Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении запаса источников собственных средств и выработка мероприятий по совершенствованию управления ими, а также выявлении резерва повышения качества управления дебиторской задолженностью. Это связано с тем, что ОАО «НГТС» обслуживает большое количество бюджетных организация, вследствие происходят задержки с перечислениями из средств федерального бюджета для этих предприятий увеличивают тем самым дебиторскую задолженность ОАО «НГТС».

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…5
1. Роль финансового анализа в управлении предприятием……...……..…7
1.1. Финансовая устойчивость как один из показателей
оценки финансового состояния……………………….………...12
1.2. Финансовая устойчивость предприятия…………………...20
1.3. Расчет и оценка финансовых коэффициентов
устойчивости……………………………………………………..26
2. Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере
ОАО «Новосибирская Городская Телефонная Сеть»…………………….39
2.1. Анализ имущественного положения предприятия…..……42
2.2. Расчет обеспеченности запасов источниками их
формирования…………………………………………….………48
2.3. Анализ рыночных коэффициентов финансовой
устойчивости……………………………………………………..51
3. Управление финансовой устойчивостью предприятия…………….....60
3.1. Анализ финансовой устойчивости как база принятия
управленческого решения…………………………………..…..60
3.2. Управление оборотным капиталом………………………..62
3.3. Управление заемным капиталом……………………...…...80
3.4. Разработка модели оптимизации финансовой
устойчивости……………………………………………………...85
Заключение………………………………………………………….…….…90
Список литературы………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

finstat.doc

— 639.50 Кб (Скачать)

Увеличить собственные  оборотные средства можно с помощью увеличения долгосрочного заимствования, если долгосрочных кредитов в структуре пассивов относительно немного, то можно попробовать получить дополнительный  долгосрочный кредит или нарастить собственный капитал, путем увеличения Уставного капитала, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат.

Однако истинное финансовое положение предприятия не так  «плачевно», как это представляется по проведенным расчетам. Вместе с  тем, ОАО «НГТС» имеет достаточно стабильный рынок сбыта, и его  успех целиком зависит от правильной стратегии поведения на рынке. Эффективная стратегия сбыта, борьбы за своего клиента позволяет ему иметь достаточно высокие резервы финансовых средств для снижения риска.

По данным табл. 6 видно, что  ОАО «НГТС» в целом не ухудшила финансовое состояние  и имеет возможности для проведения независимой финансовой политики.

Таблица 6

Показатели  финансовой устойчивости ОАО «НГТС» за 1999 г.

 

Показатели 

На начало года

На конец года

Рекомендуемый критерий

1

2

3

4

1) Коэффициент финансового  риска

 

0,379

 

0,549

 

< 0,7

2) Коэффициент долга

0,275

0,354

< 0,4

3) Коэффициент автономии

0,725

0,646

>0,5

4) Коэффициент финансовой  устойчивости

 

0,951

 

0,951

 

0,8-0,9

5) Коэффициент маневренности

 

- 0,184

 

-0,383

 

0,5

     

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

6.Коэффициент устойчивости  структуры мобильных средств

 

0,655

 

0,543

 

 – 

7.Коэффициент обеспеченности  оборотного капитала собственными  источниками

 

 

-0,941

 

 

-2,315

 

 

>0,1


 

Однако за исследуемый  период возрос коэффициент долга,  коэффициент финансового риска, снизился коэффициент автономии (независимости от заемного капитала) – не превысив при этом нормативные значения.

Динамика коэффициента соотношения собственных и заемных  средств свидетельствует о достаточной  финансовой устойчивости ОАО «НГТС», так как на каждый рубль собственных средств на конец года приходилось  54,9 копейки заемных.

Казалось бы, чем ниже коэффициент соотношения заемных  и собственных средств, тем лучше, так как тем меньше зависимость  предприятия от внешних источников финансирования. Однако если посмотреть на это с другой стороны, то возникает вопрос: если бы 100% источников финансирования были представлены собственным капиталом, а заемные источники не привлекались бы, означало бы это очень высокую финансовую устойчивость предприятия или нет?

