Анализ качества продукции

Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение 3
1. Понятие качества продукции 4
1. Оценка качества: стандартизация и сертификация 7
2. Ассортимент и структура продукции 12
3. Анализ ритмичной работы предприятия 14
4. Анализ брака и потерь от брака 16
2 Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой 18
2.2 Методика И.Н. Чуева 23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 27
3 Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода 29
Заключение 34
Список используемых источников 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     Стандарты ИСО серии 9000 отражают мировой опыт управления качеством на предприятиях. Эти стандарты не являются стандартами  качества продукции или даже качества производственного процесса, а лишь устанавливают требования к системе качества. Они не касаются технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Руководство работами по стандартизации осуществляет Госстандарт РФ.

     В России действуют три государственных  стандарта систем качества: ГОСТ 40.9001—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; ГОСТ 40.9002—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; ГОСТ 40.9003—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

     Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации» несут юридические  и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

     Сертификация  — это необходимый процесс, гарантирующий  соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической  документации и стандартам. По определению  Международной организации по стандартизации ИСО, под сертификацией соответствия понимают действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют стандарту или другому нормативному документу.

     Исходя  из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:

     - независимость — действия предпринимаются третьей стороной, которой может быть лицо или орган, признаваемые с помощью специальной процедуры независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе; объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертификации подвергается именно то, что поименовано (например, кофе, а не кофейный напиток, представленный вместо кофе);

     - устанавливается соответствие только тем требованиям, которые предусмотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкование.

     В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.

     Сертификат  соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и  удостоверяющий, что должным образом  идентифицированная продукция соответствует  конкретному стандарту или другому  нормативному документу.

     Сертификат  качества продукции — включает точное наименование продукции, стандарт или  технические условия, по которым  она производится, и для наглядности  качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение товара — предназначен для определения страны происхождения товара и завода изготовителя.

     Знак  соответствия — это защищенный в  установленном порядке знак, применяемый  вместе с правилами сертификации и указывающий, что данная продукция  соответствует конкретному стандарту  или другому нормативному документу. Знаком соответствия товар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требования стандарта (в России это ГОСТ 28197—90). Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.

     В соответствии с порядком проведения сертификации продукции проводятся сертификация системы качества изготовителя и контроль за стабильностью функционирования системы качества. Состав других проверяемых  показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

     1.2 Ассортимент и структура продукции

 

     Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

     Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

     Система формирования ассортимента включает в себя:

     - определение текущих и перспективных потребностей покупателей; 

     - оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

     - изучение жизненного цикла изделий  на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

     - оценку экономической эффективности  и степени риска изменений  в ассортименте продукции.

     Обобщающую  характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

     В расчет данного коэффициента принимается  фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. удельный вес одних  видов продукции возрастает, а других — уменьшается.

     Для характеристики интенсивности структурных  преобразований на предприятии можно  использовать коэффициент структурной  активности. Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

     Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно - натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах), необходимо умножить на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении.

 
 
 

     1.3 Анализ ритмичности работы предприятия 

     Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом, как считает А.Д. Шеремет.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.

     Прямые  показатели — это коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

     Косвенные показатели ритмичности — это  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

     Один  из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности — определяется суммированием фактического удельного  веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

     Критмичности = Фактический ВП не более плана/ВП по плану -> 1.

     Дополнительный  выпуск продукции при условии  ритмичной работы = ПВ0 * (Критмичности – 1).

     Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение  среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

     Кв = [√(∑(Хі – Хсред)²/n)]/Хсред.пл                 

     Где (Хі —Хсред.)²—квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;

     n — число периодов;

     Хсред. пл— среднеквартальный плановый (среднемесячный)выпуск продукции.

     Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции непроизведенной  в установленные сроки. Причины  аритмичности — трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля. Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

     В экономическом анализе известно несколько способов исчисления коэффициента ритмичности:

     - по проценту выполнения плана  за определенные отрезки времени  (пятидневки, недели, декады);

     - по удельному весу выпуска  продукции за каждую декаду  в общем месячном фактическом  ее выпуске; 

     - по удельному весу фактического  выпуска за каждую декаду в  общем месячном плановом выпуске; 

     - сопоставлением фактически выпущенной  продукции в пределах плана  к запланированному за определенный  отрезок времени выпуску; 

     - сопоставлением среднесуточного  выпуска продукции в отдельные декады по плану и фактически;

     - отношением выпуска продукции  в 1 декаде отчетного месяца  к ее выпуску в 3 декаде прошлого  месяца;

     - сопоставлением фактических и  плановых удельных весов выпуска  продукции по декадам; 

     1.4 Анализ брака и потерь от брака

 

     Политика  предприятия должна быть изначально направленной на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

     Брак  может быть обнаружен на самом предприятии – производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации и в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

     Рекламации  сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

Информация о работе Анализ качества продукции