Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Катенька Снегова, 10 Июня 2010 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Работа содержит 1 файл

Госрегулирование.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

2 Система государственного  регулирования Рынка Ценных Бумаг в РФ

    2.1 Цели и принципы  регулирования рынка  ценных бумаг

 

      Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для  упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

      -   государственное регулирование;

      - регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

      -   общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

      Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

      - поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

      - защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

      - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

      - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

      - формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

      - достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

      Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает в себя:

      - создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

      - отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

      - контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

      - систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

      Принципы  регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

      - разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

      - выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

      - максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

      - обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

      - разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

      - обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

      - соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

      - оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

      Роль  государства в регулировании  рынка ценных бумаг сводится к следующему:

      - идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

      - концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

      - установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);

      - контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

      - создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

      - формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

      - предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

      - предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

      Большинство этих задач в настоящее время  еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

      - крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

      - макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

      - крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

    2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 
 

    Государство на российском рынке ценных бумаг  выступает в качестве:

    - инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

    - эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

    - профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

    - регулятора — при написании законов и подзаконных актов;

    - верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

    Система государственного регулирования рынка  включает:

    - государственные и иные нормативные акты;

    - государственные органы регулирования и контроля.

    Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

    Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства  осуществляется путем:

    - установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

    - регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

    - лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

    - обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

    - поддержания правопорядка на рынке.

    Косвенное, или экономическое, управление рынка  ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    - систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

    - денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

    - государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

    - государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

      Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

      - смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

      - масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

      - неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

      К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг  в России относятся:

      а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

      б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

      в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

         ФСФР принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг