Деловое общение: общие понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание работы

Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения.

Работа содержит 1 файл

Этика делового общения.docx

— 43.41 Кб (Скачать)

  Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий  и мудрый человек в общении  с другими людьми. Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.

  Гуманистическая тенденция в западной этической  мысли нашла свое продолжение  и в Новое время, в концепции  естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы, как основу нравственного  общения людей, Гоббс отождествляет  их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в  государстве.

  Гуманистическая тенденция в западной этической  мысли утверждала и другой важный принцип делового общения, выдвинутый ранее Конфуцием, - первенство долга  перед выгодой. Наиболее обстоятельное  обоснование он получил в гуманистической  этике И. Канта. Следование долгу  в деловых отношениях у Канта  приобретает более жесткий характер. Основание практического закона общения Кант связывает с рассмотрением  любого человека как "цели самой  по себе". Такое рассмотрение исключает  использование одним человеком  другого в качестве средства для  достижения каких-либо целей. На основании  этих положений Кант формулирует  моральный закон общения как "практический императив": "поступай так, чтобы  ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого  другого также как к цели и  никогда не относился бы к нему только как к средству".

  Реализация  морального закона в практике общения  не позволяет, согласно Канту, употребить другого человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого  человека "ложным обещанием", тем  более "калечить его, губить или убивать".

  Кант считал, что моральный закон свят, хотя и сам человек " не так уж и  свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить  возвышенный характер " своего сверхчувственного  существования, подняться над самим  собой" в общении с другими  людьми.

  Эти положения  Канта представляются важными для  цивилизованного российского бизнеса  и предпринимательства, который  в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться  на принцип "честь превыше прибыли". Особый интерес для современного делового общения представляют и  такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать свободу  действий людей при публичном  обмене мыслями. К ним Кант относит  прежде всего умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда "проглядывало взаимоуважение и благоволение" общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был "крикливым и высокомерным".

  Таким образом, гуманистические идеи в западноевропейской этической мысли утверждали в  деловом общении "человечность межличностных  отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к  деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных  или начальства"

  Наряду  с гуманистической тенденцией в  западноевропейской этической мысли  в контексте политических и экономических  теорий формируется прагматично-утилитаристская  тенденция, которая ориентирует  деловые отношения на жесткий  прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Зарождению этой тенденции  в немалой степени способствовал  макиавеллизм - учение итальянского мыслителя 16 века Н. Макиавелли. Основной постулат этого течения: политика и мораль - это две плоскости, которые никак  не пересекаются и исходя из этого  для достижения, завоевания и удержания  власти оправданы любые средства.

  Основной  принцип макиавеллизма "цель оправдывает  средства", а всякие социальные, моральные  факторы признавались как внешние  рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической  выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной  ценности, которой должен следовать  человек в своих деловых отношениях. Этот тип деловых отношений получил  название "деловой макиавеллизм".

  Следующие экономические теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных  принципов. Это человек, который  не только исчисляет свою экономическую  выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.

  Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.

  Основатель  социологической науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит  в первую очередь из чувств, а  не из разума. Поэтому он утверждал, что любая деятельность человека побуждается чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к  любви, бескорыстию, которые и проявляются  в общении с другими людьми.

  Особый  интерес представляет социологическая  концепция марксизма, в которой  прагматично утилитаристская модель "экономического человека" подвергается жесткой критике с социально  классовых и конкретно исторических позиций. Так как капитализм по Марксу явление преходящее и к тому же завершающее предысторию человечества, то и способ производства порождает  определенную форму общения людей. Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она выступает  каждый раз как совокупность определенных общественных отношений. Формы производства согласно Марксу изменяют формы общения  людей. А подлинный переворот  в формах общения произойдет только с наступлением коммунистической формации.

  Что касается российского официального этикета, его развитие отражено в соответствующих  документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете  Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском  Всероссийском дворе".

  В 1827 г. вышел  в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском  Российском дворе", а в 1889 г. был  опубликован еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".

  Лучшие  традиции русского национального этикета  развивались в 19 веке в среде, так  называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев  населения. В это время вырабатывались принципы новых отношений между  людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные  условности, как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении  людей между собой.

  К сожалению, в современном российском бизнесе  и предпринимательстве лучшие этические  принципы межличностного общения, разработанные  в российской мысли 19 и начала 20 века, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно  лишь выразить надежду на то, что  времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая  традиция будет оценена по достоинству.

