Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается:
- в формировании умения пользоваться методикой проведения анализа;
- в проведении анализа основных финансово-хозяйственных результатов;
- в умении давать оценку эффективности работы предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сравнительный анализ исходных данных и фактов хозяйственной деятельности предприятия на примере предприятия……………...…………...6
1. Бухгалтерский баланс как источник информации для анализа сравнительной характеристики доходов и расходов предприятия…………………………………………………………………….6
2. Анализ структуры активов предприятия…………………………..17
3. Анализ структуры пассивов .……………………………………….23
4. Анализ движения денежных средств предприятия. Доходы и направление их расходования………………………………………....29

2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере предприятия……………..…………………………..........37
1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы …..37
2. Анализ себестоимости продукции.………………………………...39
3. Анализ эффективности использования основных средств……….42
4. Анализ чистых активов предприятия………………………………49
5. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия……….53
6. Анализ финансовой устойчивости предприятия………………….64
7. Анализ сильных и слабых сторон предприятия…………………...67

Вывод………………………………………………………………………....69

Работа содержит 1 файл

курсовой3[1].doc

— 680.50 Кб (Скачать)

 

         

     В 2009 году прирост денежных средств  от текущей деятельности составил 7,38% по сравнению с 2008 годом. На приобретение товаров, работ, услуг, сырья и прочих оборотных активов расходуется 58,81% денежных средств в 2008 году и 51,90 в 2009 году, что на 5,24% меньше, чем в предыдущем году. На оплату труда в 2009 году направлено больше на 23,87% по сравнению с 2008 годом, что составило 15,52% из общей суммы полученных средств. Рост расходования средств происходит и по расчетам по налогам и сборам. Данный показатель увеличился на 29,43% в 2009 году по сравнению с 2008 годом размер направляемых средств на данную статью расходов предприятия составил 20,01%.

     Из  проведенного анализа можно сделать вывод о том, что приобретение основных средств происходит только частично за счет инвестиционной деятельности. Предприятию на обновление состава основных производственных фондов необходимо рассматривать другие источники. Такая же тенденция прослеживается и по погашению займов и кредитов. 

 

     

Таблица 6

Структура расходования средств предприятия  в 2008-2009 г.

Источники доходов и их расходование 2008 г. 2009 г. Отклонение
сумма, тыс.руб. уд.вес, % сумма, тыс.руб. уд.вес, % сумма, тыс.руб. уд.вес, %
А 1 2 3 4 5 6
На  оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных  активов 21 995 57,96 20 842 50,86 -1 153 -7,10
На  оплату труда 5 031 13,26 6 232 15,21 1 201 1,95
На  выплату дивидендов, процентов 272 0,72 1 370 3,34 1 098 2,62
На  расчеты по налогам и сборам 6 208 16,36 8 035 19,61 1 827 3,25
На  прочие расходы 2 999 7,90 1 980 4,83 -1 019 -3,07
Приобретение  основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов 354 0,93 725 1,77 371 0,84
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложение     80 0,19 80 0,19
Займы, предоставленные другим организациям     20 0,05 20 0,05
Погашение займов и кредитов 1 088 2,87 1 693 4,13 605 1,26

 

     

     Расходы на приобретение товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов занимают наибольший вес в структуре расходов предприятия. В 2008 году данный показатель составил 57,96%, в 2009 году происходи его снижение на 1153 тыс.рублей или 7,10% и составил 50,86%. Расходы на оплату труда напротив возросли на 1201 тыс.рублей или 1,95% и составили 15,21% в общей сумме расходов. Рост расходов также произошел на выплату дивидендов и процентов, а также на погашение налогов и сборов. Расходы на налоги и сборы к концу анализируемого периода составили 19,61% в общей сумме расходов, что на 1827 тыс.рублей или 3,25% больше, чем в 2008 году. В 2009 году появляются такие расходы как приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений (0,19%), займы, предоставленные другим организациям (0,05%). Расходы на погашение займов и кредитов также возросли в 2009 году на 605 тыс.рублей или 1,26% по сравнению с 2008 годом и составили 4,13% в общей сумме расходов.

 

     

  1. Комплексный анализ финансово-хозяйственной

    деятельности предприятия

2.1. Анализ использования

персонала предприятия и  фонда

заработной  платы 

Таблица

Данные  для факторного анализа рентабельности персонала

(тыс.руб.)

      Показатель
Значение  показателя Изменение
 
 
2008 г. 2009 г.  
 
