Государственное предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
Задачи: 1) изучить государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства;
2) изучить содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среду;
3) изучить государственное предпринимательство в России.

Содержание

Введение 3
1.Государственное предпринимательство как один из режимов функционирования госпроизводства 5
1.1. Сущность государственного предпринимательства 5
1.2.Формы государственного предпринимательства 9
2.Содержательные особенности государственного предпринимательства: субъекты, цели, среда 14
2.1.Цели, среда государственного предпринимательства 14
2.2.Субъекты государственного предпринимательства 17
3.Государственное предпринимательство в России 21
3.1. Государственное предпринимательство в
современной экономике России 21
3.2.Предпосылки развития государственного
предпринимательства в России 25
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика. Курсовая работа. Тема 13. Государственное предпринимательство в России.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

      Родовой признак казенных предприятий - зависимость  от бюджета (казны), так как основной, а зачастую единственный заказчик - государство. Отсюда - определяющим условием их нормальной жизнедеятельности выступают  стабильность и полное финансовое обеспечение  госзаказа. Поскольку влияние государства  является существенным для финансовых результатов деятельности казенного  предприятия, первое несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам. Распространенным является вариант, при котором выполнение госзаказов не сопряжено с полной загрузкой производственных мощностей или осуществляется с меньшими затратами материальных и трудовых ресурсов. Появляется возможность получения предприятием дополнительного дохода за счет рыночного заказа, а, следовательно, осуществления им предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс предусмотрел такой вариант для казенных предприятий, включив в их компетенцию права: ценообразования на продукцию, ее сбыта, распоряжения частью полученных при этом доходов.

      Сочетание разных форм хозяйствования казенного  предприятия означает, что государство  как собственник должно применять  и разные формы управления "своим" предприятием: прямое и косвенное. В  первом случае речь идет об установлении показателей госзаказа, параметров "входа" и "выхода" предприятия, значения которых соответствуют  условиям и результатам его выполнения (цена продукции, фонд заработной платы, нормы амортизации и др.). Во втором - прежде всего об определении нормативов распределения между собственником  и предприятием дохода, полученного  от выполнения рыночного заказа, установлении приоритетов направлений использования  прибыли, оставленной в распоряжении субъекта хозяйствования.

      В отличие от казенных, унитарные предприятия, использующие режим хозяйственного ведения имеют иной уровень экономической  самостоятельности. Планирование, ценообразование, разработка политики в области инвестиций и доходов отнесены к их компетенции. Собственник здесь определяет предмет  и цели деятельности, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием имущества, имеет право на получение  части прибыли. В оценке их предпринимательского потенциала следует учитывать, что  это - предприятия, во-первых, крупные  и средние, поскольку мелкие - первой "волной" приватизации переданы в  частную и смешанную собственность. Во-вторых, как правило, ориентированные, прежде всего на удовлетворение потребностей общероссийского рынка. Следовательно, их деятельность должна являться объектом макроэкономического регулирования. В-третьих, представляющие преимущественно отрасли первого подразделения общественного производства, а также производственной инфраструктуры, а соответственно, государство - основной по объему предъявляемого платежеспособного спроса заказчик. В-четвертых, имеющие в большинстве своем устарелую материально-техническую базу и структуру производства.

      Очевидна  существенная роль государства в  обеспечении предпринимательской  деятельности таких предприятий. Она  не может быть сведена только к  функциям контроля использования имущества  и распределения полученной прибыли. Реструктуризация производства, изменение  профиля деятельности, обновление основного  капитала предполагают реализацию собственником  целевых программ финансовой поддержки, в том числе, в форме госзаказа. Влияние государства должно быть дозированным (по конкретным объектам и временным интервалам) с тем, чтобы создавать у предприятий  устойчивую потребность в поиске новых заказчиков. 
 
 
 

3.2.Предпосылки  развития государственного предпринимательства в России 
 
 

      Ограниченные  возможности бюджетного финансирования в обозримой перспективе будут  определять обострение противоречия между  потребностями большинства унитарных  предприятий в финансировании текущего производства, качественного обновления его материально-технической базы, с одной стороны, и ограниченными  возможностями для их реализации, с другой. Один из возможных путей разрешения этого противоречия - преобразование основной части унитарных предприятий в государственные корпорации.

      Государственная корпорация будет отличаться, прежде всего, тем, что в имущественном  обороте она выступит как собственник  имущества, которое государство  внесет в ее уставный капитал. Главным  отличием такой корпорации от других акционерных обществ с участием государства, станет способность последнего определять ее хозяйственную и управленческую стратегию.

      Государственные корпорации - объекты с делимой  на акции собственностью. Поэтому  государство сможет осуществлять динамичное перераспределение долей по уровням  расположения собственника (федеральный, субъекта федерации, областной), субъектам (министерствам, ведомствам), осуществляющим его полномочия в определенных сферах народного хозяйства, исходя из задач  усиления межотраслевой и региональной кооперации производства, его диверсификации, большей ориентации на конкретные географические или отраслевые рынки. Акцентируя внимание на сравнительных преимуществах  государственных корпораций, обратим  внимание на потенциальные резервы  сокращения величины их трансакционных издержек в случае, если государство  четко определит свои полномочия, стратегию и экономическое поведение  применительно к каждой из них. Это  позволит государственным корпорациям  заключать со своими основными заказчиками, как правило, долговременные контракты. При работе с акциями названных  эмитентов государство получит  возможность оперативно трансформировать собственность, "подключая" к ней  работников корпорации, внешних инвесторов, в том числе, иностранных. В этом случае корпорации будут преобразовываться  в смешанные предпринимательские  структуры.

