Государственное регулирование цен в международной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи курсовой работы - это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственного воздействия на международные цены
1.1 Понятие цены и международного ценообразования
1.2 Принципы государственной ценовой политики
1.3 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли
1.4 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике
1.5 Косвенное государственное регулирование цен
1.6 Прямое государственное регулирование цен
2. Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике
2.1 Методы государственного регулирования цен в США
2.2 Методы государственного регулирования цен в России
2.3 Методы государственного регулирования цен в Японии
2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции
2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании
2.6 Методы государственного регулирования цен в Швеции
2.7 Методы государственного регулирования цен в Финляндии
2.8 Методы государственного регулирования цен в Испании
2.9 Методы государственного регулирования цен в Греции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

« Внешнеэкономическая деятельность предприятия».docx

— 54.16 Кб (Скачать)

На способы и методы государственного регулирования - цен  оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.

Теперь рассмотрим, с помощью, каких методов осуществляется государственное  регулирование цен в отдельных  странах.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и  методов государственного регулирования  цен, которые можно разделить  на прямые и на косвенные методы.

При помощи прямых методов  государство воздействует на порядок, методы определения и уровень  цен. При помощи косвенных методов  государство регулирует поведение  объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам  порядок, способы определения цены и ее уровень.

1.5 Косвенное государственное  регулирование цен

Рассмотрим более подробно, метод косвенного регулирования  цен. Итак, косвенное регулирование  цен - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением  совокупности способов и средств, которые  способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию  налогов.

Косвенное регулирование - это  регулирование не самих цен, а  факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного  курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят;

1. Проведение государственных  закупок;

2. Установление налогов  и налоговых ставок;

3. Регулирование денежного  обращения и кредита;

4. Регулирование государственных  расходов;

5. Политику государственных  инвестиций;

6. Установление норм амортизации;

7. Регулирование валютного  курса.

Данными мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и таким  образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики. Косвенные методы регулирования  воздействуют на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически косвенное  государственное регулирование  цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного  кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций  из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и  физическими лицами соответствующих  договоров.

Прямые методы контроля над  ценами, как правило, сочетаются с  косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней  меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными  методами государственного регулирования.

В случае отхода государства  от участия в формировании цен  разрушаются основы экономики, государство  теряет один из важнейших методов  борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение  многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Однако, при чрезмерном государственном  регулировании цен рыночные механизмы  ослабевают, возникает опасность  потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

1.6 Прямое государственное  регулирование цен

В данном параграфе будет  подробно рассмотрен метод прямого  государственного воздействия на цены.

Прямое государственное  регулирование цен представляет собой административное вмешательство  государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

- Замораживание, т. е.  установление постоянства цен.  Замораживание может быть либо  всеобщим, что имеет место при  высоких темпах инфляции, когда  другими методами не удается  погасить рост цен, либо распространяться  на отдельные товары. В последнем  случае замораживание обычно  распространяется на товары повседневного  спроса;

- Установление фиксированных  цен и тарифов. В отличие  от замораживания цен, решение  о фиксации тех или иных  цен может приниматься и в  обычном состоянии рыночной экономики  для предотвращения возникновения  инфляционных процессов;

- Установление возможного  предела роста цены за определенный  период времени (минимального  или максимального). Бесконтрольный  и быстрый рост цен на дефицитные  товары в условиях, когда увеличение  масштаба их выпуска не может  быть быстро достигнуто, порождает  у продавцов желание увеличить  объем получаемой прибыли без  увеличения объемов реализации. В конечном счёте, это ведет  к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит  к увеличению дефицита и ведет  к дальнейшему росту цен.

 

 

 

 

2. Исследования  методов государственного регулирования  цен в мировой практике

2.1 Методы государственного  регулирования цен в США

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование  цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночные рычаги и методы косвенного регулирования  цен, а также способствует общему оздоровлению экономического положения  в стране.

В целом такой подход оказывает  стабилизирующее воздействие на экономику страны. Среди основных направлений, косвенного регулирования  цен, можно выделить:

- Регулирование учетной  ставки федеральных резервных  банков;

- Сокращение дефицита  государственного бюджета;

- Федеральные закупки  товаров и услуг;

- Налоговая политика.

