Анализ издержек производства и обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение одного из составляющих анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализа издержек производства и обращения.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и классификацию издержек производства и обращения;
2. изучить факторы, влияющие на эти издержки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ……...5
Сущность, классификация издержек производства и обращения…………………………………………………………………………5
Факторы, влияющие на издержки производства и обращения………………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТАКТИК»…………………………………...20
2.1. Показатели издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….20
2.2. Планирование издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по АиДФХДП.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный  университет» в г. Когалыме

 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

     на  тему: «Анализ издержек производства и обращения» 
 
 
 

                  Студентки 4 курса, 1 группы

                  направления «Экономика» 

                  А. А. Султановой

                  Проверил:

                  к.э.н. Е. В. Зюбан   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Когалым, 2011

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ……...5

    1. Сущность, классификация издержек производства и обращения…………………………………………………………………………5
    2. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения………………………………………………………………………..16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТАКТИК»…………………………………...20

     2.1. Показатели издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….20

     2.2. Планирование издержек обращения торгового предприятия «Тактик»………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это этап, предшествующий принятию решения. Он призван обосновать принимаемое решение и оценить его последствия с позиций экономической эффективности производства и социальных последствий. Особенность хозяйственного анализа как функции управления заключается в том, что он используется для выполнения других функций управления при принятии любых управленческих решений в областях техники и экономики, в том числе, планирования, регулирования, организации, стимулирования, контроле над выполнением хозяйственных планов, сохранностью собственности, соблюдением государственной дисциплины.

     В рамках данной дисциплины проводится анализ издержек производства и обращения  предприятия. Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие стремится снизить свои издержки любыми возможными способами, вопросы об основных факторах, влияющих на уровень издержек производства и обращения, способы их минимизации становятся особенно актуальными. Для более ясного понимания процессов взаимодействия издержек, причин их роста или снижения, влияния издержек на производство в краткосрочных или долгосрочных периодах необходимо в первую очередь разобраться в природе издержек, их сущности и структуры. Только после этого можно определить основные способы и направления снижения издержек производства и обращения.

     Изменение хозяйственного механизма, снижение его  затратного характера, повышение качества и эффективности в сфере производства и обращения означает необходимость выявления нерациональных затрат с целью их устранения, поиск путей более рационального использования затрат живого и общественного труда на осуществление этого процесса.

     Актуальность исследования затрат определятся тем, что дальнейшее повышение эффективности общественного производства может быть достигнуто не только ростом результатов производства (объемов совокупного общественного продукта и национального дохода), но и снижением уровня издержек производства и обращения.

     Целью данной работы является рассмотрение одного из составляющих анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализа издержек производства и обращения.

     В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

      1. рассмотреть сущность и классификацию  издержек производства и обращения;

      2. изучить факторы, влияющие на эти издержки;

      3. провести анализ издержек производства и обращения конкретного предприятия (в данном случае, торгового предприятия «Тактик»), а именно рассчитать показатели производства и обращения и произвести их планирование на предстоящие годы.

      Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ 

     1.1. Сущность, классификация издержек производства и обращения 

     Как отмечал А.М Фридман: «Производство  продукции требует различных  затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя (покупателя). Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения. К ним в частности, относят расходы по транспортировке, хранению, продаже товаров, оказанию услуг покупателям» [3].

     Гребнев А.И., освещая данную тему,  пишет: «Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров (работ, услуг) представляют собой их фактическую себестоимость, под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров» [1].

     В каждой сфере бизнеса и предпринимательства  у предприятий разного профиля существуют издержки обращения, которые общие для всех, но для разных отраслей сумма издержек по своему составу различна.

     В торговле есть свои особенности - главное  отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торгового предприятия, оплачиваются из его прибыли.

     У предприятий питания издержки тоже складываются немного иначе, чем  у производственных предприятий, как  отмечает О.П. Ефимова: «С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров). Предприятия питания выполняют функции производства собственной продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Следовательно, издержки предприятия питания включают наряду с затратами на производство продукции также издержки реализации и потребления собственной продукции и покупных товаров. Однако на практике разделение издержек производства, реализации и организации потребления не осуществляется, они планируются и учитываются совместно как единые издержки общественного питания» [4].

     Как видим, в конечном итоге розничная  цена складывается из совокупных издержек производства и обращения. Это значит, что конкурентоспособность отдельных изделий во многом зависит от совокупных расходов по выпуску продукции и продаже товаров.

     Итак, издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.

     Издержки  производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

     Все издержки принимаются как альтернативные (вмененные), что означает, что стоимость  любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики. Различают экономические и бухгалтерские издержки. Экономический подход к определению величины издержек производства несколько отличается от бухгалтерского. Величина издержек упущенных возможностей (альтернативных издержек) — это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов [3].

     У субъектов хозяйствования наряду с  явными издержками (внешними, денежными) — затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу — существуют неявные (внутренние, имплицинтые) — стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы.  
Явные издержки (бухгалтерские) соответствуют затратам наших отечественных предприятий, включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с начислениями во внебюджетные фонды, административные расходы.  
Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их представить за плату, установленную рынком, другим пользователям. В обобщенном виде внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд, как если бы денежные средства были вложены в банк, земля сдана в аренду и приносит ренту и т.д.) и нормальную прибыль (она включает в себя зарплату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки:

      
Экономические   =       Бухгалтерские     +      Неявные (имплицитные)

        издержки                     издержки                              издержки

              Рис. 1.1.1. Структура издержек производства

     Понятие «экономические» является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

     Учет  упущенных возможностей является важной чертой рыночной экономики. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

     Например, предприниматель инвестировал 14 млрд. руб. на реконструкцию ресторана с китайской кухней и получил прибыль 544 млн. руб. Но если бы эти 14 млрд. руб. были инвестированы на реконструкцию предприятий быстрого питания, то прибыль составила бы 1500 млн. руб. С точки зрения бухгалтера прибыль равна 544 млн. руб., а с точки зрения экономиста очевиден убыток – 956 млн. руб.  (1500 – 544). Следовательно, затраты утраченных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы быть получены, если бы был использован более выгодный альтернативный вариант.

     По  участию в образовании стоимости  все издержки делятся на чистые и дополнительные.

     Чистые  издержки обращения – это затраты  торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм собственности. Эти затраты общественно необходимы, но по своей сути они непроизводительны и не создают потребительскую стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. эти затраты возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также торговле.

     Дополнительные  издержки обращения  - это затраты  торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения.  К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительская стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

Информация о работе Анализ издержек производства и обращения