одолжить  мусульманину два раза - равносильно  отдать деньги один раз насовсем». Также  Пророк (мир ему и благословение) говорил, что вознаграждение за карз больше, чем за садака.

Как правило, в долг просит только тот, кто сильно в чем-либо нуждается. Поэтому, чем больше удовлетворенная  нужда, тем выше и вознаграждение для кредитора.

В хадисе сказано: «Мусульманин - брат мусульманину, он не угнетает и  не предает его. Кто удовлетворит нужду своего брата, Аллах исполнит его нужду, кто избавит своего брата от печали и заботы, того Аллах  в Судный день избавит от печали». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь Ми`раджа я видел, что на воротах Рая было написано: «Садака вознаграждается в десятикратном  размере, карз - в восемнадцатикратном». Я спросил у Джабраила (мир  ему): «Почему карз выше, чем садака?». Он ответил: «Человек может просить  что-либо, даже имея его, а одалживает он лишь в случае крайней нужды».

Согласно нормам Шариата, просить в долг дозволено (мубах), а давать - желательно (мандуб). Но если кредитор точно знает, что долг берется  в запретных целях (харам), как, например, для приобретения спиртного и  т. д., то одалживать – недопустимо (харам). Занимать нежелательно (макрух), если человек  знает, что он не сможет вернуть его. В то же время обязательно следует (ваджиб) одолжить, если просят по крайней  нужде, например для пропитания семьи, и если просящий не может получить средства другим путем.

 

Предоставление кредита  необходимо оговаривать. Дающему в  долг следует сказать: «Я даю тебе карз», а принимающий: «Я принял». Передача и прием средств молча недостаточны – произнесение таких или подобных им фраз обязательно.

Предписание точно оговаривать  заключение договора увеличивает ответственность  сторон и содержит гарантию от возникновения  в дальнейшем разного рода разногласий  и непонимания.

Желательно также, чтобы  при получении долга присутствовали свидетели и это оформлялось  в письменной форме или же заверялось у нотариуса. Иными словами, любые  действия, повышающие ответственность, приветствуются, поскольку это исключает  возможность возникновения в  будущем разного рода конфликтов и разногласий.

Занимающий должен быть зрелым, умным, умеренным в делах и  хозяйстве. Нельзя брать и давать карз несовершеннолетнему ребенку  и слабоумному. Предоставление кредита  должно быть сугубо добровольным актом  обоих сторон, карз по принуждению  недопустим.

Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и  другое имущество и ценности, которые  можно измерить и описать. Карз должен быть известным по весу, объему, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для того, чтобы долг мог быть возвращен в точности. Если не будут  ясно определенно параметры карза, то долг не считается. Нельзя брать  в долг продукты или что-либо другое, перемешанное с чем-либо, точное количество примеси в котором трудно установить, например, молоко, перемешанное с водой, пшеницу, перемешанную с овсом и  др.

Если кредитор потребует  свое имущество обратно, в то время  как должник использовал его, то необходимо вернуть что-либо другое, подобное тому, что одалживалось. Если между сторонами возникнут разногласия  насчет количества или признаков  карза, то преимущественно при рассмотрении дела в свидетельстве должника, подкрепленного клятвой, так как на нем лежит  обязанность в случае чего возместить средства из своего кармана.

Давший в долг может  потребовать его обратно в  любое время. Нет разницы, устанавливался ли какой-либо срок карза или нет.

В хадисе сказано: «Каждый  кредит, в котором содержится какая-либо польза, - это риба» (риба – ростовщичество). Любое условие, в котором содержится выгода для кредитора, как, например, условие, что должник вернет деньги в большем размере, или же товар  лучшего качества, чем одолжил, недопустимо. Карз должен преследовать только одну цель – помощь одалживающему.

Однако Шариат не запрещает  оговаривать возврат заема с  учетом инфляции. В этом случае необходимо четко определить из стоимости чего именно будет определяться карз на момент возврата, например, золота.

Шариат также не запрещает  отблагодарить одолжившего, например, сделать ему подарок. Но это необходимо сделать после исполнения долга, и подарок ни в коем случае не должен быть оговорен во время предоставления карза.

Отблагодарить же того, кто  сделал вам добро, желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Старайтесь возвращать свои долги красиво». В другом хадисе приводится: «Достойнейшие из людей  те, кто возвращают долги наилучшим  образом». В то же время заметим, что если в какой-либо местности  отблагодарить подарком за карз уже  стало традицией, то улемы советуют кредитору не принимать их, так  как в этом есть некий элемент  обязательности.

Карз необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой займа считается угнетением (зульм). В хадисе сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи  человека, но не долги. За карз будет  спрошено даже с шахидов, которым  Аллах прощает все проступки. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) напутствовал отправляющимся на джихад прежде всего вернуть долги.

В том случае, если должник  не в состоянии возвратить, что  занимал, желательно простить ему карз. Это является весьма богоугодным деянием.

Ислам считается с принципом  того, что прежде чем предписать ту или иную этическую заповедь, она должна восприниматься желанием и прочно усваиваться. Появление  первоисточника знаний - Корана - положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам, была создана подходящая атмосфера  для реформ и новаторства, были решительно укреплены позиции моральных  стандартов. Ислам источает энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и  серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением  к манерности и оригинальности, нет  и фальшивого страха. Религиозная  этика отводит известным правилам специфические функции в общей  схеме жизни, характеризуя их сферы  и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и  общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

Этика ислама охватывает все  проблемы. Жизненные проблемы процеживаются  через нравственную нормативную  сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская  этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и  рекомендует способы уничтожения  плохих навыков. Восторжествование  совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все  те, кто имеет положительное отношение  к этим требованиям, объединяются и  называются мусульманами.

