Анализ качества продукции

Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение 3
1. Понятие качества продукции 4
1. Оценка качества: стандартизация и сертификация 7
2. Ассортимент и структура продукции 12
3. Анализ ритмичной работы предприятия 14
4. Анализ брака и потерь от брака 16
2 Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой 18
2.2 Методика И.Н. Чуева 23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 27
3 Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода 29
Заключение 34
Список используемых источников 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     Аналитическими  показателями, характеризующими качество, являются удельный вес (У) или коэффициент сертифицированной продукции (К) в общем объеме выпущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах без НДС и акцизов:

     У = (СП/Q)*100%;

     К = СП/Q

     Показатели  характеризуют долю в процентах  или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

     Сопоставляя фактический удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый период или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменения качества по сравнению с прошлым периодом.

     При невыполнении задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым периодом.

     Важнейшим направлением аналитической работы является анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализ берутся  из формы № 5НТ. По данным этой отчетности анализируются следующие показатели:

     - уровень модернизации продукции,  как отношение объема модернизированной  продукции к общему объему  выпуска продукции в действующих  оптовых ценах;

     - уровень обновления продукции  как отношение объема новой  продукции к общему объему  выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

     Рассчитанные  показатели сопоставляют с плановыми  показателями за предыдущий период или ряд лет.

     По  данным единовременной отчетности формы  № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат  выпуск первой промышленной серии образцов, выясняют причины того, почему не приняты в дальнейшее производство (серийное или массовое) некоторые образцы.

     Наряду  с указанными показателями определяют и анализируют коэффициент сортности. Показатели сортности рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества являются коэффициент сортности (Кс) и выражающая его средняя цена изделия (Z).

     Коэффициент сортности можно определить как  отношение стоимости продукции всех сортов (∑qiZ1) к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту (∑qiZ0):

           Кс = ∑qiZ1/∑qiZ0.

     Изменение качества выпускаемой продукции оказывает влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того, чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

     - коэффициент сортности по плану  и факту, найти отклонение, дать  оценку изменения качества;

     - по средней арифметической взвешенной  рассчитать среднюю цену по  плану и факту, определить отклонение, дать оценку;

     - рассчитать количественное влияние  изменения качества на изменения  стоимости реализации. Для этого  надо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска продукции.

     Влияние качества продукции на изменении  товарной продукции (ТВ), изменение  выручки от реализации (В) и прибыли  можно определить по формулам:

           ∆ТП = (Z1 – Z0)*q1

           ∆В = (Z1 – Z0) * VРП1

           ∆П = ((Z1 – Z0) * VРП1) – (С1 – С0) * VРП1),

     где Z0,Z1 – цена изделия до и после  изменения качества;

           С0,С1 – соответственно уровень  себестоимости до и после изменения  качества;

           q1 – количество продукции повышенного качества;

           VРП1 – объем реализованной продукции повышенного качества.

     Оценка  и контроль за соблюдением качества достаточны просты в том случае, если заданное потребительское свойство товара может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т.п.). Сложнее эта задача становится в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (носкость обуви, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как они все различны по своей значимости для разных потребителей.

     2.3 Методика Э.А. Маркарьяна

     Методика  данного автора совпадает с методикой  автора И.Н. Чуева, имеется отличие  в том, что Э.А. Маркарьян предлагает расчет уровня модернизации продукции и уровень обновления продукции.

     Данные для анализа содержатся в единовременном отчете об обновлении продукции машиностроения – форма 5НТ (образцы). По данным этой формы отчетности и оперативного учета рассчитываются аналитические показатели:

     - уровень модернизации продукции  (УМП) как отношение объема  модернизированной продукции (МП) к общему объему выпуска продукции (Q) в действующих оптовых ценах:

     УМП =
* 100;

      - уровень обновления продукции  (УОП) как отношение объема  новой продукции (НП) к общему  объему продукции (Q) в действующих  оптовых ценах:

УОП =

* 100.

      Эти показатели сопоставляются с плановыми  и с показателями за предыдущий период и ряд лет. Для характеристики выполнения плана и динамики обновления и модернизации продукции составляется аналитическая таблица (пример таблица 5).

Показатели Предыду-щий год Отчетный  год Выпол-нение плана, %
План Факт
1 Объем отгруженных  товаров, выполненных работ и  услуг в действующих оптовых  ценах, тыс.руб. 44540 49500 54500 110,1
2 Новая продукция  в действующих ценах, тыс. руб. 3650 8420 8390 99,6
3 Модернизированная продукция в действующих ценах, тыс. руб. 6280 7623 9100 119,4
4 Уровень обновления продукции, %

(п.2 : п.1 * 100)

8,2 17,0 15,4 -
5 Уровень модернизации продукции, %

(п.3 : п.1 * 100)

14,1 15,4 16,7 -

     Таблица 5 – Выполнение плана и динамики новой и модернизированной продукции 

 

     3 Анализ качества продукции на предприятии ООО «Русский Хрусталь».

 

     Для того, чтобы провести анализ качества продукции данного предприятия  необходимо использовать исходные и  дополнительные данные (Приложение 1).

     Анализ  качества продукции будет проводиться  по методике Г.В. Савицкой.

     Анализ  сортности продукции

Сорт  продукции Цена  за ед., руб. Количество, шт. Удельный  вес, % Стоимость выпуска, т.р.
План Факт По цене I сорта
План Факт План Факт План Факт
I 1200 37400 44250 38,03 46,14 44880 53100 44880 53100
II 950 32650 29200 33,2 30,45 31018 27740 39180 35040
III 600 28300 22450 28,77 23,41 16980 13470 33960 26940
Итого - 98350 95900 100 100 92878 94310 118020 115080
 

     Сортовый коэффициент I сорта = 1200/1200 = 1

     Сортовый  коэффициент II сорта = 950/1200 = 0,79

     Сортовый  коэффициент III сорта = 600/1200 = 0,5

     Коэффициент сортности =

     Коэффициент сортности 0 = = 0,789 %

     Коэффициент сортности 1 = = 0,819 %

     ∆Коэффициент  сортности = Коэффициент сортности 1 – Коэффициент сортности 0 

     ∆Коэффициент  сортности = 0,819 % - 0,789% = 0,03% 

     Увеличение  коэффициента сортности оценивается  положительно. Это означает, что  качество продукции улучшилось и соответственно выпуск продукции увеличился. Но в нашем случае увеличение коэффициента сортности незначительное.

     Чтобы определить влияние сорности на выпуск продукции, необходимо рассчитать следующее:

     ∆ВП по качеству = = = 3454,58

     В результате улучшение качества привело  к росту выручки на 3454,58 т.р.

     Затем необходимо рассчитать влияние коэффициента выхода на выпуск продукции.

Месяцы Коэффициент выхода Отклонения Фактический выпуск продукции, т.р. Влияние коэффициента выхода на выпуск продукции,т.р.
План Факт
Январь 96 94 -2 7540 -160,43
Февраль 96 97 +1 6200 63,92
Март 96 98 +2 8660 176,73
Итого - - - 22400 80,22

Информация о работе Анализ качества продукции