Этические проблемы в государственном и муниципальном управлении

Дата добавления: 24 Января 2012 в 16:06
Автор: k*******@inbox.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (53.71 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Этика и этикет государственного служащего особенности и проблемы.doc

  —  229.00 Кб
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: « ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ» 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Теория управления»

На тему «Этические проблемы в государственном и муниципальном управлении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса 

группы  ЗГМУ-09

Чигенева  Ю.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011

     Содержание

     1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики

     1.1 Профессиональные этические кодексы

     2. Этика государственного служащего

     2.1 Государственные служащие как  социально – профессиональная  группа

     2.2 Особенности этики государственного  служащего

     2.4 Состояние проблемы профессионально-этического  уровня государственного служащего

     3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

     3.1 Обоснование необходимости решения  исследуемой проблемы

     3.2 Принципы поддержания этики на  государственной службе

     3.3 Формирование профессионально-этического  уровня государственных служащих

     1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики

 

     Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

     Этика – это наука о поведении  людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль /8/

     Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации (Рисунок 2).

     Основные  категории этики:

     добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

     Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п./38/

     Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

     Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности./6/

     Требования  этики государственного служащего становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику этического воспитания входит /11/:

  1. Создание этических ассоциаций;
  2. Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

     Таким образом, этика – это наука  о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.

     Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения) /22/ 

     Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

1 Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.

 
2
Корректность межличностных отношений.

Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

 
3
Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

 

     Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует  придерживаться, встречаясь ежедневно  с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт./22/

     Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.

     Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими ценностями возникает конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства /25/.

     Основные  принципы и правила поведения  формируются сегодня в этических  кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)

     1.1 Профессиональные этические кодексы

 

     Профессиональные  этические кодексы – утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии./40/

     Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

     Кодексы, основанные на этом принципе, призывают  его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики  предполагают, что государственные  чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы (Рисунок 4).

     Введение  абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации  в корпоративные этические кодексы  не исключают отношения к ним  со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки /45/.

     От  государственной службы требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями – достижением успеха.

     Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

     Цели  государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью /35/

     Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики) /45/.

     Подобный  кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих пор. В то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств.

     В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии /51/.

Страницы:123456следующая →
Описание работы
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность)
Содержание
1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
1.1 Профессиональные этические кодексы
2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
2.2 Особенности этики государственного служащего
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих