Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляю¬щих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1. Масштабы и формы организации……………………………………………………………………..5
2. Юридические формы государственных предприятий……………………………………………….6
3. Причины существования государственного предпринимательства……………………………….12
4. Проблемы низкой эффективности……………………………………………………………………21
5. Механизмы обеспечения эффективного функционирования………………………………………26
6. Предложения по реформированию экономической системы в РБ………………………………...32
6.1 Реформирование промышленности на этапе перехода к рынку……………………………...32
6.2 Основные направления реформирования предприятий легкой промышленности……...…33
6.3 Проблемы акционирования белорусских предприятий……………………………………...36
6.4 Рынок ценных бумаг и приватизация………………………………………………………...40
7. Результаты преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ………………………………………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………………………………….49
Литература………………………………………………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

Государственное предпринимательство в РБ.doc

— 314.00 Кб (Скачать)


4

 

Минест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

1. Масштабы и формы организации……………………………………………………………………..5

2. Юридические формы государственных предприятий……………………………………………….6

3. Причины существования государственного предпринимательства……………………………….12

4. Проблемы низкой эффективности……………………………………………………………………21

5. Механизмы обеспечения эффективного функционирования………………………………………26

6. Предложения по реформированию экономической системы в РБ………………………………...32

6.1 Реформирование промышленности на этапе перехода к рынку……………………………...32

6.2      Основные направления реформирования предприятий легкой промышленности……...…33

6.3      Проблемы акционирования белорусских предприятий……………………………………...36

6.4      Рынок  ценных бумаг и приватизация………………………………………………………...40

7.  Результаты  преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ………………………………………………………………………………………………………….44

Заключение……………………………………………………………………………………………….49

Литература………………………………………………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляю­щих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная (неоклассическая) экономическая доктрина, оказы­вающая сейчас большое влияние на экономическую политику во мно­гих западных странах, исходит из необходимости освободить государ­ство от несвойственных ему функций, одной из которых и считается предпринимательство. Но есть и сторонники государственного пред­принимательства, которые полагают, что эта деятельность для госу­дарства вполне органична. Тем не менее, в последние годы наблюдается повсеместное сокращение государственного сектора в результате при­ватизации. Таким образом, на современном этапе под влиянием объек­тивных потребностей социально-экономического развития и субъек­тивных факторов доминирует тенденция к расширению сферы частно­го предпринимательства и сужению сферы государственного предпри­нимательства. Хотя эта смена тенденций вызвана тем, что государ­ственное предпринимательство во многом не оправдывает возлагав­шихся на него надежд, однако вряд ли кто рискнет утверждать, что эта смена тенденций носит окончательный и бесповоротный характер.

В Беларуси, исходя из длительного советского опыта огосударствле­ния экономики, выявившего устойчивую тенденцию к снижению эффе­ктивности производства, медленно побеждает политика приватизации. Лишь малая часть принадлежавших государству предприятий акционирова­лась, хотя и их в силу слабого развития рыночных отношений, специфиче­ски складывающихся отношений собственности и т.д. их нельзя считать в полном смысле "разгосударствленными", частными предприятиями.

Концептуальное же отношение к государственной собственности у представителей различных политических сил различно. Существует представление, что у государства не должно быть собственнических интересов, что оно призвано создавать условия для функционирования производства и контролировать соблюдение определенных правил хозяйственной деятельности. Отдельные радикальные экономисты утверждают, что в экономике не существует отраслей, где было бы оправдано сохранение государственной собственности. Но есть и про­тивоположная точка зрения, приверженцы которой требуют воссозда­ния мощного государственного сектора в экономике. Некоторые пола­гают, что государственная собственность должна составлять 20-30%, а некоторые считают необходимым сделать эту долю гораздо выше.

Некоторую пищу для размышлений и тем, и другим может дать зарубежный опыт анализа причин существования, определения прин­ципов функционирования и эмпирических оценок эффективности и государственного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Масштабы и формы организации

Если рассматривать всю совокупность развитых стран, то до не­давнего времени практически не было такой сферы производства, в которой в той или иной мере не участвовало бы государство. Государ­ственными в отдельных странах были и предприятия лесного хозяйст­ва, и винные лавки и табачные компании, и бензоколонки, и банки и аэрокосмические концерны, и порты и аэропорты, и строительные ор­ганизации. (Примерное представление о масштабах государственного сектора и его структуре дает табл. 1.)

Пожалуй, стоит особо прокомментировать наличие коммерческих государственных финансовых учреждений, хотя о нем вообще мало известно. В Японии в собственности государства находится ряд специ­ализированных финансовых институтов долгосрочного кредитования. Во всех "старых" землях Германии существуют принадлежащие прави­тельствам земель банки этих земель. В целом на них приходится при­мерно пятая часть банковского бизнеса страны. Во Франции под кон­тролем государства остаются "Марсейез де креди", "Креди эндюстри-эль э коммерсьяль", "Креди лионне", страховые компании 'Труп дес'ас-сюранс насьяналь" (ГАН) и "Касс сантраль де реассюрене" и др. И это после того, как в последние годы уже были проданы частному капита­лу "Банк насьяналь де Пари", страховые компании "Юнион дес'ассю-ранс де Пари" (ЮАП) и "Ассюранс женераль де Франс" (АЖФ). В Ита­лии государство владеет вторым по величине активов банком "Банко ди Рома", а также "Банка национале дель лаворо". В недавнем прош­лом под его контролем находились также "Банко ди Наполи", группа "Медиобанка", группа страховых компаний "ИНА". В Швеции госу­дарственным является второй по величине банк "Нордбанкен". В Ав­стрии государству пока еще принадлежит 70% второго по величине банка страны "Кредитанштальт". В Австралии государство имело зна­чительные участия в четвертом по величине в стране "Коммонуэлс оф Аустралия". В Греции во владении государства находится ряд банков, крупнейший из которых - Национальный - контролирует треть бан­ковского рынка.

