Анализ структуры рынка цементной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Причина этого строительный бум, наблюдающийся сегодня в России, но также к возможным причинам увеличения выпуска цемента в ближайшее время можно отнести утверждение правительством РФ и начало реализации национального проекта «Доступное жилье». Цементная отрасль становится все более привлекательной как для отечественных, так и зарубежных инвесторов, предметом исследования специалистов становится изучение ее дальнейшего развития.

Содержание

1. Введение ( Аннотация)


2. История развития цементной промышленности

3.Цементная отрасль России: современное состояние.


4. Цементная отрасль России на фоне мировых тенденций.


5. Основные характеристики цементной отрасли.

5.1 Со стороны спроса.

5.2 Со стороны предложения.

6. Структура отраслевого рынка
6.1 Барьеры входа и выхода.

6.2 Концентрация.

6.3 Диверсификация отрасли.

6.4 Дифференциация продукции.

6.5 Вертикальная интеграция.

6.6 Слияния и поглощения.


7.Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Проект по отраслевым рынкам..doc

— 914.50 Кб (Скачать)
  • структурный характер (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции)
  • определяется поведением хозяйствующих конкурентов

   Особое  значение также приобретают барьеры  входа на рынок, связанные с географическим месторасположением (географические границы рынка). Отдельно стоят барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе регулирования экономики.

   Под бартерами выхода понимаются все  факторы, которые мешают без существенных потерь выйти и этой отрасли. Они, как правило, связаны со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности. Барьеры выхода имеют значение, потому что «они увеличивают риск хозяйствования отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры для входа в отрасль»10

     Существует несколько видов барьера  проникновения на рынок:

  1. Нестратегические:
    • ограничение спроса

   В отрасли наблюдается дефицит  со стороны предложения, поэтому  этот барьер не является основополагающим при принятии решения входа на рынок. Однако, если посмотреть с другой стороны, основными покупателями цемента являются строительные компании. Их спрос можно охарактеризовать как достаточно ограниченный. Им также для эффективного функционирования, выгоднее платить  небольшие деньги за строительный материал, следовательно, существуют потолок возможной цены, которая может быть ниже средних издержек новой, входящей в отрасль фирмы. Таким образом, этот фактор является сдерживающим при производстве прибыльного выпуска.

  • Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок

   Цементная промышленность является довольно затратной. В текущей ситуации необходимо внедрение  большего количества инвестиций для  модернизации производства уже существующих предприятий. Хотя существуют около 16 проектов по внедрению нового способа производства, и как следствие этого, строительство новых заводов. Однако. скорее всего, авторами и инициаторами являются уже существующие предприятия11. Как сказано было раньше, вход в данную отрасль является сильно затратным, поэтому это является препятствием для появления новых конкурентов. К тому же рентабельность этой отрасли невысока.

  • Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат

   Долгосрочные  средние издержки уже существующих фирм гораздо ниже, чем издержки, только пришедших на этот рынок фирм, поэтому оптимальная цена, при которой пришедшие фирмы будет хотя бы выходить на ноль, гораздо выше текущей. При сложившихся темпах развития отрасли цена будет повышаться в зависимости от объема предлагаемой продукции и спросом на нее, а это растет вместе со структурой рынка. Поэтому новые фирмы не смогут возместить затраты на производство довольно долго, что сыграет не маловажную роль при принятии решения о входе на рынок.

  • Административные барьеры

   Налаженные  связи работают эффективнее, можно  гораздо быстрее  лоббировать  свои интересы в административных кругах. Примером может служить, ситуация с «Евроцемент групп»: «В начале июня председатель совета директоров и основной владелец компании «Евроцемент груп» Филарет Гальчев и губернатор Липецкой области Олег Королев подписали соглашение о строительстве на территории области цементного завода мощностью 1 млн тонн и стоимостью 150 млн долларов.»12Для старой, проверенной компании заключить данный договор легче, тем более в рамках нового национального проекта.

  • Состояние инфраструктуры рынка.

   На  нашем рынке существуют проблемы с транспортировкой продукции. Некоторые  компании предпочитают покупать цемент на западе по завышенной цене, но не платить неустойку из-за несвоевременной подачи продукции. Если с этой проблемой с трудом справляются существующие фирмы, то вновь возникшим это будет сделать еще сложнее.13

  1. Стратегические барьеры:
  • Дополнительные инвестиции в оборудование

   При входе на рынок нового игрока старые фирмы, имея преимущества в оснащении  и технологиях, могут увеличить  выпуск продукции до критического уровня, а следовательно, цена начнет падать. Это губительно скажется  на вновь  созданной фирме, которая не сможет справится в этим и разорится. В цементные заводы используют свои мощности не до предела. Они производят в целом 60-65 млн. тонн, а их проектная мощность достигает до 70 млн. тонн. Эти цементные компании могут воспользоваться при появлении нового конкурента.

  • Долгосрочные контракты с третьими лицами.

   Существующие  на рынке фирме уже разделили  потребителей между собой, были заключены  долгосрочные контракты, которые устраивают обе стороны. Следовательно, довольно сложно только пришедшей фирме найти  своего потребителя и сбыть  произведенную продукцию. Таким образом, создан высокий эффективный барьер входа в отрасль.

