Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

предпринимательское право.docx

— 67.37 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ

1.1 Виды цен

1.2 Цели и задачи  цены

1.3 Функции цены

2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

2.1 Цена и вопросы  ценообразования - правовые аспекты

2.2 Принципы определения  цены для целей налогообложения

2.3 Формы и методы  воздействия государства на цены

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

3.1 Цели и средства  государства в регулировании  цен

3.2 Контроль государства  за соблюдением порядка применения  регулируемых цен

3.3 Функции и задачи  государственного регулирования  цен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается  путем ее регулированияпод которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали  применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали  нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение  определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный  объем различные события.

Далеко не все  знают, что в экономике применяются  десятки миллионов цен, что под  единым понятием цена понимается множество  разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и  ряд других.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику  вообще и на уровень жизни в  частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой  механизм людьми. В директивно управляемой  экономике цены используются как  внешний регулятор, инструмент воздействия  со стороны правительства, тогда  как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме  следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Если говорить о  значении цены и ценообразования  для предприятия то можно отметить следующее. Цена это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяйственной деятельности.

В этой работе рассмотрена  политика регулирования цен, виды цен, и функции, система цен, этапы  развития цен.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть регулирование  цен государством и его эффективность. Предметом настоящего исследования является ценообразование. Объектом - государственное регулирование  ценообразования.

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения  цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование  цен.

Теоретической и  методологической основой написание  курсовой работы послужили нормативные  законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической  печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ

1.1 Виды цен

Виды цен в зависимости  от обслуживаемой сферы и формы  товарного обращения.

Действующие в народном хозяйстве цены в зависимости  от экономического назначения продукции  и особенностей её обращения подразделяются на оптовые, закупочные и розничные.

Оптовые цены цены, в соответствии с которыми предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию (услуги) всем категориям покупателей, кроме населения. Оптовые цены используются в основном в обороте продукции промышленного производства. В то же время по оптовым ценам отпускается и сельскохозяйственное сырье, приобретаемое заготовительными организациями у колхозов, совхозов и населения, когда оно предназначено для дальнейшей переработки на предприятиях легкой и пищевой промышленности.

Различают оптовые  цены предприятий и оптовые цены промышленности. Это деление отражает продвижение товара от производителя  к потребителю.

Оптовая цена предприятия - цена, по которой продукция оплачивается предприятию - изготовителю. По оптовым ценам предприятия - изготовители продукции рассчитываются со сбытовыми организациями и с непосредственными потребителями продукции. На основе оптовой цены предприятия базируется система планирования и экономического стимулирования производства, рассчитываются стоимостные показатели. Оптовые цены предприятий имеют следующую структуру:

(1.1) Себестоимость  + Прибыль + А + НДС = Оптовая цена предприятия

Оптовая цена промышленности - цена, по которой снабженческо-сбытовые организации реализуют инвестиционные товары (средства производства) предприятиям-потребителям и потребительские товары - торговым организациям. Оптовые цены промышленности превышают оптовые цены предприятий на сумму издержек и нормативной прибыли снабженческо-сбытовых организаций. Структура оптовой цены промышленности имеет следующий вид:

(1.2) Оптовая цена  предприятия + Издержки снабженческо - сбытовых организаций + Прибыль снабженческо - сбытовых организаций = Оптовая цена промышленности

Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают  произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

Розничная цена - цена, по которой товар (услуга) продается населению, а также предприятиям и организациям при закупке товаров через розничную сеть. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления и имеют следующую структуру:

(1.3) Оптовая цена  промышленности + Издержки торговых  организаций + Прибыль торговых  организаций + НДС на торговую  наценку + Налог с продаж = Розничная  цена

Виды цен в зависимости  от вида обслуживаемого рынка

В зависимости от данного признака различают:

1. Цены, действующие  на товарных рынках:

- цены продукции  - это цены, действующие на рынке  средств производства;

- цены товаров  - это цены, действующие на рынке  предметов потребления;

- тарифы - цены, действующие  на рынке услуг;

- биржевые котировки  - цены, действующие на товарной  бирже.

2. Цены, складывающиеся  на рынке капиталов:

- процент - цена  ссудного капитала;

- курс ценных бумаг  - цена фиктивного капитала.

3. Цены, действующие  на рынке труда

- заработная плата  - цена товара рабочая сила.

Виды  цен, различающиеся  степенью и способами  регулирования по степени и способу регулирования цены разделяются на: жесткофиксированные (назначаемые), регулируемые, договорные (контрактные, свободные (рыночные).

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производитель, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованной экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или понижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в СССР.

Регулируемые цены называется так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие  со стороны государства на цены носит  ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия  на изменение спроса и предложения  товара. Например, при необходимости  установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить  налоги, уплачиваемые покупателями, что  приведет к расширению спроса на товар  и соответственно к повышению  цен на него. Таким же образом  можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к  ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной  способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Однако и тот  и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к  редкому использованию этого  метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более  низком уровне, чем равновесный уровень  цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, а, следовательно, желание  покупателя купить недостающий товар  даже по более высокой цене, что  порождает черный рынок со всеми  вытекающими от сюда последствиями.

Регулирование цен  по величине может также производится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности, что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что означает, что отношение прибыли к себестоимости  не должно превышать заданного уровня, скажем 50%. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов.

Необходимо отметить, что жесткое воздействие государственных  органов на цены осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Вы знаете, что в условиях рыночной экономики  регулирование распространяется на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, товары перовой необходимости).

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи  соглашением, документально зафиксированным  контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в  договорах специальный раздел, в  котором оговаривается уровень  цен. В ряде случаев в договорах  фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень  либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс - мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные ценыкак ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удаётся избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

В соответствии с  масштабами рынка и его территориальными границами различают местные, национальные (внутренние), мировые (внешние).

Местные цены обслуживают  местные рынки. В РФ местными являются цены, действующие на территориях  автономных республик, краев и областей.

Внутренние цены - это цены, функционирующие внутри страны и обслуживающие национальный рынок. Внутренние цены подразделяются на единые, зональные, бассейновые, поясные.

Информация о работе Государственное регулирование цен