Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:59, курсовая работа
Причина этого строительный бум, наблюдающийся сегодня в России, но также к возможным причинам увеличения выпуска цемента в ближайшее время можно отнести утверждение правительством РФ и начало реализации национального проекта «Доступное жилье». Цементная отрасль становится все более привлекательной как для отечественных, так и зарубежных инвесторов, предметом исследования специалистов становится изучение ее дальнейшего развития.
1. Введение ( Аннотация)
2. История развития цементной промышленности
3.Цементная отрасль России: современное состояние.
4. Цементная отрасль России на фоне мировых тенденций.
5. Основные характеристики цементной отрасли.
5.1 Со стороны спроса.
5.2 Со стороны предложения.
6. Структура отраслевого рынка
6.1 Барьеры входа и выхода.
6.2 Концентрация.
6.3 Диверсификация отрасли.
6.4 Дифференциация продукции.
6.5 Вертикальная интеграция.
6.6 Слияния и поглощения.
7.Заключение
Список использованной литературы.
Особое значение также приобретают барьеры входа на рынок, связанные с географическим месторасположением (географические границы рынка). Отдельно стоят барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе регулирования экономики.
Под бартерами выхода понимаются все факторы, которые мешают без существенных потерь выйти и этой отрасли. Они, как правило, связаны со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности. Барьеры выхода имеют значение, потому что «они увеличивают риск хозяйствования отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры для входа в отрасль»10
Существует несколько видов
В отрасли наблюдается дефицит со стороны предложения, поэтому этот барьер не является основополагающим при принятии решения входа на рынок. Однако, если посмотреть с другой стороны, основными покупателями цемента являются строительные компании. Их спрос можно охарактеризовать как достаточно ограниченный. Им также для эффективного функционирования, выгоднее платить небольшие деньги за строительный материал, следовательно, существуют потолок возможной цены, которая может быть ниже средних издержек новой, входящей в отрасль фирмы. Таким образом, этот фактор является сдерживающим при производстве прибыльного выпуска.
Цементная промышленность является довольно затратной. В текущей ситуации необходимо внедрение большего количества инвестиций для модернизации производства уже существующих предприятий. Хотя существуют около 16 проектов по внедрению нового способа производства, и как следствие этого, строительство новых заводов. Однако. скорее всего, авторами и инициаторами являются уже существующие предприятия11. Как сказано было раньше, вход в данную отрасль является сильно затратным, поэтому это является препятствием для появления новых конкурентов. К тому же рентабельность этой отрасли невысока.
Долгосрочные средние издержки уже существующих фирм гораздо ниже, чем издержки, только пришедших на этот рынок фирм, поэтому оптимальная цена, при которой пришедшие фирмы будет хотя бы выходить на ноль, гораздо выше текущей. При сложившихся темпах развития отрасли цена будет повышаться в зависимости от объема предлагаемой продукции и спросом на нее, а это растет вместе со структурой рынка. Поэтому новые фирмы не смогут возместить затраты на производство довольно долго, что сыграет не маловажную роль при принятии решения о входе на рынок.
Налаженные связи работают эффективнее, можно гораздо быстрее лоббировать свои интересы в административных кругах. Примером может служить, ситуация с «Евроцемент групп»: «В начале июня председатель совета директоров и основной владелец компании «Евроцемент груп» Филарет Гальчев и губернатор Липецкой области Олег Королев подписали соглашение о строительстве на территории области цементного завода мощностью 1 млн тонн и стоимостью 150 млн долларов.»12Для старой, проверенной компании заключить данный договор легче, тем более в рамках нового национального проекта.
На нашем рынке существуют проблемы с транспортировкой продукции. Некоторые компании предпочитают покупать цемент на западе по завышенной цене, но не платить неустойку из-за несвоевременной подачи продукции. Если с этой проблемой с трудом справляются существующие фирмы, то вновь возникшим это будет сделать еще сложнее.13
При входе на рынок нового игрока старые фирмы, имея преимущества в оснащении и технологиях, могут увеличить выпуск продукции до критического уровня, а следовательно, цена начнет падать. Это губительно скажется на вновь созданной фирме, которая не сможет справится в этим и разорится. В цементные заводы используют свои мощности не до предела. Они производят в целом 60-65 млн. тонн, а их проектная мощность достигает до 70 млн. тонн. Эти цементные компании могут воспользоваться при появлении нового конкурента.
Существующие на рынке фирме уже разделили потребителей между собой, были заключены долгосрочные контракты, которые устраивают обе стороны. Следовательно, довольно сложно только пришедшей фирме найти своего потребителя и сбыть произведенную продукцию. Таким образом, создан высокий эффективный барьер входа в отрасль.
