Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.2 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЧАСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.3 РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

Финансовая политика, являясь  формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами  и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов Кыргызстана, на которое возлагается  разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный  вариант представляется в правительство  для рассмотрения и одобрения.

Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование  метода "наложения" финансовых мероприятий  на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов  при выработке концепции финансовой политики требуют широкого использования  математического моделирования, электронно-вычислительной техники. Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной  информации о состоянии дел в  экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработки политики, когда приходится рассматривать многообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использовать различные способы изучения экономических процессов и явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политику как искусство.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается  повышению эффективности использования  финансовых ресурсов путем их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить  вышеперечисленные задачи.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные  результаты. Ее значение заключается  в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматриваются  финансовые ресурсы, которые могут  быть использованы для повышения  материального и культурного  уровня жизни народа, расширения социального  обслуживания, регулируются налоговые  платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр. 4

1.2 Финансовый  механизм, его роль в реализации  финансовой политики

 

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь  используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях  обеспечения благоприятных условий  для экономического и социального  развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации  финансовых отношений, способы их количественного  определения.

Установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов, является важной составной частью финансовой политики. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами  целевых программ, сосредоточению средств  на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности  производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая  условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству. 5

Поэтому страны сообща выполняют  некоторые функции, что помогает экономить сродства. Только международное  сотрудничество способно обеспечить эффективную  мировой экономики.

Финансовый механизм - это  внешняя оболочка финансов, проявляющаяся  в финансовой практике. К элементам  финансового механизма относятся  формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  бюджетной системы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может  быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между  государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться  на основе взимания налогов или неналоговых  платежей. При этом система налогов  может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных  и местных налогов, а каждый налог  будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с  развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для  финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование6.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы  государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила  игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических  лиц и граждан.

Структура финансового механизма  довольно сложна. В нее входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов  финансового механизма). Государство  в лице его исполнительных и законодательных  органов власти на основе тщательного  изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения  общественного продукта, национального  дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования  государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования  финансов большое. значение имеет осуществление  планирования и прогнозирования, нормативное  оформление применяемых способов организации  финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью  применения различных видов, форм и  методов финансовых отношений.

Сочетание элементов финансового  механизма - форм, видов, методов организации  финансовых отношений образует "конструкцию  финансового механизма", которая  приводится в движение путем установления количественных параметров каждого  его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры  и разнообразные способы их определения  являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко  реагируют на изменение условий  производства и задач, стоящих перед  обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли  и пропорции ее деления между  предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.

Верховный Совет Кыргызстана  издает законы о налогах, ежегодно принимает  Закон о своем бюджете и  т д. Министерство финансов Кыргызстана  и территориальные (в составе  Кыргызстана) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.

В современных условиях, когда  вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно  обеспечить своевременное решение  законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия  в правовом регулировании оборачиваются  издержками в экономике, негативными  социальными и нравственными  последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, что является залогом полноты  реализации ее целей и задач. При  этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его отдельных  элементов с отдельными лицами и  коллективными интересами7.

 

Глава 2. Основные направление финансовой политики Кыргызской Республики

2.1 Налогово-бюджетная  политика в Кыргызской Республике

 

Одним из мощных инструментов финансовой политики государства является налогово-бюджетный механизм. Функции  государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое отражение в создаваемом  государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением  бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений  на решение экономических и социальных задач.

С помощью бюджетного механизма  можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению  национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет  различные формы прямого и  косвенного воздействия на экономику - субсидирование предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных отраслей и  т.п., добиваясь в конечном итоге  изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном построении бюджетного механизма он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы. ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. 8

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования по ступающими в распоряжение государства  денежными средствами. Маневрирование возможно питому, что в бюджете  отсутствует принцип закрепления  доходов за конкретными видами и  направлениями расходов, в связи  с чем средства, поступающие в  распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно  влиять на размеры и пропорции  развития общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной  политики государства. Судить о ней  можно по статьям бюджетных доходов  и расходов, отражающим источники  формирования и направления использования  бюджетного фонда страны; Составляемый в форме баланса доходов и  расходов государственный бюджет может  выступать действенным орудием  общегосударственного финансового  контроля. Адресность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи  бюджета с народным хозяйством, создает  основу для их использования в  целях контроля за состоянием дел  в структурных подразделениях общественного  производства. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических  и социальных процессов, расценивая отклонения фактических данных от ранее  запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных  правительственных решений9.

Бюджетный механизм исторически  и логически связан с бюджетом; вместе с тем существенное влияние  на него оказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе  развития. Меняются задачи - должен изменяться и бюджетный механизм. Отсюда по мере развития экономики, перевода ее на рыночные основы, хозяйствования будет  радикально изменяться и бюджетный  механизм, приобретая качественно новые  черты: на смену директивному администрированию субъектов власти появятся методы косвенного влияния бюджета на экономику; изменятся приоритеты бюджетной политики, которая от решения текущих, хотя и очень важных задач, перейдет к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ; коренным образом преобразуются методология и методика бюджетного планирования, в которых, к примеру, на смену объемным показателям придут качественные ориентиры типа социальных нормативов и т.д.

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики