Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств, правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий и на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения.

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯВВЕДЕНИЕ.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

Этот  внутренний конфликт между возвышенным  идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.  

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. 

Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения  происходит социализация личности и  ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение  отличает человека от «недоразвитых  в нравственном смысле существ» и  от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто  не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в  чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». 

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и  по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При  этом стороны делового общения выступают  в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта -- оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условия рыночных отношений -- это прежде всего получение максимальной прибыли. С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
 
 

2.1 Этика делового общения традиционного общества. 

В социально-философском  плане этика делового общения  определяется общественно-экономическим  строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом  общественного сознания. В традиционном обществе (обществе «механической солидарности», по Э. Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных  отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция, обычай. Им соответствуют нормы, ценности, стандарты этики делового общения.

Отличительной особенностью этого типа общности является то, что здесь еще нет того разрыва  между этическими нормами делового общения и общими представления  о нравственной жизни, который появится в обществе с развитыми рыночными  отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они  еще не отделяются друг от друга  и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь  не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного  общества возникают частные и  корпоративные интересы, общие нормы  нравственности все еще продолжают играть главную роль. 

В условиях отсутствия товарного фетишизма  и всеобщего отчуждения хорошее  выполнение самого дела рассматривается  как нравственный долг и служит основным способом самоутверждения личности. Человек традиционного общества еще не выработал в себе холуйскую  психологию и не гнет спину, стараясь угодить своему начальнику, ибо этические  ценности имеют здесь самодовлеющее  значение. 

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, свобода, ответственность  имеют здесь экзистенциальный, жизненно важный для человеческого существования  смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью. Пафосом  этого типа общения могут служить  слова лидера Реформации Мартина  Лютера: «На стою и не могу иначе!».

Такой характер этики делового общения  обнаруживается уже в Древней  Индии. Все человеческое поведение  и общение, в том числе и  в деловой сфере, подчинено здесь  высшим (религиозным) ценностям. Человек  должен «не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают: идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать  хорошую репутацию, честь, имя, удобные  обстоятельства, комфорт, людские привязанности  как ничто, если религиозное обстоятельство потребует пожертвовать ими». 
 

    2.2 Этика делового общения в учении Конфуция 

Конфуций  был одним из первых, кто сформулировал  в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное  значение и применимый в том числе  и в деловом общении: «Не делай  другим того, чего не пожелаешь себе». Положительная форма этой классической формулировки дана И. Кантом. Однако у  Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде всего они  относятся к принципам поведения  между руководителем и подчиненным  и раскрытию тех норм и принципов  общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с  этической точки зрения. 
 

2.3 «Протестантская этика и дух капитализма». 

Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята  в рамках протестантизма в период Реформации в XVI - XVII вв. И на определенное время в известной степени  это ему удалось. Протестантизм  внес много положительного в этику  делового общения и достиг известных  успехов в ее утверждении. С точки  зрения протестантизма, верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается  как Божье призвание и святое дело (до Реформации термин «профессия»  употреблялся только применительно  к священнослужителям. В языке  протестантов оно впервые стало  употребляться как любой род  занятий,выполняемых квалифицированно и ответственно). Поэтому и получение  прибыли в этике протестантизма также считается богоугодным  делом. Но при этом существует очень  важное условие: оно должно быть полезным ближним и совершаться с соблюдением  этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров. 

Этика протестантизма и ее влияние на развитие капиталистического предпринимательства  исследованы М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух  капитализма». Под «духом капитализма» он имеет в виду «строй мышления, для которого характерно систематическое  стремление к законной прибыли в  рамках своей профессии». Основной смысл и сущность идеи, которая  «служила этической основой и  опорой жизненного поведения предпринимателей нового стиля», состоит, по Веберу, в  том что «деятельность, направленная внешне только на получение прибыли, стала подводиться под категорию  «призвание», по отношению к которому индивид ощущает известное обязательство». 