Проанализировав возможные барьеры, можно сделать вывод о довольно высоком препятствии входа в отрасль, что не позволяет новым фирмам пробиться на данный рынок. По классификации, которую предложил Джо Бейн, цементную отрасль можно назвать отраслью с эффективными барьерами. Это означает, что существующие барьеры, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде мешают проникновению новых фирм на рынок. Число фирм вот уже на протяжении долгого периода времени остается постоянным, все же существует возможность их увеличения ( появление заводов с сухим методом обработки)
Что же касается барьеров выхода с рынка,
то тут существует два варианта либо фирма
сливается с более большой, создавая холдинг,
теряя при этом свою власть и право безраздельно
и самостоятельно принимать решения. Либо
заводы начинают приносить только убытки
из-за высокой энергозатратности производства
и из-за высоких амортизационных отчислений,
потому что оборудование изношено на 70%,
следовательно, уходят с рынка, чтобы не
разориться окончательно.
Рыночная концентрация
Q – объем выпуска отрасли в целом Q= i
qi – объем выпуска i-й фирмы
si – рыночная доля i-й фирмы
si=qi/Q
Коэффициент концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей первых r крупных фирм на рынке:
CRr=
Коэффициент
концентрации показывает удельный вес
выпуска r ведущих фирм в объеме реализации
отрасли в целом.
Индекс
Герфиндаля-Хиршмана (HHI) оценивает уровень
концентрации в отрасли по двум основным
параметрам – числу фирм на рынке и распределению
рыночных долей14.
HHI=
=
Индекс
Холла-Тайдмана:
HTI=
Ri
– ранг фирмы. Ранг выражен в натуральных
числах от 1 до n, которые присваиваются
фирмам, начиная с наибольшего размера.
Этот индекс концентрации усиливает влияние
изменений числа фирм в отрасли и ослабляет
влияние распределения рыночных долей15.
Показатели,
рассчитанные для 2005 года:
HHI2005= 0,154
HTI2005= 0,171
CR3,2005= 0,485
CR5,2005= 0,611
CR10,2005=
0,871
Показатели,
рассчитанные для 2007 года:
HHI2007= 0,20791394
HTI2007= 0,13281059
CR3,2007= 0,56985169
CR5,2007= 0,69430792
CR10,2007=
0,90324275
Как мы видим, все показатели 2007 года значительно выше показателей 2005 года. За два года в процессе развития отрасли её рыночная концентрация
Это можно объяснить уменьшением числа фирм в отрасли и увеличением неравномерности в распределении рыночных долей, связанных со слияниями и поглощениями в данной отрасли.
Лидером по состоянию на конец 2007 года является предприятие «ЕВРОЦЕМЕНТ групп».
Большинство
предприятий в отрасли
Существует диверсификация фирм в сферы производства, которые отличны от основного производства. ОАО «Сода» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности России, выпускающей 100 наименований химической промышленности, товаров бытовой химии и строительных материалов. Данная фирма в этом году празднует 55-летие успешной работы цементного производства «Соды». Основной ее деятельностью является производство разных видов соды.
Диверсификация производства ведет к увеличению разнообразия выпускаемой продукции либо через «внутреннее расширение» производства, либо путем слияний или поглощений. «Внутреннее расширение» предполагает расширение ассортимента производимой продукции, то есть предприятие вводит новые товарные марки и товары. Путем слияний и поглощений фирма расширяет ассортимент выпускаемой продукции за счет номенклатуры продукции поглощенного или объединенного предприятия.
В отрасли можно отметить относительную глубину ассортиментной группы цемента. Существует множество видов цемента, различающегося по своим физико-техническим характеристикам. Наибольшая доля в общем выпуске цемента в стране принадлежит портландцементу, около 35 % это портландцемент без добавок и 42% - с минеральными добавками. Остальные 23% делят между собой все остальные виды цемента (белый, шлаковый, гидрофобный, магнезиальный, гидрофобный, тампонажный, цветной, сульфатостойкий и др.)18. Такое обилие портландцемента на российском рынке объясняется использованием данного вида цемента в строительно-монтажных работах. Что касается марок цемента, то около 37% приходится на марку «500» и около 55% на марку «400»17. К тому же существует дифференциация товара непосредственно по производителю: на рынке можно найти портландцемент марки «ПЦ 500-ДО», произведенный ОАО «Мордовцемент» по 3900 руб. за тонну, ОАО «Уралцемент» по 3800 руб. за тонну и ОАО «Мальцовский портландцемент» по 3450 руб. за тонну18. Товар обладает одинаковыми характеристиками, что следует из марки товара, но различается по уровню доверия потребителя к производителю (насколько качественно производится, насколько соблюдаются нормы содержания минеральных добавок, соответствие марки содержанию товара).
Существуют несколько моделей, которыми можно описать ситуацию, сложившуюся в цементной отрасли19:
Информация о работе Анализ структуры рынка цементной отрасли