В соответствии с Кораном, самым достойным является тот, кто  «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран, 49:13).

Смирение, скромность, умение контролировать собственные страсти  и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом - таковы морально-волевые  качества, многократно отмечаемые в  Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св. Коран, 3:146). «…которые преодолевают собственную ярость, которые умеют прощать. Аллах любит милосердных» (Св. Коран, 3:133-134). «Не поворачивайся спиной к людям и не зазнавайся, и не ходи по земле надменно, ибо Аллах не любит надменных» (Св. Коран, 31:18). Посланник Аллаха Мухаммед обобщает этические нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

- не судить никого, будучи  в ярости или в радостном  состоянии;

- выбирать средний путь  между богатством и бедностью;

- восстановить дружбу  с тем, кто ее прервал;

- заниматься мыслительной  деятельностью в момент молчания;

- раздавать блага тому, кто не подает руки;

- быть справедливым» (1;7-9).

Все вышеперечисленное в  исламе автоматически возлагает  на его последователей.

 

2.Социальные проблемы, ответственность.

Социальные проблемы  в исламе решаются на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления даже по отношению к благодарности.

В обществе ислам уделяет  особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений в более широком  круге включает вопросы и обязанности  к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует  относиться к соседям: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время  как сосед его голоден». Что  касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем  порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы  и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные  и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место  и внимание, чтобы мусульманин  поступал в границах дозволенного и  запрещенного. Почет и уважение к  родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь  повелевает… быть милосердным к  родителям. Если один из них или оба  живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй  их добрыми словами» (Св. Коран, 17:23). «Когда они ослабли, будь снисходителен  и милостив. Скажи: Господь, они вырастили  и воспитали меня. Прости их» (Св. Коран, 17:24). «Дай своим близким, бедному  и путешественнику-неудачнику то, что  им полагается! Не растрачивай даром  свои блага!» (Св. Коран, 17:26).

В соответствии с Кораном  и Сунной, моральная ответственность  любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность  и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

2.1.Адабы к соседям

Недобрые отношения с  соседями, зависть, раздоры, нелюбовь друг к другу - это страшные недуги нашего времени, отдаляющие от нас получение  бараката. Что надо делать и как  жить, чтобы избежать этого? Надо соблюдать  законы Ислама, которые четко регулируют все аспекты жизни людей.

Как же Ислам советует относиться к соседям?

По отношению к соседям  нужно соблюдать весь этикет, который  мы обязаны блюсти в отношении  других своих братьев по вере.

Пророк (мир ему и благословение  Аллаха) говорил: "Тот, кто верит  в Аллаха и в Судный День, пусть  возвеличивает своего соседа" (передали Муслим и Бухари).

"Не является верующим  тот, кто злобой своей отпугивает  соседей" (рассказал Бухари).

"Те, кто первыми станут  спорить в День Суда - это соседи" (передан Ахмадом и Тарбани).

Долг перед соседом  не искупается просто не совершением  зла по отношению к нему. Необходимо терпеть то зло, которое может  исходить от него в отношении тебя и, несмотря на это, делать что-то хорошее  для него.

"Как-то Ибн Мукфаид  услышал, что его сосед продает  дом из-за долга. Сосед любил  сидеть в тени своего дома. Ибн Мукфаид пошел и отдал  соседу то, во что был оценен  его дом и сказал, чтобы он  не продавал его".

"Одни человек пожаловался,  что в его доме развелось  много мышей. Ему посоветовали, поселить дома кота. Однако он  ответил: "Я опасаюсь, что мыши, испугавшись кошачьего голоса, могут  убежать к соседу. Тогда выйдет  так, что я делаю для соседа  то, чего не желаю себе".

Встретив соседа, старайся первым с ним поздороваться. Не затягивай  с ним разговора, не задавай ему  много вопросов.

Раздели его участь во всем: навещай его, если он болен; вырази ему  соболезнование, если его постигло горе, останься с ним на проводах (тазияте); поздравь его, если у него радость.

Не поднимайся на крышу, чтобы  заглянуть в его двор. Не досаждай ему закидывая в его двор землю, направляя желоба для стока воды, бросая мусор. Не загромождать ему дорогу к дому.

Скрывай перед людьми его  недостатки. Не прислушивайся к разговорам, в которых возводят клевету на соседа. Окажи ему помощь, если какие-то временные проблемы обременили его. Если он отправился в дорогу, присмотри за его домом.

Не смотри на соседских  женщин: на его жену, сестру, дочь, мать. Говори ласково с его малыми детьми. Направляй его в религиозных  вопросах, .

Пророк (мир ему и благословение  Аллаха) сказал: "Знаешь ли ты, что  значит долг перед соседом? Если тебя попросят о помощи или поддержки  окажи её. Если он будет нуждаться  в тебе или каких-то вещах, если он будет беден, тогда при возможности  необходимо помочь ему, дав то, в  чем он нуждается. Надо снять с  него тяжёлое бремя. В случае болезни, надо навестить его. Если же его настигнет  смерть, то хорошо позаботиться о его  похоронах. Поздравить его с радостью, выразить сочувствие в горестях, бедах. Без его на то позволения нехорошо строить даже дом выше, чем его, который может стать преградой  для дуновения ветерка в его  сторону. Купив фрукты, поделись с  ним, если такого нет в мыслях, тогда  занеси в дом, не показав ему их. При этом не отправляй на улицу  своего ребенка с плодом в руке, чтобы не опечалить соседского. Не обременять соседа, всякими запахами от приготовленной еды, если только не собираешься поделиться с ним  этой едой" (хадис передан Хараити).

Информация о работе Этика Ислама