Едва ли целесообразно  совершенно не пользоваться заемными  источниками. Границы рационального  объема заемных источников зависят  от характера активов. Те элементы активов, которые формируют производственный потенциал предприятия, создают  главные условия для его бесперебойной деятельности, должны иметь собственные источники финансирования. Остальные элементы активов могут обеспечиваться заемными источниками. Заемные источники позволяют предприятию обходиться  меньшим собственным капиталом для достижения необходимых результатов. С этой точки зрения,  чем больше заемных источников, тем выше рентабельность собственного капитала при прочих равных условиях. Однако – это не должно ставить под угрозу надежность обеспечения предприятия имуществом, необходимым для его бесперебойной работы. [10, с.94]

Значение коэффициента финансовой независимости (автономии) также свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации на предприятии, так как собственникам принадлежит 64,6% стоимости имущества.

В исследуемом предприятии коэффициент маневренности как на начало года, так и на конец – отрицательное. Это свидетельствует о том, что  степень закрепления капиталов в основных средствах (иммобильном имуществе) увеличилось, и собственными оборотными средствами стало труднее маневрировать. С финансовой точки зрения, устойчивость нашего предприятия несколько ухудшилась, но при  анализе надо принимать во внимание специфику предприятия.

С финансовой точки зрения повышение коэффициента маневренности  собственных источниками и вообще высокий уровень это всегда хорошо характеризует предприятие; но другая сторона заключается в том, что уменьшение вложения собственных средств в основные средства и внеоборотные активы одновременно уменьшает производственный потенциал предприятия. Поэтому рост коэффициента маневренности желателен, но в тех пределах, в каких он возможен при конкретной структуре имущества предприятия. [33, с.60]

На предприятии коэффициент  обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования составляет минус 94,1% на начало года и минус 231,5% на конец года,  что меньше норматива,  рекомендованного Распоряжением № 31– р. В соответствии с ним  структура баланса предприятия в отчетном периоде признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной. Однако официально утвержденные коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости, рекомендованные ФУДН и применяемые для определения несостоятельности предприятий, обнаруживают своё несовершенство. [1, с.6] Как уже говорилось выше, критерии ФУДН являются явно завышенными, если следовать им, то 1994 году 87% предприятий России нужно было объявить банкротами. [10, с.37]

Таким образом,  полученные данные позволяют заключить, что  ОАО «НГТС» за отчетный период имеет  достаточную  финансовую устойчивость, оно устойчиво во времени, и оно может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов. ОАО «НГТС» – это организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены достаточным объемом собственных средств, позволяющим быть уверенным в возврате кредитов и выполнения других обязательств. Следовательно, ОАО «НГТС» имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, данное предприятие не вступает в конфликт с государством, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

 

3.  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ КАК БАЗА ПРИНЯТИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 

 

Сложность  сегодняшней  ситуации в управлении предприятием состоит в том, что во многих организациях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, как правило, не всегда умеют читать документы аналитического и синтетического учета. Отсюда неумение определять круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также путей и способов их решения.

В соответствии с Приказом № 118 целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной  системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр». Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь, инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений). [23, с.39]

Залогом выживаемости  и основной стабильности положения  предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают  влияния различные факторы:

    1. положение предприятия на товарном рынке;
    2. выпуск  пользующейся спросом продукции;
    3. его потенциал в деловом сотрудничестве;
    4. степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;
    5. наличие неплатежеспособных дебиторов.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность  развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для  этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным. Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной  политики предприятия характеризует  типичные условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется  на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) её вариант  отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [9, с.145-146]

 

3.2. УПРАВЛЕНИЕ  ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

 

Управление  оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. [9, с.116]

Оборотный капитал (оборотные средства) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для  обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. В отличие от западных стран в России для отнесения того или иного актива к оборотным используется ещё один критерий – стоимостная оценка. Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом. [17, с.509]

Оборотные средства и политика в  отношении управления этими активами важны, прежде всего, с  позиции обеспечения  непрерывности и эффективности  текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом. [17, с.510]

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной классификации. С позиции финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.

1) По характеру финансовых  источников формирования выделяют валовые, чистые и  собственные оборотные активы.

Валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом) характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. В составе баланса  предприятия они отражаются как сумма второго и третьего разделов его актива (см. прил. 1).

Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует  ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного  заемного капитала.

Информация о работе Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление