Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:59, курсовая работа
Причина этого строительный бум, наблюдающийся сегодня в России, но также к возможным причинам увеличения выпуска цемента в ближайшее время можно отнести утверждение правительством РФ и начало реализации национального проекта «Доступное жилье». Цементная отрасль становится все более привлекательной как для отечественных, так и зарубежных инвесторов, предметом исследования специалистов становится изучение ее дальнейшего развития.
1. Введение ( Аннотация)
2. История развития цементной промышленности
3.Цементная отрасль России: современное состояние.
4. Цементная отрасль России на фоне мировых тенденций.
5. Основные характеристики цементной отрасли.
5.1 Со стороны спроса.
5.2 Со стороны предложения.
6. Структура отраслевого рынка
6.1 Барьеры входа и выхода.
6.2 Концентрация.
6.3 Диверсификация отрасли.
6.4 Дифференциация продукции.
6.5 Вертикальная интеграция.
6.6 Слияния и поглощения.
7.Заключение
Список использованной литературы.
Модель пространственной дифференциации.
В связи с ограниченным количеством заводов (всего 49 действующих заводов по производству цемента в России), разбросанных по всей стране, довольно остро стоит вопрос о транспортных издержках. То есть для потребителя, наряду с оптимальными характеристиками, информация об отдаленности является одним из главных для определения полезности. Чем ближе находится продукт, и чем выше его характеристики для потребителя или, по крайней мере, приближены к желаемым, тем выше полезность данного продукта. Если два схожих по свойствам цемента окажутся на одинаковом расстоянии от потребителя, то для него они будут казаться практически товарами субститутами.
В последние годы особое влияние на состояние рынка цемента стало оказывать сокращение сырьевой базы: производители вынуждены вести борьбу за каждое месторождение, что обусловлено необходимостью расположения производств цемента в непосредственной близости от источников сырья и материалов. В связи с этим возрастает зависимость производителей цемента от поставщиков сырья – начального звена технологической цепочки. Как следствие подобных тенденций увеличивается величина транзакционных издержек, необходимых для согласования условий с поставщиками. Это одна из причин, обуславливающих потребность в создании вертикально интегрированных структур.
Интеграция
последующих звеньев
Следуя теории вертикальной интеграции, объединение фирм – несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию в данном случае ведет к снижению затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной продукции20. Ключевыми игроками цементной промышленности в России являются холдинги "Евроцемент групп" (13 заводов) и "Сибирский цемент" (4 завода). Кроме того, есть ряд сильных региональных игроков: группа РАТМ (1 завод) "Парк-групп/Baring Vostok" (2 завода) и "Мордовцемент" (2 завода)21. На рынке существует большое число посредников-перепродавцов, что делает структуру рынка непрозрачной. Ниже приведен график, на котором показана динамика цен Холдинга «Евроцемент групп» и цен, по которым (по данным Росстата) строительные организации списывают цемент на себестоимость квадратного метра жилья. Доход посредников можно получить, отняв от одного значения другое. В результате такая структура приводит к неэффективному перераспределению потенциальных инвестиционных ресурсов и их «уводу» из сферы производства и налогообложения.
Несколько российских заводов
также контролируются
Помимо этого, в настоящее время в качестве приоритетных направлений своего дальнейшего развития большинство крупных российских холдингов по производству цемента рассматривают включение в свои бизнес-схемы периферийных дополнительных предприятий, позволяющих значительно сокращать затраты, повышать уровень специализации предприятий внутри компании, а также повышать профессиональный уровень и квалификацию сотрудников. Наметились также довольно негативные тенденции в области транспортировки цемента: рост производства обуславливает увеличивающийся объем перевозок (усиливающуюся нагрузку на транспортную инфраструктуру), при этом обеспеченность вагонными парками становится все более серьезной проблемой для большинства компаний, которые придают все большую долю транспортной составляющей в цене цемента.
Как известно, при создании вертикально интегрированной компании существует определенные отрицательные стороны: это барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм-продавцов. Что касается первой проблемы, то в цементной промышленности и так существуют высокие барьеры при входе и выходе на рынок, так как это производство капиталоемко. Присутствует территориальная дифференциация, которая может создать монополистов в конкретном регионе. Прогнозируется дефицит цемента в 2010 году от 5-10 млн. тонн, поэтому в данный момент эта проблем не встает перед обществом.
Из-за резкого скачка цен на цемент антимонопольная служба начала расследование в отношении «Евроцемент групп», так как «компания теперь имеет возможность оказывать влияние на цены на рынке цемента». Руководители холдинга, прежде всего указывают но то, что цены на цемент не росли с 2003 года, поэтому их рост вполне оправдан экономически. За то же время электроэнергия подорожала на 27%, железнодорожные тарифы - на 22, а газ - на 48%. А по государственным тарифам тот же "Евроцемент" получает только 45% газа, остальное он вынужден покупать на свободном рынке, что дает еще 35-50% дополнительных расходов. Цементная отрасль сезонная. В зимнее время строительство сокращается, поэтому многие заводы простаивают. В связи с этим летние цены могут показаться завышенными.