Особенности национальных стилей этики делового общения

  Этика делового общения определяется тем, насколько  успешно учитываются особенности  национально-психологических типов, которые сохранились в коллективных представлениях о стране, народе, во фразеологических выражениях, содержащих обобщенные черты образа.

  Знание  национальных и психологических  типов разных народов, их традиций, уникальности историко-культурного  наследия, их языка, нравов, обычаев, особенностей темперамента, чувств, природы нации, душевного склада необходимо деловому человеку независимо от рода занятий, профессиональной деятельности, поскольку  оно способствует эффективному общению, воспитанию уважения культур других народов, преодолению национального  эгоизма. Сравнивая национально-психологические  типы других народов с типами собственного народа, мы познаем себя, легче общаемся друг с другом. Национальные характеры  изменяются, как и люди, но такое  своеобразие делает характер отдельных  личностей, народы, страны привлекательными для делового взаимодействия.

  Например, представления о таких странах, как:

  Россия - связываются с понятиями: "загадочная русская душа", богатство русского языка, русское искусство, литература.

  Англия - "страна туманного Альбиона", английский этикет, порядочность, любовь к дому, понимание свободы, спартанское  воспитание детей, сознательное самоограничение  материальных потребностей.

  Деловой этикет британцев изначально достаточно формален, протокольные правила соблюдаются  неукоснительно, но по мере продвижения  диалога формализм может напрочь  исчезнуть, и после двух-трех встреч они снимают пиджаки, закатывают рукава, обращаются по именам и продолжают так вести себя и дальше.

  С южными англичанами уместно подчеркивать свою цивилизованность и образованность; общаясь же с более практичными  северными англичанами, а также  с шотландцами и уэльсцами, следует  большее значение придавать искренности, прямоте и более простой процедуре  переговоров. К переговорам британцы подходят с большой долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнера лучшее решение  может быть найдено уже на первой встрече. Они достаточно гибки и  охотно откликаются на инициативу противоположной  стороны, демонстрируя благоразумие и  готовность к компромиссу.

  Британцы  редко выражают свое несогласие, традиционным для них было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.

  Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и явное  благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но довольно долго оставаться жесткими. Почти всегда они занимают оборонительную позицию, которую скрывают как можно дольше. Они не любят спешить и даже при отсутствии разногласий редко принимают окончательное решение в процессе переговоров.

  Франция - одна из старейших наций в Европе, ораторское искусство, остроумие, французская  мода, шарм парижанок.

  Это страна где пунктуальность рассматривается  как высшая форма вежливости. Бизнесмены, как правило, отличаются консервативностью  и соблюдают всевозможные формальности. Деловая встреча считается официальным  событием, что, прежде всего, находит  отражение в одежде, а также  в подчеркнутой официальности поведения  и соблюдении протокола. Обращение - исключительно по фамилии. Не принято  обсуждение личных или семейных дел. Вежливость и официальность будут  поддерживаться во время переговоров, если французы "руководят" ими.

  Французские бизнесмены тщательно готовятся  к предстоящим переговорам. Они  любят досконально изучать все  аспекты и последствия поступающих  предложений. К обсуждению они относятся  как к интеллектуальному процессу, во время которого знакомятся с другой стороной и, возможно, обнаруживают ее слабости. В их аргументах преобладает  логика, и они быстро будут "привязываться" к любому нелогичному высказыванию противоположное стороны. Это приводит также к пространному анализу  всех обсуждаемых вопросов. Они часто  уклоняются от повестки дня и подолгу  говорят по ряду вопросов в произвольном порядке. Поэтому встреча может  быть продолжительной и многословной.

  Французы  достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции, зачастую им свойствен конфронтационный тип взаимодействия, впрочем, поведение  может кардинальным образом меняться в зависимости от того, с кем  они обсуждают проблемы.

  Они не предъявляют  своих требований в начале встречи, но подводят к ним с помощью  тщательно сконструированных логических обоснований. Они гордятся своей  быстротой мышления, но не любят, когда  их торопят в принятии решений. При  этом важные решения редко принимаются  во время переговоров. Часто тот, кто отвечает за их принятие, отсутствует  на встрече.

  Следует учитывать, что французам свойственна  обидчивость которая может проявиться, если они не чувствуют должного уважения или если не соблюдается протокол.

  Германия - "страна броккенских великанов", германских рыцарей культуры, учености и романтизма.

  Немцы питают огромное уважение к имуществу и  собственности. Солидным зданиям, мебели, автомобилям и хорошей одежде они придают большое значение. Уважают звания и титулы. Немецкая пунктуальность является эталоном.

Информация о работе Деловое общение: общие понятия