Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является исследование динамики объемов продаж ОАО «Лукойл» [6].
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести качественный анализ статистических данных;
провести анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов финансовой отчетности
обосновать выбор типа тренда;
выявить факторы, влияющие на объем продаж

Содержание

Введение 3
1. Анализ исходных данных 4
2. Анализ колеблемости и устойчивости динамики изучаемых временных рядов 7
3. Выбор типа тренда 10
4. Модель множественной регрессии 12
5. Прогноз уровня продаж 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Анализ и прогнозирование объемов продаж коммерческого предприятия.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Факторы:

  1. Операционные расходы
  2. Транспортные расходы
  3. Стоимость приобретенных нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии
  4. Акцизы и экспортные пошлины
  5. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы
  6. Затраты на геологоразведочные работы

Таблица 6 – Данные для построения множественной регрессии.

Год

Квартал

Период

Объем продаж

№1

№2

№3

№4

№5

№6

2006

1

1

15041

900

848

5300

2685

761

35

2

2

18379

1304

919

6406

3269

737

28

3

3

18383

1115

1044

5629

3713

642

55

4

4

15881

1338

1052

5039

3903

745

91

2007

1

5

15736

1443

987

5050

3268

663

75

2

6

20196

1471

1148

7070

3401

800

50

3

7

21415

1555

1116

7384

3954

796

51

4

8

24891

1703

1206

8478

4410

948

131

2008

1

9

25084

1908

1195

8608

4585

796

34

2

10

22088

1770

1359

12511

5191

994

51

3

11

22555

2204

1494

10837

6566

1042

188

4

12

25953

2244

1412

5895

4998

1028

214

2009

1

13

24955

1232

1169

5362

2519

729

37

2

14

20116

1876

1187

7910

2888

791

32

3

15

21941

1907

1238

8203

3769

878

119

4

16

24281

2109

1236

10502

3882

908

30

2010

1

17

23902

1770

1351

9520

4578

802

117

2

18

25853

2032

1429

10755

4762

853

29

3

19

26517

2192

1389

10898

4732

902

29

4

20

28684

1975

1439

12406

4806

1001

161


 

Затем необходимо составить матрицу парных коэффициентов  корреляции (таблица 7), и выбрать на ее основе 2 наиболее влияющих на объем выручки фактора (таблица 8).

Общая формула  для парных коэффициентов корреляции:    

 

Таблица 7 - Матрица парных коэффициентов корелляции

 

Объем продаж

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Объем продаж

1

           

№1

0.73154162

1

         

№2

0.82643402

0.78836183

1

       

№3

0.66279349

0.70160286

0.77945994

1

     

№4

0.51824918

0.71479968

0.5104564

0.6802997

1

   

№5

0.65249671

0.77099409

0.58726478

0.7061585

0.761060417

1

 

№6

0.29249257

0.41367491

0.22839162

0.1150237

0.581100673

0.610046192

1


 

Таблица 8 - Факторы, наиболее влияющие на результат

 

Объем продаж

№2

№5

Объем продаж

1

   

№2

0.82643402

1

 

№5

0.65249671

0.58726478

1


 

Выбраем факторы  №2 и №5, т.к. это пара самых влияющих на объем продаж факторов, между которыми не наблюдается мультиколлинеарности.

Далее необходимо рассчитать уравнение зависимости объема продаж от выбранных факторов. Оно имеет вид:

Для его решения  необходимо составить и решить систему 3 уравнений:


Подставив средние значения в формулу и просчитав результат, были получены следующие коэффициенты:

a0 = -2876,9318

a1 = 8,42569

a2 = 15,6154

Подставив значения в уравнение, получим:

y= -2876,9318+8,42569x1+15,6154x2.

Следующим этапом является расчет коэффициента множественной  корелляции. Этот коэффициент отражает тесноту влияния факторов на результат  и определяется по формуле:

Коэффициент множественной  корелляции равен 0,8518. В соответствии со шкалой Чеддока наблюдается прямая сильная связь.

