Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств, правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий и на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения.

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯВВЕДЕНИЕ.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

Формирование  у деловых людей соответствующих  нравственных качеств, правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий и на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭТИКА, КАК  УЧЕНИЕ О МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ
 
 

Этика - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. 
 

1.2 Основные категории этики добро, зло, благо, справедливость, долг, честь, совесть и достоинство. 

Мораль  - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни: в семье, быту, политике, науке, труде и т. д. Важнейшими категориями этики являются:«добро», «зло»,«справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д. 

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. 

Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного  от безнравственного, противостоящего  злу. 

Со времен древности добро и зло истолковывались  как две силы, господствующие над  миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления  о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили  одно другому". 

Зло - категория  этики, по своему содержанию противоположная  добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно - проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В  религиозных учениях зло - фатальная  неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым  следствием чувственной природы  человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания  человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с  антогонистическим устройством  общества. 

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель - устойчивые положительные  качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели  противостоит порок.

У средневековых  рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди  которых на первом месте были храбрость  и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал  скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется  термин благо. 

В обыденной  жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные  блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с  благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической  катастрофы. 

Добро - разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага  часто употребляется как синоним  добра.

Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель  впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. 

Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а  блага, воздаяние за добро и зло  распределяются непропорционально. 

Долг - категория этики, означающая отношение  личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности  по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг  представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует  для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это  личная задача конкретного лица в  конкретной ситуации. 

Долг  может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.

Долг  личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. 

Успешно выполнять свои функции работники  судов и прокуратуры могут  только тогда, когда они глубоко  осознали социальное значение своей  деятельности и обладают высоким  чувством долга, готовы до конца, вопреки  всем трудностям и препятствиям, его  выполнить. Судья, прокурор, следователь  не может мириться с нарушениями  законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. 

Совесть - категория этики, характеризующая  способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для  себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

Совесть - субъективное осознание личностью  своего долга и ответственности  перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность  перед самим собой.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к  совести других, дают оценку себе и  другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

Роль  совести особенно важна, когда человек  находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны  общественного мнения или исключается, или затруднен. 

Ответственность - категория этики, характеризующая  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному  долгу, рассматриваемого с позиций  возможностей личности. 

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек  выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия  своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. 

Ответственность - обязанность и необходимость  давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные  последствия.

Ответственность - в целом философско-социологическое  понятие. Ответственность в этике  и ответственность в праве  тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования  уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности. 

Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как  личности.

Сознание  человеком собственного достоинства  есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного  поступка, считая, что это ниже его  достоинства. Достоинство - выражение  ответственности человека за свое поведение  перед самим собой, форма самоутверждения  личности. Достоинство обязывает  совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует  от других уважения к ней, признания  за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. 

Понятие достоинства личности опирается  на принцип равенства всех людей  в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его  достоинство, независимо от того, какое  социальное положение он занимает. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. 

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда  моральная ценность личности связывается  с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми  за ним моральными заслугами (честь  офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...). 

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства  всех людей, честь оценивает людей  дифференцированно. 

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений  о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Честь обязывает человека оправдывать  и поддерживать репутацию, которой  он обладает лично и которая принадлежит  социальной группе, коллективу, в котором  он состоит. 

Репутация - мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация  определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих  к ней индивидуумов в течение  достаточно длительного периода  их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие. 

Нормы морали получают свое идейное выражение  в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие  определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи  и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает  с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами  поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его  изменения является «противоречиво-напряженное  соотношение понятий сущего и  должного».

В этом противоречии между должным и  сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения. С одной  стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а  с другой, - ему необходимо удовлетворить  свои потребности, реализация которых  очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Информация о работе Деловое общение