Этические проблемы в государственном и муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность)

Содержание

1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.1 Профессиональные этические кодексы
2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих

Работа содержит 1 файл

Этика и этикет государственного служащего особенности и проблемы.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль управленческого чутья, организации труда или искусства управления.

     Значительную  роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей /10/.

     В этой связи, наличие в образовательных  программах по специальности: государственное управление значительного объема гуманитарных предметов обусловлено необходимостью осознания и принятия гуманитарных и нравственных оснований этики. Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности осложняется тем, что у государственного служащего, помимо уровня образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего современным требованиям этики государственного служащего усугубляются тем, что исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям /10/.

     Указанные нами проблемы сведены в Таблицу 3.

     Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала государственной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения государственных служащих.

     Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

  1. стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;
  2. пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  3. осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

     Ни  одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому  наше общество развивается в тяжелой  борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата.

     В настоящее время исследователями почти не уделяется внимание этики поведения государственного служащего. Нет ни одной подготовительной программы, учитывающей все составляющие этических норм. Прежде всего необходимо разработать программу переподготовки служащих в государственных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы государственного служащего. 

     Таблица 3. Основные проблемы формирования этики государственного служащего

испытывается  потребность в высококвалифицированных  госслужащих, владеющих теорией  и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой  конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых  отношениях
отсутствие  юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве
отсутствие  соответствия образования квалификационным требованиям по государственной  должности
уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям
 

     Но, прежде всего, следует более дифференцировано подходить к отбору слушателей для  подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения. Важность имеет и разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для слушающих, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для служащих (особенно вновь избранных руководителей государственных служб), не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере государственного управления.

     Для того чтоб руководитель высшего и  среднего ранга в системе государственной  службы научился правильно мыслить, разумно рассуждать и обладать этикой, необходимы курсы логики и даже философии, проникновение в глубинные принципы права, экономики, психологии, социологии и т.д.

     Профессиональная  переподготовка полезна и для  узконаправленного обучения, и в  этом плане главная задача состоит в подборе слушателей при формировании групп по характеру деятельности (близкой или взаимодействующей), а в учебном плане следует предусмотреть изучение практического опыта – т.е. внедрение системы стажировок.

     Повышение квалификации – краткосрочные курсы, проводимые в настоящее время для тех категорий служащих которые не могут быть включены в программы подготовки и переподготовки, необходимо также предусмотреть и сделать часть программ как дополнительную подготовку по изучению этического кодекса и по конкретным направлениям работы на базе уже полученных знаний в рамках других программ. Актуально это и при формировании состава участников проблемных семинаров.

     В работе с государственными службами по оказанию методической помощи также необходимо перейти от контроля над организацией постоянно действующих семинаров и разовых выездов по заявкам к определению первоочередных проблем, подбору команд для их изучения и разработки стратегии развития каждой территории.

     Однако  следует отметить, что ни один из видов профессиональной подготовки не может быть достаточным, хотя каждый имеет свое воздействие. Подготовка в виде специализированных курсов, а не комплексных программ теряет свою важную задачу – побудить у обучающихся (государственных и муниципальных служащих) стремление к самосовершенствованию, приспособленное к его собственным потребностям, что является возможным только при прохождении через четко составленную последовательность стадий обучения, и что в целом изменяет мышление, подходы к оценке реальных ситуаций, видению перспектив.

     С другой стороны, следует опасаться, что этапы подготовки поглощенные  одни за другими, останутся практически  наружными или просто побочными. Поэтому и дальше необходимо развивать  все формы обучения, совершенствуя  содержание, индивидуально подходя к каждому с учетом перспективы его использования на государственной. В то же время учеба сама по себе не может быть эффективной без системы кадровой работы в целом.

     Профессиональной  подготовке должна предшествовать большая  работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности, которые составляются на основании аттестации работы, и затем – уже оценка персонала, причем не формальная, а именно на профессиональную пригодность. И только по результатам профессиональной оценки определяется форма обучения: повышение квалификации, переподготовка в случае высокой оценки интеллектуальных и организаторских способностей, а также моральных качеств. При этом необходимо учитывать:

  • личные потребности слушателей в профессиональной подготовке;
  • возможное продвижение по службе;
  • потребности органа управления в тех или иных специалистах.

     Прохождение профессиональной подготовки обязательно  должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.

     На профессиональную подготовку государственных служащих тратятся бюджетные средства, и, понимая, что самое выгодное вложение – это вложение в подготовку кадров, мы считаем, что не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки государственного служащего возможно лишь при определении принципов и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом региона, тем самым повысить эффективность функционирования государственной службы.

     Определенное  негативное влияние на привлечение  к государственной службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности государственного служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние государственной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:

  1. ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;
  2. не хватает государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;
  3. происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;
  4. мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.
  5. нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.

     Организация государственной службы также имеет ряд специфических недостатков:

  1. поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.
  2. смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих.
  3. во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным
  4. нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
  5. утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.
  6. до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.
  7. не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
  8. недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

     Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества 

Информация о работе Этические проблемы в государственном и муниципальном управлении