 

 

 

 

 



4

 

2. Юридические формы государственных предприятий

 

Рассматривая государственный сектор экономики, необходимо учитывать его разнородность. Существуют три основные юридические формы государственных предприятий: бюджетные предприятия (назы­ваемые иногда казенными или административными), предприятия пу­бличного права и, наконец, предприятия частного права.

Бюджетные предприятия обычно являются административны­ми подразделениями тех или иных министерств, ведомств или муниципалитетов, т.е. эти предприятия существуют без образования юридиче­ского лица. Как правило, они либо вовсе не обладают, либо обладают весьма незначительной хозяйственной, финансовой и юридической са­мостоятельностью. Результаты их деятельности чаще всего даже не становятся достоянием гласности. Отдаленным российским аналогом таких предприятий являются унитарные (государственные и муници­пальные) предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Наиболее экономически значимым типом компаний публичного права являются государственные корпорации (иногда именуемые в отечественной литературе публичными или общественными). Они представляют собой создаваемые, как правило, на основе специальных парламентских актов юридически независимые и экономически само­стоятельные предпринимательские организации, функционирующие на принципах самоокупаемости.

Однако государство (в лице министра финансов, отраслевого "курирующего" министра или какого-либо другого лица или органов ) сохраняет за собой право вмешиваться в ряде специально оговоренных случаев в деятельность этих предприятий, а также назначает председа­теля совета управляющих (или даже весь совет целиком). В некоторых случаях в законах прямо поименованы должностные лица, которые в обязательном порядке входят в управляющие органы государственных предприятий, в других описаны процедуры их создания безотноситель­но к соответствуют унитарные предприятия, основанные на пра­ве хозяйственного ведения.

Форма ведомственного предприятия и государственной корпора­ции по определению предполагает единственного собственника - пра­вительство, конкретное ведомство, штат (землю, провинцию в странах с федеральным устройством) или муниципалитет.

Наряду с бюджетными предприятиями и предприятиями публич­ного права в развитых капиталистических странах государство (в лице тех или иных его институтов) является собственником - единственным, или совместно с частными юридическими и физическими лицами - компаний частного права. Это, как правило, акционерные, а также ком­мандитные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Нередко доли участия в таких предприятиях принадлежат не од­ному, а нескольким государственным субъектам. Так, во Франции ряд компаний был целиком в совместной собственности правительства и других государственных же компаний. Перекрестные держания (взаи­мопереплетение капитала) с государственным капиталом были особен­но распространены в Италии и Франции.

В последнее время во многих странах в связи с превращением в акционерные общества иных форм государственных предприятий и частичной продажей их акций возросло число смешанных, частно-госу­дарственных компаний. Но и раньше во многих странах государство (в тех же Италии, Франции, а также Великобритании, Швеции и др.) уча­ствовало своим капиталом в тех или иных акционерных компаниях. В некоторых случаях в уставах таких компаний предусматривалось ограничение доли частных держателей (например, во французских "Аэроспасьяль"- аэрокосмическая отрасль и "Снекма", - производство авиамоторов - ЗО-тью процентами акций).

 

 

 

 



4

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Доля государства (в°/о) в производстве ряда отраслей в начале 90-х годов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна

 

 

 

 

 

Отрасль

 

 

 

 

 

 

 

Черная металлургия

Судостроение

Автомобилестроение

Нефтедобыча

Угольная и добываю. Пром.

Ж/Д транспорт

Авиатранспорт

Элекктро-энергетические сети

Газоснабжение

Почтовая связь

Телефонная связь

Банковская деятельность

США

0

0

0

0

0

1)

0

100

0

0

Япония

0

0

0

0

0

66

0

0

0

100

46

0

Германия

0

25

0

0

 

100

60

0

100

100

Франция

100

40

100

100

100

100

100

100

100

Италия

60

100

75

75

80

100

100

40

Великобритания

0

0

0

25

ГОО

10

0

40

0

100

20

0

Канада

0

0

0

0

75

0

100

0

100

100

2)

Швеция

40

75

0

100

39

100

100

Испания

60

90

10

50

50

100

100

30

100

100

100

12

Голландия

14

70

100

39

100

0

Австрия

100

85

100

100

52

50

100

100

100

10

Австралия

0

0

0

0

0

100

75

100

0

100

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

... - данные отсутствуют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Федеральному правительству принадлежала железная дорога "Амтрак".

 

 

 

 

 

2) Сберегательные банки и кредитные институты являлись полугосударственными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Stevens В. Prospects for Privatisation in OECD Countries. - National West­minster Bank Quarterly Review, 1992, August, p. 8.

 

Информация о работе Государственное предпринимательство