Анализ издержек производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Анализ затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость статистического анализа затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияния на финансовые результаты, а также на величину затрат.

Содержание

Введение......................................................................................... 3
Глава 1 Методологические и организационные основы формирования и анализа расходов предприятия.......................
5
1.1 Издержки производства как часть расходов предприятия........ 5
1.2 Цели и методы анализа издержек производства и обращения......................................................................................
9
Глава 2 Оценка уровня и динамики издержек производства на примере ООО «Славянское»........................................................
13
2.1 Общая характеристика ООО «Славянское»............................... 13
2.2 Анализ динамики общего объема затрат.................................... 18
2.3 Оценка изменений в структуре затрат........................................ 21
Глава 3 Направления совершенствования учета и анализа затрат........ 25
3.1 Понятие и экономическая сущность метода «Директ-кост».... 25
3.2 Характеристика системы учета «Стандарт-кост»...................... 28
Заключение.................................................................................... 33
Список литературы....................................................................... 35
Приложения.......................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯанализ издержек.doc

— 278.50 Кб (Скачать)
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 

  Введение......................................................................................... 3
Глава 1 Методологические  и организационные основы формирования и анализа расходов предприятия.......................  
5
1.1 Издержки производства как часть расходов предприятия........ 5
1.2 Цели и методы анализа издержек производства и  обращения......................................................................................       
9
Глава 2 Оценка уровня и динамики издержек производства на примере ООО «Славянское»........................................................  
13
2.1 Общая характеристика ООО «Славянское»............................... 13
2.2 Анализ динамики общего объема затрат.................................... 18
2.3 Оценка изменений  в структуре затрат........................................ 21 
Глава 3 Направления совершенствования  учета и анализа затрат........ 25
3.1 Понятие и экономическая  сущность метода «Директ-кост».... 25
3.2 Характеристика  системы учета «Стандарт-кост»......................        28
  Заключение.................................................................................... 33
  Список литературы....................................................................... 35
  Приложения................................................................................... 36
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Анализ  затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость статистического  анализа затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияния на финансовые результаты, а также на величину затрат.

      При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость  совершенствования и создания четкой системы анализа и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

      Актуальность  темы заключается в том, что в условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших1.

     Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: «Затраты - объем производства - прибыль»2. Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

     Целью данной работы является статистический анализ динамики и структуры затрат на предприятии ООО «Славянское». Для достижения поставленной цели в работе рассмотрен ряд вопросов:

  • Изучение экономического значения затрат в процессе производства, их классификации, принципов отнесения расходов на себестоимость;
  • Определение целей и методов анализа издержек производства и обращения;
  • Статистический анализ динамики и структуры затрат на производство на исследуемом предприятии;
  • Характеристика методов учета «директ-кост» и «стандарт-кост» как возможных методов оптимизации издержек.

    Объектом  исследования являются учетные данные по себестоимости продукции на предприятии, предмет исследования – динамика и структура издержек на исследуемом предприятии.

    При написании работы были изучены и  использованы научная  и учебная  литература освещающая данную тематику, статьи периодических изданий, отчетность предприятия ООО «Славянское». 
 
 
 
 

    Глава 1. Методологические и организационные  основы формирования и анализа расходов предприятия 

    1. Издержки  производства как  часть расходов предприятия
 

        Предприятие в условиях рыночных  отношений становится юридически и экономически обособленным и независимым. Это объективно обуславливает усложнения их ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастания значительности функций анализа эффективности управления предприятием.

      Предприятие в целом должно работать рентабельно. Это в первую очередь зависит от уровня затрат. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др.

      Наибольший  удельный вес во всех расходах предприятий  занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию  изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют воспроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

      Производственная  себестоимость и коммерческие расходы  составляют полную, или коммерческую себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

  • маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия с наименьшими затратами;
  • определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • ценообразования;
  • правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложение и прибыли.

     Издержки  производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт или на незавершенное производство.

     Издержками производства (обращения) принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ, оказание услуг) и их продажу. На практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).

      В специальной литературе «себестоимость продукции» определяется авторами как «выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на изготовление (производство) и реализацию продукции (работ, услуг)». Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженную в денежной форме совокупность потребленных в процессе производства и реализации природных и топливно-энергетических ресурсов, материалов и покупных полуфабрикатов, а также затрат на оплату труда, амортизацию основных средств и др. расходов.

     Иными словами, себестоимость продукции (работ, услуг) показывает, во что обходится каждой организации производство и реализация продукции (работ, услуг), насколько разнообразны производимые при этом затраты.

     Однако  исчисление себестоимости может  варьироваться под воздействием следующих факторов:

     а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

     б) в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

     в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования - полную фактическую себестоимость и сокращенную себестоимость;

     г) в зависимости от оперативности  формирования себестоимости - фактическую или нормативную, плановую.

      Для практического использования в системе статистического анализа формирование затрат и издержек целесообразно рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов - по статьям калькуляции и элементам затрат3 - перечень статей калькуляции, их основ и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

      Существует  примерная номенклатура статей затрат для различных производств:

  1. Сырье и материалы (за вычетом отходов).
  2. Покупные изделия, полуфабрикаты.
  3. Заработная плата основных производственных рабочих.
  4. Заработная плата дополнительных производственных рабочих.
  5. Отчисления на социальное страхование с заработной платы.
  6. Расходы на подготовку и освоение производства.
  7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
  8. Цеховые расходы.
  9. Общезаводские расходы.
  10. Потери от брака.
  11. Внепроизводственные расходы.

      Первые  восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец все 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции. 
 

    1. Цели  и методы анализа  издержек производства и обращения
 

      Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

      Источники информации: данные отчетности «Отчет о прибылях и убытках» - Ф-2, «Приложение к балансу предприятия – Ф 5, калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

      Объекты анализа себестоимости продукции:

      •     полная себестоимость продукции  в целом и по элементам затрат;

      •     уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

      •     себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.

      Главная задача анализа себестоимости продукции  заключается в том, чтобы дать объективную оценку фактического уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявить возможности  более рационального использования  этих ресурсов и снижение на этой основе себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности. Снизить затраты на производство продукции за счет внешних факторов в настоящее время представляет особую сложность, поэтому очень многое зависит в финансовых результатах предприятия от внутренних возможностей. Затраты на 1 рубль товарной продукции характеризуют величину не только затрат, но и прибыли, приходящихся на 1 рубль, он имеет четкую взаимосвязь с рентабельностью продукции и производственных фондов.

Информация о работе Анализ издержек производства