Протестантская  этика как раз и предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессионального  призвания, отказ во имя достижения успехов в своей профессии  от многих других занятий. Эта идея, таким образом, предполагает значительный аскетизм в поведении и общении  человека. Этот компонент духовной культуры и делового общения возник из духа христианской аскезы, требовавшей  строго следовать правилам морали своей  веры. 

Данная  предпосылка успеха необходима и  сегодня. Но, как замечает Вебер, различие состоит в том, что пуританин  хотел быть профессионалом. Пуританин  делал свое дело и вступал в  деловое общение на основе своих  собственных, внутренне ему присущих этических убеждений и ценностей. Мы же сегодня часто вступаем в  деловое общение, отодвинув в  сторону нравственные, в том числе  христианские, идеалы, которым на каждом шагу противоречат цели и характер деятельности и общения. 

Такой ход событий предвидел Вебер, который писал, что по мере того, как ценности протестантской этики  начали преобразовывать мир «внешние мирские блага все сильнее  подчиняли себе людей и завоевали  наконец такую власть, которой  не знала вся предшествующая история  человечества. В настоящее время, по его словам, дух аскезы ушел из «мирской оболочки». Победивший капитализм перестал нуждаться в христианской опоре, в протестантской этике «и лишь представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей».

Правда  Вебер еще сомневался в том, что  безудержное стремление к наживе окончательно отодвинет в сторону  этику. К сожалению сбылись именно худшие предположения мыслителя. Все  высокие нравственные принципы и  ценности, в том числе и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль но и самоидентификация  личности. Поскольку при рыночной ориентации человек рассматривает  свои силы и возможности как товар, отчужденный от него и предназначенный  для продажи, то на место чувства  идентификации зрелой и здоровой личности, которое можно передать словами «Я есть то, что я делаю», заступает чувство униженной  конформистской личности, действующей  по принципу «Я таков, каким вы хотите меня видеть». 
 
 

  1. ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭТИКУ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
 

Как и  на Востоке, в Западной Европе древних  времен уделяется большое внимание необходимости учета этических  норм и ценностей в деловом  общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения  дел. Так, уже Сократ говорит о  том, что «кто умеет обходиться с  людьми, тот хорошо ведет и частные  и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки». Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается  здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как  более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, благо, добро  и т. д., наполняются экономическим  содержанием и приобретают также  статусный характер. Как отмечал  Аристотель: «Если исполняющий должность  начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ  следует не только ударить, но и подвергнуть  каре». 

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в  основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеются в виду прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обуславливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т. д.

Соответственно  этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так основным критерием справедливости в деловом  общении, по Аристотелю, является принцип  «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды  получает много, а понесший малые -- мало». 

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как  концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей  с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести  дело -- деловой прагматизм. Этика  бизнеса, этика рыночных отношений  окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все  общечеловеческие, в том числе  и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может. 

Поэтом  человек с «рыночным характером»  постоянно находится в состоянии  противоречия, характеризуется раздвоенным  сознанием. С одной стороны, вступая  в деловое общение, он вынужден руководствоваться  нормами морали, выработанными рынком, заботой об увеличении прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в обществе и  конкретной социальной среде, он несет  социальную ответственность перед  ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали порядочности. С одной  стороны, существующая рыночная реальность диктует ему поведение по принципу «не обманешь -- не проживешь», «не  подмажешь -- не поедешь», «не пойманный -- не вор», а, с другой стороны, моральный  долг требует от него выполнение таких  заповедей, как «не кради», «не  обмани», «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом, это реальное противоречие нравственного сознания личности, изначально присущее ей в  условиях развитых рыночных отношений. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

На этику  деловых отношений в наши дни  следует обращать особое внимание, так как в настоящее время, работодатели уделяют все большее  значение  вопросам этики деловых  и личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие  «профессиональная роль» включает в себя не только способности к  выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с  внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и  др.) в процессе реализации зафиксированных  для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики  деловых отношений является одним  из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и  организации в целом. 

Информация о работе Деловое общение