Можно сказать, что пока на Российском рынке цемента негативные стороны вертикальной интеграции не видны. Сам процесс интеграции протекает не очень быстро и пока далек от своего завершения. Для общества в целом полезно вертикальное интегрирование, так как рынок ближе к монопольной структуре и присутствует ряд издержек достаточно сильно повышающих стоимость продукции и уменьшающих налоговые поступления в бюджет, которые можно было ликвидировать при вертикальной интеграции.
Пример: относительно недавно руководством
холдинга «Сибирский цемент» было принято
решение о создании дочерней компании,
специализирующейся на проведении ремонтов
и обладающей всеми необходимыми
для этого ресурсами. Это связано
с тем, что на данный момент все производственные
предприятия пользуются услугами внешних
ремонтных служб, что влечет за собой немалые
затраты.
Также, в соответствии с концепцией развития
внутри холдинга "Сибирский цемент"
была создана собственная транспортная
сеть компании "КузбасстТрансЦемент".
Она владеет собственным серьезным парком
специализированных вагонов и занимается
транспортировкой производимого цемента
по железной дороге. Грамотный подход
к транспортировке цемента связан с особенностями
отрасли, ведь перевозка цемента на расстояние
больше 500 километров увеличивает его
стоимость до неконкурентного уровня.
Холдинг «Евроцемент групп» владеет кроме
цементных заводов общей мощностью (по
данным 2006) года 28 млн. тонн транспортной
компанией, сетью перевалочных баз, более
30 сбытовых региональных перевалов.
Многие
экономисты утверждают, что главным
двигателем развития отраслей являются
слияния и поглощения. Не одна российская
компания стала лидером благодаря
удачным покупкам. Процессы слияния и
поглощения на рынке цемента получили
широкое распространение, так как цементные
заводы требуют значительных ресурсов
для развития. Небольшие компании просто
не в состоянии этого обеспечить. Число
предприятий, которые входят в специализированные
холдинги, постоянно растет, за счет сокращения
количества независимых заводов. Так,
среди десяти крупнейших заводов по производству
цемента осталось лишь два независимых
завода, акции которых контролирует менеджмент:
ОАО «Новоросцемент» и ОАО «Мордовцемент».
Крупнейшие
сделки по слияниям и поглощениям
с 2001 года:
2001 год:
В конце декабря немецкая
2002 год:
В июле ЗАО
«Интеко» купило
у компании ИГ
«Атон» контрольный
пакет акций двух цементных заводов «Осколцемент» (93,4% акций) и «Подгоренский цементный
завод», а затем
приобрела и третий завод «Белгородский цемент».
2003 год: «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» приобрела два уральских завода: «Катавский цемент» и «Невьянский цементник».
В октябре
французская компания «Lafarge» купила «Уралцемент».
2004 год:
Весной компания «Интеко»
Также
в рамках корпоративной стратегии
ОАО «Холдинговая компания «Сибирский
цемент» были приобретены следующие
активы: ООО «Красноярский цемент»
(май), ОАО «Ангарскцемент» (октябрь);
ООО «Комбинат «Волна» (декабрь).
2005 год:
В апреле-мае на цементном
Весной в ходе крупномасштабной сделки, завод «Пикалевский цемент» вошел в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп».
В начале мая «Сибирский цемент» приобрел «Каменский цементный завод», который был переименован в «Тимлюйский цементный завод».
Также
завод «Кавказцемента» был приобретён крупнейшим
отраслевым холдингом «ЕВРОЦЕМЕНТ
групп».
Доля «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» на российском цементном
рынке в настоящее время составляет около
45%. Сейчас в холдинг входят 13 российских
цементных заводов.
2006 год: В декабре «Атакайцемент» был приобретен компанией ЗАО «ИНТЕКО» (по разным данным сумма сделки составила от 40 до 90 млн. долларов). А в начале 2006 года, Елена Батурина, президент компании «ИНТЕКО», купила другой завод - ОАО «Верхнебаканский цементный завод».
Нет
определенных данных по сделкам слияний
ми поглощений в 2007 году, но судя по динамике
числа сделок (1 или 2 сделки в год)
2007 год не станет исключением: отрасль
не содержит условий для активизации
агрессивных поглощений, и причин для
резкого увеличения числа сделок нет.
В заключение сделаем обобщение всему вышесказанному и определим основные тенденции и перспективы дальнейшего развития цементной отрасли.
Список положительных моментов и перспектив развития отрасли производства цемента.
Информация о работе Анализ структуры рынка цементной отрасли