Эти направления государственной  макроэкономической политики оказывают  влияние на изменение соотношения  спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом  определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное  регулирование цен в США применяется  лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование  электроэнергией и некоторые  коммуникационные услуги.

Особо следует остановиться на государственном регулировании  цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, выращивающие зерновые культуры, получают от министерства сельского  хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они  могут продавать по рыночным ценам  и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных  конгрессом, то фермер может сдать  урожай государству по контрольным  ценам, расплачиваясь за заем и получая  выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных  цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство  и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную  помощь слаборазвитым странам, а  также продает другим государствам.

Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

В целом, контроль над ценами США осуществляют антитрестовские  управления министерства юстиции и  федеральная торговая комиссия.

 

2.2 Методы государственного  регулирования цен в России

Генеральной линией ценовой  политики в России становится либерализация  цен. Она открывает возможности  для формирования новых ценовых  соотношений, отражающих спрос и  предложение, позитивных структурных  сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов  на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно  государством, жизненно необходимые  и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

Правительство Российской Федерации  и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное  регулирование цен на следующие  виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг:

- электрическую и тепловую  энергию

- транспортировку нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

- алмазное сырье, драгоценные  камни;

- перевозку пассажиров, багажа, груза на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном  сообщении);

- погрузочно-разгрузочные  работы, в портах, портовые сборы,  сборы, за проход по внутренним  водным путям судов, плавающих  под иностранными флагами;

- аэронавигационное обслуживание  воздушных судов на маршрутах  и в районах аэродромов;

- отдельные услуги почтовой  и электрической связи,

- водку, ликероводочную  и другую алкогольную продукцию  крепостью свыше 28%, производимую  на территории РФ или ввозимую  на таможенную территорию РФ;

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование  цен на продукцию, товары и услуги местных монополий, в частности:

- газ сжиженный, реализуемый  населению для бытовых нужд (кроме  газа для заправки автотранспортных  средств);

- электрическую и тепловую  энергию, тарифы на которую  регулируются региональными энергетическими  комиссиями;

- топливо и керосин;

- перевозку пассажиров  и багажа всеми видами общественного  транспорта в городском, включая  метрополитен, и пригородном сообщении  (кроме железнодорожного транспорта);

- оплату населением жилья  и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги;

- услуги систем водоснабжения  и канализации;

- торговые надбавки к  ценам на лекарственные средства  и изделия медицинского назначения;

- социальные услуги, предоставляемые  населению РФ государственными  и муниципальными учреждениями  социального обслуживания.

Однако перечень товаров  и услуг, по которым допускается  прямое регулирование цен, в последние  годы существенно сокращен. Права  органов исполнительной власти в  части регулирования цен в  значительной степени увязаны с  возможностями их бюджетов. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия  на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с  тем, чтобы не допускать их необоснованного  завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности  бюджета.

В современной России, провозгласившей  курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется правительством РФ и  федеральными органами исполнительной власти. Где важную роль в области  регулирования цен, играет министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит департамент  цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих  вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных  органов.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования  занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, а на уровне муниципальных  образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов  Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой  политики (управления, комитеты или  отделы по ценовой политике).

Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем. Прямое, или административное, вмешательство  государства в действующие цены означает участие государства в  формировании уровней, структуры и  в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.

Государство определяет порядок  исчисления уровня затрат, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы  рентабельности на продукцию предприятий  монополистов.

Прямое вмешательство  государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста.

В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие  механизмы государственного регулирования  уровней цен и тарифов.

1. Общее замораживание  цен или замораживание цен  на отдельные группы товаров.  Данный метод применяется в  условиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально  меняющихся в 1996 г. тарифов  на электроэнергию Федеральная  энергетическая комиссия в целях  внесения стабильности в отношения  между поставщиками и получателями  энергии предложила заморозить  их сроком на 1 год и ввела  стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и  иные факторы.

2. Установление фиксированных  цен и тарифов. Фиксированные  цены формируются по решению  соответствующих органов власти  и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае  введения фиксированных цен обязаны  реализовать свою продукцию по  ценам, не превышающим фиксированной  цены. Фиксированные цены широко  применяются при заключении государственных  контрактов.

Информация о работе Государственное регулирование цен в международной практике