      «Становление смешанного предпринимательства позволит обеспечить, во-первых, новый уровень экономической свободы бывших госпредприятий, во-вторых, создать условия для полноценного общественного контроля и регулирования условий и результатов их деятельности»8.

      Оправданно  в базовых отраслях экономики, в  точках ее роста рассматривать участие  государства в деятельности таких  предприятий как долговременное, а для существенного их числа  и постоянное. Основные экономические  интересы государства в этом случае могут быть определены следующим  образом:

      - макроэкономический интерес, отражающий потребность в решении задач стабилизации и пост кризисного развития экономики как целостной системы (в том числе формирования сложных диверсифицированных финансово-промышленных комплексов, способных успешно конкурировать на мировом рынке и др.);

        - предпринимательский интерес, связанный с получением стабильного дохода;

      - реформаторский интерес, реализуемый посредством институциональных (пост приватизационных) преобразований, инициирующих у других акционеров рыночную мотивацию.

      Реализация  потребности в реструктуризации производства и обновлении материально-технической  базы основного числа смешанных  предприятий сопряжена с привлечением значительных финансовых ресурсов. Ограниченность бюджетных средств и неразвитость рынка капитала обусловливают включение  в "ядро" основных акционеров наряду с государством других стратегических собственников. Оказывать определяющее влияние на выбор предприятием хозяйственной  и управленческой стратегии государство  сможет, имея контрольный пакет акций, размер которого колеблется от "классического" в 51% до величины в несколько раз  меньшей, зависящей от уровня диффузии корпоративного капитала. Возможности такого воздействия определяются не только размером доли государства в уставном капитале акционерного общества. Самостоятельную и важную роль в их расширении играет присутствие, тем более доминирование, инвесторов с интересами, близкими или совпадающими с интересами государства. Их нахождение в числе участников предполагает наличие условий, стимулирующих приобретение и длительное сохранение ими статуса акционера. Таким образом, приоритетной для государства задачей, решаемой на этапах акционирования и пост приватизационном, является содействие (экономическое, организационно-правовое) формированию "ядра" таких акционеров. Их отличительными признаками должны быть: заинтересованность в долговременном устойчивом развитии предприятия, а, следовательно, доминирование стратегических интересов; способность организационно обеспечить (в том числе, посредством передачи полномочий на управление профессионально подготовленным менеджерам) полноту использования внутрипроизводственных резервов; наличие финансовых ресурсов или возможностей их привлечения в объеме, достаточном для реструктуризации предприятия, обновления его материально-технической базы.

      Актуальными являются и другие задачи, в том  числе, осуществления эффективного контроля за менеджментом, обеспечения  связи между концентрацией власти в руках профессиональных управляющих  и развитием внешних инструментов контроля их деятельности.

      Важное  направление институциональных  преобразований - существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию  органов управления государственной  собственностью. Таковыми должны стать:

        - информационно-аналитические (проведение постоянного мониторинга предприятий, где имеется государственный капитал, выявление тенденций развития предприятий, сходных по отраслевой принадлежности, профилю деятельности и размерам, оценка факторов и условий, определяющих результаты их хозяйствования);

      - нормативные (разработка принципов политики в сфере распределения доходов предприятий с доминирующей долей государства, критериев оценки деятельности госпредприятий разных типов, условий предоставления финансовой поддержки государства);

      - предпринимательские (продажа государственных паев, покупка акций частных эмитентов, совместное с частным капиталом финансирование отдельных инвестиционных проектов и др.). 
 
 
 

      Заключение 
 
 

      Государственное предпринимательство необходимо в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны.

      Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических  колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

      Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно  ориентированной экономикой. В России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

      В России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

      В России традиционно силен государственнический менталитет.

      Неудачный эксперимент по огосударствлению экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.

      Говоря  о государственном предпринимательстве  относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной  базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства  всеми правовыми гарантиями и  обеспечение условиями для эффективной  работы и развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 
 
 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2007. – 318 с.
  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. – М.: Дело, 2008. – 225 с.
  3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: учебник А.Г. Войтов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004 – 600 с.
  4. Дикушин А.М. О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ // Предпринимательство в современной России. – 2001. - № 6. – С. 18-22.
  5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. - М.: ИНФРА-М , 2005. – 438 с.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 518 с.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. – М: Финансы и статистика, 2005. – 528 с.
  8. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики // Экономист. – 2008 - №5. – С. 12-19.
  9. Лапустина М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 290 с.
  10. Лившиц Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. – 2008. - № 11. - С. 11-14.
  11. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 428 с.
  12. Никоноров С.М. Проблемы предпринимательства в современной России. – М.: ИНФРА-М , 2005. – 230 с.
  13. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 285 с.
  14. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: изд-во БЕК, 2006. – 347 с.

Информация о работе Государственное предпринимательство в России