Анализ издержек производства и обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение одного из составляющих анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализа издержек производства и обращения.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и классификацию издержек производства и обращения;
2. изучить факторы, влияющие на эти издержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ……...5
Сущность, классификация издержек производства и обращения…………………………………………………………………………5
Факторы, влияющие на издержки производства и обращения………………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТАКТИК»…………………………………...20
2.1. Показатели издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….20
2.2. Планирование издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по АиДФХДП.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

     По  способу отнесения на отдельные  товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

     Прямые  издержки обращения  - это затраты, которые на основании первичных  документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

     Косвенные издержки обращения -  невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

     Данный  способ классификации издержек обращения  имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

     По  составу различают простые и  комплексные издержки обращения. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда). Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи).

     По  рациональности использования  все  расходы можно разделить на производственные и непроизводственные.

     Производственные  расходы  дают полезный результат: расходы  на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводственные расходы полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

     По  степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

     Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно  не зависит от объема и структуры  товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот.

     Постоянные  издержки можно отнести:

  • на заработную плату по тарифным ставкам и должностным окладам;
  • расходы на аренду помещений и содержание помещений и

               инвентаря;

  • износ основных средств;
  • расходы на капитальный и текущий ремонт;
  • расходы на рекламу;
  • часть отчислений на социальные нужды;
  • часть прочих расходов.

     Постоянные  издержки могут быть остаточными  и стартовыми.

     К остаточным  относится та часть  постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещений, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

     К стартовым относится та часть  постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, на уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и др.).

     В случае если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

     Переменные  издержки – это затраты, которые  изменяются (пропорционально, дегрессивно  или прогрессивно) в связи с  колебаниями объема товарооборота. К переменным расходам относят:

  • проценты за пользование кредитом и займами;
  • расходы на транспортировку сырья и товаров;
  • расходы на хранение, подработку и упаковку товаров;
  • расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;
  • потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;
  • расходы на тару;
  • часть отчислений на социальные нужды;
  • часть прочих расходов (сбор на инкассацию торговой выручки, расходы на ведение кассового хозяйства, стоимость одноразовой посуды и др.).

     Деление  издержек обращения на переменные и  постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и  условно-постоянными.

     По  характеру выполняемых задач  издержки подразделяются на операционные (прямые) и административно-управленческие. Операционные издержки обращения – это расходы, связанные с выполнением основных функций  торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

     Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий и др.

     По  звеньям торговли  выделяют издержки обращения  розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и  предприятий внедомашнего питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее  высокий уровень издержек, как  правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий.

     Так, затраты предприятий питания  наряду с издержками обращения (расходы  на доставку покупных товаров, рекламу, другие затраты, связанные с реализацией продукции собственного производства), издержками по организации потребления (затраты на оплату труда официантов, уборщиц, расходы на стирку и починку столового белья, износа столового белья, посуды и др.), включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для предприятий оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т.п., что и снижает общий уровень издержек обращения.

     Как  отмечает О.П. Ефимова: «Данные научных исследований показывают, что в составе издержек основное место занимают издержки производства. На их долю приходится в среднем 50-55% в общих затратах. Доля издержек, связанных с организацией потребления, составляет в среднем 35-40%, а издержек, связанных с реализацией, - 10-15%. Соотношение удельного веса отдельных групп издержек в общих затратах колеблется в зависимости от типа предприятия питания, его специфики, категории. Так, в ресторанах доля издержек производства составляет около 40%, а издержек по организации потребления – около 50, в кафе и столовых 2-й категории – соответственно 55 и 35%, а в столовых 3-й категории – 65 и 25%».

     По  видам затрат – данный признак  классификации издержек обращения является основным, и они подразделяются на элементы и статьи, содержание которых раскрывается в главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». Группировка расходов по экономическим элементам рекомендуется данной главой НК РФ, поэтому она едина и обязательна для всех предприятий.

     При группировке расходов по экономическим  элементам в каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов.

     Группировка производится по следующим экономическим  элементам:

  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.

     Группировки расходов по статьям затрат носит  ярко выраженный  отраслевой характер и выступает для предприятий торговли в виде номенклатуры статей издержек обращения, а для предприятий промышленности и сферы услуг – в виде номенклатуры статей  калькуляции.

     Все расходы, связанные с реализацией  товаров, могут быть включены в издержки обращения. Таким образом предприятие получает реальное представление об истиной величине затрат и прибыли. Однако некоторые виды расходов государство по-прежнему регулирует путем их нормирования.

     К их числу относятся:

  • расходы на рекламу;
  • командировочные расходы;
  • представительские расходы;
  • расходы на компенсацию за пользование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

     По  этим статьям суммы расходов относятся  в полном объеме на издержки обращения, однако превышение фактических расходов над нормативами не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, т.е. на сумму превышения расходов налогооблагаемая прибыль увеличивается [2].

     В рыночных условиях хозяйствования, когда  коммерческие предприятия осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенной возможности.

     На  предприятиях торговли, где велика доля частной собственности и собственники принимают участие в производственном процессе, наряду с явными издержками, полностью отражаемых в бухгалтерском учете и принимающими форму денежных платежей, некоторые издержки носят и неявный характер.

     Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащие владельцам предприятия. Такие издержки не отражаются в бухгалтерском учете, но от этого они не становятся менее реальными. Например, предприятие может использовать помещение, принадлежащее владельцу предприятия, без оплаты за аренду. Следовательно, неявные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого помещения кому-либо в аренду.

     И наконец, при принятии управленческих решений о расширении предприятий, изменении товарного профиля и т.п. необходимо учитывать так называемые вмененные затраты и инкрементные (приростные) затраты и доходы.

     Вмененные издержки возникают в условиях ограниченности ресурсов, когда во имя реализации альтернативного решения А приходится ограничивать или полностью отказаться от решения Б. Например, в условиях ограниченности торговых площадей для расширения продажи товара А необходимо сократить площадь, занятую под товаром Б, в результате чего сократятся его реализация и прибыль. Поэтому, когда будет подсчитываться прибыль от расширения реализации товара А, необходимо ее уменьшить на сумму потери прибыли от сокращения продажи товара Б. Полученное значение потерь и будет представлять собой вмененные издержки.

     При принятии управленческих решений о расширении деятельности предприятия за счет увеличения торговых площадей или в случае освоения нового для предприятия рынка товаров необходимо исходить из величины инкрементных (приростных) затрат и доходов. Инкрементные затраты и доходы являются дополнительными и появляются в результате продажи дополнительных единиц товаров [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения 

     На  сумму и уровень издержек предприятия оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на: внутренние и внешние.

     К внешним факторам относят:

  • Экономическую ситуацию в стране;
  • Государственную налоговую политику;
  • Систему ценообразования;
  • Наличие или отсутствие конкуренции;
  • Инфляцию; 
  • Валютный курс;
  • Стоимость услуг других отраслей.

Информация о работе Анализ издержек производства и обращения