   Проанализировав возможные барьеры, можно сделать  вывод о довольно высоком препятствии  входа в отрасль, что не позволяет  новым фирмам пробиться на данный рынок. По классификации, которую предложил Джо Бейн, цементную отрасль можно назвать отраслью с эффективными барьерами. Это означает, что существующие барьеры, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде мешают проникновению новых фирм на рынок. Число фирм вот уже на протяжении долгого периода времени остается постоянным, все же существует возможность их увеличения ( появление заводов с сухим методом обработки)

              Что же касается барьеров выхода с рынка, то тут существует два варианта либо фирма сливается с более большой, создавая холдинг, теряя при этом свою власть и право безраздельно и самостоятельно принимать решения. Либо заводы начинают приносить только убытки из-за высокой энергозатратности производства и из-за высоких амортизационных отчислений, потому что оборудование изношено на 70%, следовательно, уходят с рынка, чтобы не разориться окончательно. 
 

6.2 Концентрация.

 

           Рыночная концентрация продавцов  отражает удельный вес крупных  фирм в отрасли, доминирующих  по объему выпуска продукции.

   Q – объем выпуска отрасли в целом   Q= i

   qi – объем выпуска i-й фирмы

   si – рыночная доля i-й фирмы

   si=qi/Q 

   Коэффициент концентрации рассчитывается как сумма  рыночных долей первых r крупных фирм на рынке:

   CRr=

   Коэффициент концентрации показывает удельный вес  выпуска r ведущих фирм в объеме реализации отрасли в целом. 

   Индекс  Герфиндаля-Хиршмана (HHI) оценивает уровень концентрации в отрасли по двум основным параметрам – числу фирм на рынке и распределению рыночных долей14. 

   HHI= =  

   Индекс  Холла-Тайдмана: 

   HTI=

   Ri – ранг фирмы. Ранг выражен в натуральных числах от  1 до n, которые присваиваются фирмам, начиная с наибольшего размера. Этот индекс концентрации усиливает влияние изменений числа фирм в отрасли и ослабляет влияние распределения рыночных долей15. 

   Показатели, рассчитанные для 2005 года: 

   HHI2005= 0,154

   HTI2005= 0,171

   CR3,2005= 0,485

   CR5,2005= 0,611

   CR10,2005= 0,871 

   Показатели, рассчитанные для 2007 года: 

   HHI2007= 0,20791394

   HTI2007= 0,13281059

   CR3,2007= 0,56985169

   CR5,2007= 0,69430792

   CR10,2007= 0,90324275 

   Как мы видим, все показатели 2007 года значительно выше показателей 2005 года. За два года в процессе развития отрасли её рыночная концентрация

   Это можно объяснить уменьшением  числа фирм в отрасли и увеличением  неравномерности в распределении рыночных долей, связанных со слияниями и поглощениями в данной отрасли.

   Лидером по состоянию на конец 2007 года является предприятие «ЕВРОЦЕМЕНТ групп».

6.3 Диверсификация отрасли.

   Большинство предприятий в отрасли диверсифицированы. Что выражается либо переходом фирмы в новые области производства, то есть происходит «расширение продуктовой линии», либо переходом на другие географические рынки, то есть фирма расширяет свою «производственную сферу»16. Практически все предприятия производят диверсификацию производства. ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» международный промышленный холдинг по производству строительных материалов производит все виды цемента, а также бетон и асфальт. К тому же происходит продвижение фирмы на другие рынки путем расширения «пространственной сферы фирмы». Небольшие производители цемента, владеющие одним заводом, также диверсифицируют производство, например, производя два вида портландцемента (с добавками и без добавок). Фирмы расширяются путем перехода не другие региональные рынки, например, ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» постепенно расширялся, на сегодняшний день он владеет 13 заводами в разных регионах России.

   Существует  диверсификация фирм в сферы производства, которые отличны от основного  производства. ОАО «Сода» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности России, выпускающей 100 наименований химической промышленности, товаров бытовой химии и строительных материалов. Данная фирма в этом году празднует 55-летие успешной работы цементного производства «Соды». Основной ее деятельностью является производство разных видов соды.

   Диверсификация  производства ведет к увеличению разнообразия выпускаемой продукции  либо через «внутреннее расширение»  производства, либо путем слияний  или поглощений. «Внутреннее расширение»  предполагает расширение ассортимента производимой продукции, то есть предприятие вводит новые товарные марки и товары. Путем слияний и поглощений фирма расширяет ассортимент выпускаемой продукции за счет номенклатуры продукции поглощенного или объединенного предприятия.

6.4 Дифференциация продукции.

   В отрасли можно отметить относительную  глубину ассортиментной группы цемента. Существует множество видов цемента, различающегося по своим физико-техническим характеристикам. Наибольшая доля в общем выпуске цемента в стране принадлежит портландцементу, около 35 % это портландцемент без добавок и 42% - с минеральными добавками. Остальные 23% делят между собой все остальные виды цемента (белый, шлаковый, гидрофобный, магнезиальный, гидрофобный, тампонажный, цветной, сульфатостойкий и др.)18. Такое обилие портландцемента на российском рынке объясняется использованием данного вида цемента в строительно-монтажных работах. Что касается марок цемента, то около 37% приходится на марку «500» и около 55% на марку «400»17. К тому же существует дифференциация товара непосредственно по производителю: на рынке можно найти портландцемент марки «ПЦ 500-ДО», произведенный ОАО «Мордовцемент» по 3900 руб. за тонну, ОАО «Уралцемент» по 3800 руб. за тонну и ОАО «Мальцовский портландцемент» по 3450 руб. за тонну18. Товар обладает одинаковыми характеристиками, что следует из марки товара, но различается по уровню доверия потребителя к производителю (насколько качественно производится, насколько соблюдаются нормы содержания минеральных добавок, соответствие марки содержанию товара).

   Существуют  несколько моделей, которыми можно  описать ситуацию, сложившуюся в  цементной отрасли19:

  • модель Хотеллинга (модель «линейного города»);
  • модель Ланкастера (модель товара как набора характеристик).

Информация о работе Анализ структуры рынка цементной отрасли