Факторный анализ прибыли.doc

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:55, лекция

Описание работы

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

Работа содержит 1 файл

Факторный анализ прибыли.doc

— 291.00 Кб (Скачать)
Факторный анализ прибыли 
Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно  проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аудитивного типа для анализа прибыли от продаж (до стр. 050 вкл.).        

 Суть факторного  анализа в выявлении: на сколько  каждый из следующих факторов  повлиял на изменение прибыли  в рублях:

  1. выручка от продаж
  2. цена
  3. себестоимость
  4. коммерческие и управленческие расходы
  5. как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать  абсолютному отклонению (графа 5) прибыли  от продаж в отчетном году по сравнению  с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов: 

1. расчет влияния  фактора «выручка от продаж»:  проведение такого анализа начинается  с учета влияния инфляции. Пояснительная  записка в бухгалтерский отчет  обычно содержит информацию о  том, на сколько выросли цены  на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.    

Всоп. отч.= В отч. /I ц  

Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);

В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;

ц - индекс цен (индекс инфляции);

из этого следует: выручка от продаж продукции в  отчетном году выросла за счет роста  цены следующим образом:

ΔВцотч.–Всоп.отч.

ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)        

 Влияние на  сумму прибыли  от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

ΔПпз   - (Вотч - Вбаланс) -ΔВц )/100 * P п базис   

P ппыруч.   

Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния  фактора «себестоимость реализации»  (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается  по формуле:

ΔПпсотч. * ( Ус0 -  У сб )/100     

У с0 и  У сб  – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %. 

Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7.

3. Расчет влияния  фактора «цена»

ΔП пц = ΔВц *P п базис  /100   
 

4. Расчет фактора  «коммерческие расходы»

ΔП кр = В отч * (У кр отч.  кр. баз. )/100   

У кр.отч. и баз – графы 6 и 7.  

5. Расчет фактора  «управленческие расходы»

ΔПупр. отч. *(Ууро урб )/100  

Где  Ууро   и У ур  — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах   
 

6. Расчет совокупности  влияния всех факторов на прибыль  от продаж  

Факторы, влияющие на прибыль Сумма влияния, руб.
1.  Выручка от продаж

2. Себестоимость  реализации

3.  Цена

4.  Коммерческие расходы

5.  Управленческие расходы

 
6. Итого ΔПпв - ΔПпс +ΔПпц -ΔПпкр. -ΔПпур
  
 
 

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному  отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.         

 Факторный  анализ может быть продолжен до чистой прибыли. Методика его проведения следующая:

  1. По приведенной схеме анализируется прибыль от продаж.
  2. Влияние всех остальных факторов (операционный доход, расход и т.д.) оценивается по графе 5 в приведенной выше таблице.
 

Факторный анализ прибыли

Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

РБ = ± РР ± РПР ± РВН,

где 
РБ - балансовая прибыль или убыток; 
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); 
РПР - результат от прочей реализации; 
РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную стоимость. 
Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле

РР = NP- SP- PД,

где 
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); 
NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции; 
SP - затраты на производство реализованной продукции; 
PД - налог на добавленную стоимость и акцизы.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

1. Расчет общего изменения прибыли (D Р) от реализации продукции:

D Р = Р1 - Р0,

где 
Р1 - прибыль отчетного года; 
Р0 - прибыль базисного года.

2. Расчет влияния  на прибыль изменений  отпускных цен  на реализованную  продукцию:

D Р1 = Np1 - Np1,0 = å p1q1 - å p0q1,

где 
Np1 =
å p1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий); 
Np1,0 =
å p0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния  на прибыль изменений  в объеме продукции  (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

D P2 = Р0К1 - Р0 = Р01 - 1),

где 
Р0 - прибыль базисного года; 
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = S1,0 / S0,

где 
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; 
S0 - себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния  на прибыль изменений  в объеме продукции,  обусловленных изменениями  в структуре продукции  (D Р3):

D Р3 = Р02 - К1),

где 
К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

К2 = N1,0/N0,

где 
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; 
N0 - реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния  на прибыль экономии  от снижения по  себестоимости продукции  (D Р4):

D Р4 = S1,0 - S1,

где 
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; 
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния  на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):

D Р5 = S0К2 - S1,0.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений  цен на материалы и тарифов  на услуги (D Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (D Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 + D Р5 + D Р6 + D Р7,

где 
D Р - общее изменение прибыли.

 

Материал приведен по книке: Баканов, Шеремет Теория экономического анализа. 1997. (Возможно я ошибаюсь)

Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением  НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:

  • Изменение объема продаж.
  • Изменение ассортимента реализованной продукции.
  • Изменение себестоимости продукции.
  • Изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Определим влияние  факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения  влияния объема  продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем  продаж в базисных ценах (54190/1,15), который  составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность  определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения  цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента  продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости и  цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34 091 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 5 600 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения  себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 39780 – (41829*0,81525) = 5690 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения  коммерческих и  управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1140 тыс. рублей (1475 – 2615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1051 тыс. рублей (3765 – 4816).

5. Для определения  влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54190 - 47122 = 7068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем  общее влияние всех перечисленных  факторов:

  1. влияние объема продаж -1577 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1362 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5690 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный  рост себестоимости продукции произошел  в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Категория: Факторный анализ

0

Просмотров: 25548 | Теги: продаж, Факторный анализ, пример

 
Вместе с  этим читают:

  • Классификация видов финансовой устойчивости организаций
  • Взаимосвязь бухгалтерской отчетности
  • Факторный анализ показателей рентабельности
  • Оценка состояния источников формирования материальных запасов при анализе финансовой устойчивости
  • Модель Чессера
 
Всего комментариев: 15 1 2 »
0  

14 Sonu   (22.10.2011 15:14)

Как рассчитать индекс цен? если нет в отчетности

 
 
0  

15 eservise08   (24.10.2011 08:15)

Если вообще нет, то практически никак, единственно  можно приблизительную цифру  взять из стат.сборника, там публикуют  индексы цен, но по отраслям и группам  товаров

 
 
 
 
0  

12 quest811   (12.09.2011 08:15)

Откуда взялась  цифра 8540 ???  
Из уравнения: 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. рублей.  
Подскажите пожалуйста

 
 
 
 
 
 
0  

13 eservise08   (12.09.2011 12:31)

8540 - это  как понимаете прибыль от продаж  которая вычисляется следующим  образом:  
Выручка от реализации продукции - Себестоимость - Коммерческие и управленческие расходы.  
На цифрах это выглядит: 57800-41829-2615-4816 = 8540

 
 
 
 
 
 
 
 
0  

11 Лена   (03.08.2011 09:12)

Спасибо!!!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0  

9 Лена   (02.08.2011 12:01)

Откуда брать  цену для расчета индекса изменения  цен???

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0  

10 eservise08   (02.08.2011 22:17)

Цены берем  из отчетности компании, в публичной  отчетности данную информацию сложно найти, для этого нужна управленческая отчетность компании

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0  

7 Анна   (01.06.2011 09:07)

Здравствуйте, а  откуда взялось значени 0,18475, никак  не пойму. Спасибо

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0  

8 eservise08   (01.06.2011 16:38)

Это относительное  изменение объема реализации в сопоставимых ценах -18,47% или -0,18475

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторный анализ прибыли.doc