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. - 2 734 +2 734
Валовой объем производства продукции в  текущих ценах отчетного года, тыс. руб. 22 280 21 670 -610
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 29 670 33 304 -3 634
Среднесписочная численность работников, чел. 190 210 -20
Рентабельность  продаж, % - 8,21 +8,21
Удельный  вес продаж в стоимости произведенной продукции 1,3317 1,5369 0,2052
Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс. руб. 117,26 103,19 -14,07
Прибыль на одного работника, тыс. руб. - 13,02 +13,02

  Данные  таблицы свидетельствуют о том, что прибыль на одного работника увеличилась на 13,02 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

    а)  производительности труда

ARnnn= (-14,07) •1,3317 •0/100 = 0 тыс. руб.;

    б)  удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске 
    ARnnn= 103,19 • 0,2052 ■ 0/100 = 0 тыс. руб.;

    в)  рентабельности продаж

ARnnn= 103,19 • 1,5369 • 8,21/100 = 13,02 тыс. руб.

  Из  проведенного анализа можно сделать  вывод о том, что рост прибыли  на одного работника на 13,02 тыс. рублей произошел в полном объеме за счет рентабельности продаж.

  Таблица

      Использование трудовых ресурсов предприятия

      (тыс.руб.)

      Показатель
Значение  показателя Изменение . (+, -)
 
 
2008 г. 2009 г.  
 
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) 190 210 +20
Отработано  дней одним рабочим за год (Д) 251 250 -1
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч 7,9 8,0 +0,1
Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч 376 751 420 000 +43 249

  На  анализируемом предприятии фонд рабочего времени в 2009 году больше, чем в 2008 году на 43 249 ч, в том числе за счет изменения:

    а)  численности рабочих

    АФРВчр = (210-190) • 251 ■ 7,9 = +39 658 ч;

    б)  количества отработанных дней одним рабочим 
    АФРВД= 210 • (250-251) ■ 7,9 = -1659 ч;

    в)  продолжительности рабочего дня

    АФРВП = 210 • 250 • (8,0-7,9)= 5 250 ч.

     Как видно из приведенных данных, предприятие  использует имеющиеся трудовые ресурсы недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано 250 дней вместо 251, в силу чего целодневные потери рабочего времени на одного рабочего увеличились на 1 день, а на всех - на 210 дней, или 1659 ч. (210 • 7,9).

  Рост  продолжительности рабочего дня на 0,1 часов дает увеличение общему фонду рабочего времени в объеме 5 250 часов.

  Анализ  фонда рабочего времени показывает, что его рост на 43 249 часов произошел преимущественно, а именно на 92%, за счет увеличения численности работников.

    1. Анализ себестоимости продукции

  Себестоимость продукции — важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

  Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

      Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых  не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. По своей экономической сути постоянные затраты создают условия для осуществления целевой деятельности предприятия, они объективно существуют даже в том случае, если предприятие не производит продукцию, и меняются при изменении условий производства (введении в строй дополнительного оборудования, строительстве новых зданий) или при изменении цен. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т. д.

      Переменные – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. По своей экономической природе переменные представляют собой затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой создано предприятие: они возникают в том случае, когда предприятие выпускает продукцию, и чем больше масштабы производства, тем больше их общая сумма. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т. д.

      Часть затрат предприятия носит смешанный  характер, то есть содержит в себе элементы как постоянных, так и переменных расходов. Примером смешанных затрат являются расходы на оплату телефонной связи: абонентская плата постоянна, а оплата междугородних разговоров колеблется. Смешанные затраты необходимо делить на постоянные и переменные путем введения соответствующей системы учета, но на практике их чаще всего подразделяют, используя различные статистические приемы.

      Важность  деления затрат на постоянные и переменные объясняется тем, что в рыночных условиях в связи с изменением конъюнктуры рынка часто складывается ситуация, когда предприятие вынуждено сокращать или расширять объемы выпуска и продажи изделий. Колебания масштабов производственно-торговой деятельности существенно влияют на уровень средней себестоимости продукции и, как следствие, на размер получаемой прибыли. Это обусловлено тем, что себестоимость включает в себя переменные и постоянные затраты и при изменении объемов производства меняется и величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, в результате чего колеблется показатель себестоимости, а при росте производства и продаж себестоимость изделия снижается за счет уменьшающейся части постоянных затрат на единицу.

      Для анализа себестоимости продукции  ОАО «Гран» используем данные, Бухгалтерской формы № 2, Бухгалтерской формы № 5 и справочную информацию по предприятию.

Таблица

Затраты на производство продукции

(тыс.руб.)

    Элементы затрат
Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
  2008 г. 2009 г. отклонение 2008 г. 2009 г. отклонение
Оплата  труда 4 900 4 733 -167 18,30 16,64 -1,66
Отчисления  на социальные нужды 1502 2002 +500 5,61 7,04 -1,43
Материальные  затраты 17 520 18 699 +1 179 65,42 65,73 +0,31
Амортизация 165 179 +14 0,62 0,63 -0,01
Прочие  затраты 2 693 2 837 +144 10,06 9,97 -0,09
Полная  себестоимость 26 780 28 450 +1 670 100 100 -
В том числе: переменные расходы 20 457 20 369 -88 76,39 71,60 -4,79
постоянные  расходы 6 323 8 081 +1 758 23,61 28,40 +4,79

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия