Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Катенька Снегова, 10 Июня 2010 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Работа содержит 1 файл

Госрегулирование.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

      а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

      б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

      - проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь;

      - опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов;

      - реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

      Для того чтобы оценить потенциальные возможности российского фондового рынка как механизма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.

      В последние годы основным видом ценных бумаг, с помощью которого предприятия реального сектора могли привлекать деньги на развитие собственного производства, были корпоративные облигации. Быстрые темпы расширения рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффективность подобного способа привлечения финансовых ресурсов. По итогам 2003 г., именно этот сектор стал на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный объем новых размещений достиг почти 4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2002 г. В результате инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций заметно возросла: доля этих инструментов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличилась с 2,7% в 2002 г. до 3,6% в 2003 г.

      Однако, несмотря на очевидные успехи, возможности  рынка корпоративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700—1000 предприятий имеют перспективные проекты и способны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5—6 раз превосходит число компаний, уже разместивших собственные займы, что свидетельствует о значительном нереализованном потенциале данного сектора.

      Если  инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быстро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается, хотя в 1999—2003 гг. российский рынок продемонстрировал очень высокий рост. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85—90% всего оборота организованного рынка акций России) объем сделок с данными инструментами в 2003 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2002 г. и почти в 30 раз по сравнению с 1999 г.  Индекс ММВБ  вырос за 2003 г. более чем на 60%, а за I кв. 2004 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация  рынка  акций  достигла 200 млрд. долл., что составляет более 40% ВВП. По этому показателю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы.

      Вместе  с тем инвестиционная эффективность  рынка акций, реализуемая через IPO, остается практически нулевой. За исключением компаний «Росбизнесконсалтинг» и «Аптечная сеть 36,6» сумевших в апреле 2002 г. и январе 2003 г. через публичное размещение своих акций (IPO) привлечь 13,3 млн долл. и 14,4 млн долл. соответственно, российские предприятия так и не рискнули выйти на рынок с подобными предложениями.

      В чем причины такой ситуации? Отчасти  это связано с нежеланием самих предпринимателей поступиться частью собственности, но, видимо, не меньшее значение имеют и некоторые перекосы в структуре российского фондового рынка.

      Прежде  всего речь идет об очень высокой  концентрации рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. На остальные бумаги, а это почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. В странах с развитыми фондовыми рынками значение этого показателя на порядок выше. Например, в США на бумаги, не входящие в первую десятку, приходится около 85% оборота рынка, во Франции - более 55%. В результате инвесторы, участвующие в IР0, при подаче заявок на покупку вынуждены заранее закладывать в стоимость приобретаемых бумаг значительную премию для компенсации риска низкой ликвидности. Это, в свою очередь, уменьшает цену размещения и сокращает объем средств, привлеченных эмитентом.

      Еще одним перекосом является чрезвычайно  низкая доля бумаг, находящихся в  свободном обращении (free float). Для 8 крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку составляет 25—30%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80—90%.

3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития

    3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

 
 

      Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

    - концентрация и централизация капиталов;

    - интернационализация и глобализация рынка;

    - повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

    - компьютеризация рынка ценных бумаг;

    - нововведения на рынке;

    - секьюритизация;

    - взаимодействие с другими рынками капиталов.

      Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта  по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются  все новые участники, для которых  данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

      Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что  национальных капитал переходит  границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

      Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка  и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка  ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

      Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат  широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

         Нововведения на рынке ценных бумаг:

    - новые инструменты данного рынка;

    - новые системы торговли ценными бумагами;

    - новая инфраструктура рынка.

      Новыми  инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

      Новые системы торговли – это системы  торговли, основанные на использовании  компьютеров и современных средств  связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

      Новая инфраструктура рынка- это современные  информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

      Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

      Развитие  рынка ценных бумаг вовсе  не ведет  к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

    3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России

 

      Сложившаяся в России система государственного регулирования фондового рынка часто подвергается критике. Специалистами отмечались недостатки как базового законодательства, регулирующего фондовый рынок, так и нормативно-правовых актов государственных органов власти, регламентирующих различные аспекты функционирования фондового рынка в стране, и прежде всего ФКЦБ России. Бесспорно, наибольшее количество нареканий со стороны профессионального сообщества вызывала сложившаяся система органов государственной власти, осуществляющих регулирование отечественного фондового рынка.

      Начиная с 1996 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком и его участниками были распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные участники рынка ценных бумаг) и другие. Схема существовавшей до недавнего времени системы органов государственного регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом представлена на рисунке.

      Подобная  сложная и запутанная структура  приводила к тому, что функции  различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за фондовым рынком пересекались и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами. Достаточно вспомнить имевшие в свое время место конфликты между ФКЦБ России и Банком России из-за контроля деятельности кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг или недавний конфликт между ФКЦБ России и МАП России по поводу регулирования рынка срочных инструментов. Вполне очевидно, что такая ситуация не способствовала повышению эффективности системы государственного регулирования российского фондового рынка и стала тормозом развития этого важнейшего сектора экономики страны.

      Не  содействовала развитию фондового рынка и его нормативно-правовая база. Дело в том, что подготовленное еще в начале 1990-х годов базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «рамочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основе многочисленных ведомственных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу. Так, например, нормативные акты, контролирующие размещение средств инвестиционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых компаний, значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпадать. В подобных условиях затруднено создание сложных, комплексных финансовых продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать требованиям различных регуляторов, а финансовые инструменты из одного сектора финансового рынка могут разрешаться или не разрешаться к использованию регулятором другого сектора. Такая ситуация служит объективной причиной для проведения реформы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг