Факторный анализ прибыли.doc

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:55, лекция

Описание работы

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

Работа содержит 1 файл

Факторный анализ прибыли.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

где Р0 — прибыль базисного года;

 

      К1 — коэффициент роста объема реализации продукции.

К1 = S1,0/S0

где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год

 

    в ценах  и тарифах базисного года;

 

         S0 — себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния  на прибыль изменений в структуре  реализации продукции (ΔР3):

ΔР3 = Р02 — К1),

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

К2 = Np1,0/Np0,

где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

 

        Np0 — реализация в базисном году.

5. Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов  в составе продукции (ΔР4):

ΔP4 = S1,0 - S1,

где         S1,0  - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

 

               S - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

6. Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений  цен на материалы и тарифов  на услуги (ΔР6).

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6

или

где         ΔP – общее изменение прибыли;

 

               ΔPi – изменение прибыли за счет i-го фактора.

Составим таблицу 4 для формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

Таблица 4.

Показатели Отчетный год Базисный год
Количество  продукции 977 97
Цена  продукции 2600 2530
Выручка (реализация) 2540210 245411
Полная  себестоимость от реализации продукции 2246770 218221
Себестоимость на 1 ед. продукции 2300 2250
Прибыль от реализации продукции 293440 27190

1. ΔР = Р1 — Р0= 293440-27190=266250

2. ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1 = 2540210-2471810=68400

Np1 = Σp1q1 = 977х2530=2471810

3. ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р01 — 1) = 3428 (1,46-1) = 1576,88

К1 = S1,0/S0 = 2198250/218221=10,07

S1,0 = 977х2250=2198250

4. ΔР3 = Р02 — К1) = 27190(10,07-10,07)=0

К2 = Np1,0/Np0 = 2471210/245411=10,07

Np1,0=977х2530=2471810

5. ΔP4 = S1,0 - S1, = 2246770-2198250=48520

В табл. 5 приводится исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.

Таблица 5

Анализ  прибыли по факторам

 

 

Показатели По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен
1 2 3 4 5
1. Выручка  (нетто) от реализации товаров,  продукции, работ, услуг 245411 2471810 2540210 2471810
2. Полная  себестоимость реализации товаров,  продукции, работ, услуг 218221 2198250 2246770 2178710
3. Прибыль (убыток) от реализации 27190 273560 293440 293100

Определим степень  влияния на прибыль следующих  факторов:

а) изменение  отпускных цен на продукцию. Это  влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 68400 руб. (2540210-2471810) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);

б) изменение  договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки  и прочее. Для этого используется сведения о себестоимости продукции. В нашем задании влияние данных факторов составило:

2178710-2246770=-68060

в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета  влияния данного фактора исчисляют  коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен

2198250/218221=10,07

Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент  и вычисляют из нее базисную прибыль:

27190х10,07-27190=246613

г) увеличение объема реализации продукции за счет структурных  сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результаты расчета:

27190(10,07-10,07)=0

д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного  фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной  продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменений договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.

В нашем случае это влияние составляет:

2198250-2178710=19540

е) изменение  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:

218221х10,07-2198250=-765

Результаты анализа представлены ниже в таблице 6 в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции:

Показатели Рубли
Отклонение  прибыли – всего в т.ч. за счет: 266250
а) изменения  отпускных цен на продукцию +68400
б) изменения  цен на материалы и тарифов -68060
в) изменения  объема реализации продукции +246613
г) изменения  структуры продукции 0
д) снижения уровня затрат (режима экономии) +19540
е) изменения  структуры затрат -765

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение объема реализации продукции (92%), экономия затрат составила (7%).

В рамках внутреннего  финансового анализа при условии  наличия необходимых аналитических  данных бухгалтерского учета общая  величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных других товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.

Планирование  прибыли

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Планируется прибыль  раздельно по видам:

*                     от реализации товарной продукции;

*                     от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

*                     от реализации основных фондов и другого имущества;

*                     от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные их них - метод прямого счета и аналитический. Раскрою на примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли  с учетом опыта других европейских государств.

МЕТОД ПРЯМОГО  СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как  правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его  заключается в том, что прибыль  исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется  по формуле:

 

                                        П = (В*Ц) - (В*С),

где П - плановая прибыль;

 

       В - выпуск  товарной продукции в планируемом периоде в натуральном                выражении;

 

       Ц - цена  на единицу продукции (за вычетом  НДС и акцизов);

 

       С - полная  себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли  предшествует определение выпуска  сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в табл. 1.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

*                     определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

*                     исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

*                     учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

Информация о работе Факторный анализ прибыли.doc