Государственное регулирование цен в международной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи курсовой работы - это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены
1.1 Понятие цены и международного ценообразования
1.2 Принципы государственной ценовой политики
1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли
1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике
1.5 Косвенное государственное регулирование цен
1.6 Прямое государственное регулирование цен
2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике
2.1 Методы государственного регулирования цен в США
2.2 Методы государственного регулирования цен в России
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии
2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции
2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании
2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции
2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии
2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании
2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

« Внешнеэкономическая деятельность предприятия».docx

— 54.16 Кб (Скачать)

3. Установление пределов  возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени  или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней  границы цены (надбавки), выше или  ниже которой цена не может  подниматься. Такая форма регулирования  применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен  ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может  быть надежной гарантией населению  от "ценового диктата" производителей  в условиях отсутствия конкуренции  на внутреннем рынке. На социально  значимые товары и услуги предельный  уровень цены (надбавки) может устанавливаться  местными органами власти и  управления.

4. Установление предельного  уровня рентабельности. В этом  случае в цене при ее расчете  учитывается прибыль в размере  предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулирования  цен получил наибольшее распространение.  Он применяется при регулировании  цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены  на которые регулируют местные  органы власти (например, на вывоз  бытовых отходов, ритуальные услуги  и т.д.).

5. Декларирование повышения  цен. По решению органов исполнительной  власти может вводиться декларирование  оптовых (отпускных) цен на  отдельные виды продукции.

6. Субъекты предпринимательской  деятельности, производящие и реализующие  такую продукцию, обязаны представлять  в органы ценообразования декларации  относительно применяемых цен  для заявительной регистрации.  Органы ценообразования вправе  принять решение о регистрации  декларируемой цены либо отказать  в ее регистрации или принять  решение об обоснованном изменении  размера декларируемой цены с  уведомлением предприятия-декларанта  о причинах изменения, если  при формировании декларируемой  цены допущены нарушения действующего  законодательства. С момента регистрации  цены субъекты ценообразования,  производящие продукцию, на которую  введено обязательное декларирование  оптовых цен, обязаны заключать  с потребителями договоры на  поставку продукции, оплачиваемой  по цене, не превышающей зафиксированную  в декларации.

Косвенное вмешательство  в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию  налогов как на производимую, так  и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование  цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного  кредитования, субсидирования и дотирования  из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных  цен на реализуемую ими продукцию  или услуги.

2.3 Методы государственного  регулирования цен в Японии

В Японии запрещено устанавливать несправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель убрать конкурента из рынка.

Введены ограничительные  меры в отношении одновременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства, превышает 30 млрд. иен. Если в таких  отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о  причинах такого повышения и при  необходимости начать расследование.

Исключения предусмотрены  лишь на случай резкого ухудшения  деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает  угроза банкротства значительного  числа фирм отрасли. С разрешения комиссии в таких случаях допускается  согласование производителями объемов  производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и  цен. Когда комиссия получает заявление  с просьбой о разрешении таких  заключений, она обязана в короткий срок обнародовать причины своего согласования или отказа. Принимая решение, она  обязана консультироваться с  министром, в сферу компенсации  которого входит отрасль.

В Японии имеется особый правительственный  орган -- бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят:

- контроль над соблюдением  антимонопольного законодательства;

- отслеживание уровня  и динамики цен на товары;

- поддержание спроса на  необходимом уровне;

- изучение тенденций спроса  и предложения.

Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водоснабжения, теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское  обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских, цен.

2.4 Методы государственного  регулирования цен во Франции

Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государства сводится к прямому  регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в  экономике Франции занимает небольшой  удельный вес в ВНП. Государственный  сектор включает:

- газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт;

- национальный и коммерческий  банки, страховые компании и  отдельные фирмы.

В первом случае, государство  устанавливает все экономические  параметры деятельности отраслей, в  том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.

Во втором случае, государство  оказывает минимальное воздействие  на экономические параметры хозяйственной  деятельности этих отраслей, побуждая их конкуренцию с частным сектором.

Такая специфика экономики  Франции предопределила соотношение  между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а  остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция  является одной из немногих промышленно  развитых стран, где существовал  довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящего времени.

Между тем стало ясно, что  система жесткого контроля над ценами себя исчерпала. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль над ценами делает рынок менее  гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе  ограничивает свободный перелив  капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг, затрудняется процесс  инвестирования, расширяются рамки  бюрократизации хозяйственной деятельности. Однако программа либерализации  осуществлялась достаточно осторожно.