  1. Далее необходимо вычислить коэффициент детерминации. Полученный коэффициент детерминации составляет 72,56%. Это значит, что 72,56% объема продаж зависит от транспортных расходов и коммерческих, общехозяйственных и административных расходов.

Проверка значимости уравнения проводится на основе F-критерия Фишера:

= 22,4818

 

При  k1 = 2, k2 = 17, α = 0.05, Fтабл = 3,59. Так как Fрасч>Fтабл уравнение регрессии статистически значимо, т.е. выводы о тесноте связи можно переносить с выборочной совокупности на генеральную [1].

 

Значимость  коэффициентов регрессии проверяется  на основе t-критерия Стьюдента:

   

tX1= 3,3515

tX2= 8,8868

tтабл = 2,1009 (для уровня значимости 5%)

tрасч>tтабл  для обоих коэффициентов, что означает их статистическую значимость. Следовательно, полученную модель можно использовать для расчета объемов продаж в генеральной совокупности.  

5. Прогноз уровня продаж

Прогноз – вероятностная  оценка возможностей осуществления  события в будущем на основе анализа  информации по исследуемому событию  в прошлом и настоящем.

Для получения прогноза необходимо рассчитать точечное значение, путем подстановки в уравнение тренда порядковый номер исследуемого периода. В данном случае - №21 (первый квартал 2011 года).

Y21= 27760,0788

 

Далее рассчитывается средняя  ошибка прогноза по формуле:

= 1078,4146

 

В доверительный интервал прогноза вводится величина нормированного отклонения, которая функционально связана с вероятностью суждений и находится по таблице значений интервала вероятностей. При ошибке прогноза равной 5% нормированное отклонение  будет равно 1,96.

Далее рассчитывается доверительный  интервал прогноза:

Подставив в данное неравенство  имеющиеся данные, получим Ytk равный 27760,0788± 2113,6927.

 

Это означает, что в  первом квартале 2011 года выручка компании ОАО «Лукойл» может ожидаться не ниже 25646,38 млн. дол., и не выше 29873,77 млн. дол. в 95 случаях из 100. В 5 случаях из 100 она может  вести себя абсолютно непредсказуемо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты проведенных  исследований позволяют сделать следующие выводы:

  1. Ряд динамики «Объем продаж ОАО «Лукойл» (состоящий из 20 уровней с охватом периода времени 2006 – 2010гг.) характеризуется нестабильной тенденцией роста объема продаж с большой амплитудой сезонных колебаний. Об этом свидетельствуют исследование ряда на устойчивость тенденции (с использованием коэффициента корреляции рангов Спирмена).
  2. Значение коэффициента корелляции рангов Спирмена равно -0,7894, следовательно для анализа и прогнозирования данного ряда динамики нужно использовать модель тренда и сезонности.
  3. Анализ факторов, влияющих на результат, показал, что 72,56% объема продаж зависит от транспортных расходов и коммерческих, общехозяйственных и административных расходов.
  4. Прогноз уровня продаж на первый квартал 2011 года показал, что выручка ОАО «Лукойл» с вероятностью в 95% составит 27760,0788 ± 2113,6927 миллионов долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Багриновский К.А. Экономико – математические методы и модели (микроэкономика): Учеб. пособие. – М.: РУДН, 1999. – 183с.
  2. Кремер Н.Ш., Путко Б.П. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ш.Кремера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 311с.
  3. Кригер А.Б. Прикладные модели математической экономики: Учеб. пособие для студентов специальности 351401 «Прикладная информатика (в экономике) – Владивосток: Изд. – Дальневосточного ун-та, 2005. – 127с.
  4. Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей / Учеб.-практ. пособие. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 2000. – 246с.
  5. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. – М.:Финансы и статистика, 2002. –344с.
  6. http://www.lukoil.ru/ - Официальный сайт ОАО «Лукойл».



Информация о работе Анализ и прогнозирование объема продаж коммерческого предприятия