Либерализация цен не означала полного прекращения всякого  вмешательства государства в  процесс ценообразования. Переход  от политики прямого вмешательства  в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе  глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для  экономики означал лишь изменение  формы вмешательства -- переход к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев.

Либерализация цен привела  к необходимости изменения структуры  государственных органов по регулированию  цен.

В настоящее время во Франции  имеется около трех тысяч государственных  контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой  конкуренции департамента по конкуренции  Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и департаментов.

2.5 Методы государственного  регулирования цен в Дании

Система ценообразования  в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие  на формирование цен весьма ограничено - в основном оно сводится к формированию максимально благоприятных условий  для свободной конкуренции частных  производителей, которые сами устанавливают  цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как:

- объемы производственных  затрат;

- соотношение спроса и  предложения и т.д.

Гибкое применение системы  потребительских налогов позволяет  правительству влиять на уровень  цен тех или иных товаров и  оказывать воздействие на потребление  в желательном направлении (например, ограничивать потребление спиртных напитков и т.д.).

Цены и тарифы в государственном  секторе, масштабы которого невелики, определяются муниципальными и городскими властями. Удельный вес устанавливаемых  непосредственно государством твердых  или регулируемых цен составляет около 6%.

Хотя в Дании фактически отсутствует система государственных  дотаций к ценам, однако в сфере  потребления предоставляются государственные  субсидии на приобретение медицинских  препаратов. Но этот порядок рассматривается  в качестве элемента системы социального  обеспечения, а не как дотации  к ценам.

Процесс ценообразования  на сельхозпродукцию складывается под  воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании  существует довольно разветвленная  система государственной поддержки  фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия  для капитального строительства, ведения  дренажных и оросительных работ, внедрение энергосберегающих систем.

2.6 Методы государственного  регулирования цен в Швеции

Представляет интерес  опыт государственного регулирования  цен в Швеции. Здесь наблюдение и контроль над ценами ведет специальный  орган - государственное управление цен и конкуренции, подчиненное  министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех губерниях Швеции имеются конторы по проведению такой  работы.

По мнению шведских экспертов, замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане -- для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции.

В стране действует закон  о регулировании цен, который  дает право осуществлять меры по прямому  воздействию на цены (замораживание) либо в случае войны или опасности  ее возникновения, либо при угрозе значительного  общего повышения цен. Законом предусмотрена  также возможность для государства  устанавливать максимальный уровень  цен на отдельные товары. А также  предусмотрено вводить порядок, при котором повышение цен  допускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования  размера повышения. Кардинальные решения  по вопросам государственного регулирования  цен, конкуренции и доходов принимаются  только парламентом.

Воздействие на уровень цен  осуществляется через государственную  монополию и государственные  мероприятия. Существует государственная  монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Значительное влияние на цены оказывают государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.

Государство жёстко регулирует закупочные цены на такие важнейшие  виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд  других продуктов питания и сельскохозяйственного  сырья, с учетом интересов фермеров.

Ежегодно в переговорах  между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей, с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен  на продовольственные товары.

Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием  относительно высокого гарантированного уровня цен, закреплённым в переговорах  между правительством и фермерами.

Важный источник средств, для субсидирования сельского хозяйства  Швеции - это таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются  в размере разницы между более  высокими ценами на внутреннем рынке  и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования -- цены на жилье. С учетом их чрезвычайно высокого уровня государство выдает жилищные субсидии и займы.

Следует отметить, что в  Швеции, один раз в год, с учётом роста цен ведется индексация доходов населения. Учитывается  индекс цен на товары, входящие в  минимальную потребительскую корзину, однако индексация доходов имеет  ограниченные масштабы. Фактически она  считается мерой, способствующей учёту  инфляции в механизме ценообразования.

Применение тех или  иных форм контроля над ценами и  их ограничение меняются в зависимости  от экономической ситуации и динамики цен. Существенным является ограничение  доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Естественно, что введение такого ограничения  влияет на возможности увеличения заработной платы.

2.7 Методы государственного  регулирования цен в Финляндии

Финляндия достигла высокого уровня экономического развития и занимает одно из ведущих мест в мире, по уровню жизни населения. И хотя экономика  Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное  предпринимательство, государство  играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.

В политике ценообразования  государству принадлежат важные функции. Через Министерство торговли осуществляются планирование и контроль над ценами: на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), а  также продукцию винно-водочной промышленности.

Информация о работе Государственное регулирование цен в международной практике