Основные типы экономических систем и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Анализ экономических систем. Краткая характеристика каждой из систем. Российская экономическая система

Содержание

Глава 1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем 5
1.1. Экономическая система и ее сущность 5
1.2. Типы экономических систем 9
1.2.1. Традиционная система 9
1.2.2. Административно-командная система 11
1.2.3. Рыночная система 14
1.2.4. Смешанная система 19
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 24
глава 2. Российская модель смешанной экономики 28
2.1. проблемы формирования экономической системы России 28
2.2. Особенности смешанной экономики России 30
заключение 36
список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯОсновные типы экономических систем и их сравнительный анализ.docx

— 165.10 Кб (Скачать)

    С одной стороны, результаты реформ 1990-х годов привели к складыванию рыночного пространства; мировое сообщество изъявляет готовность признать Россию страной с рыночной экономикой. С другой стороны, государство, отказываясь от монополии на управление, выполняет роль регулятора макросоциальных процессов и активно воздействует на национальное хозяйство. В экономике России сложилось собственное неповторимое сочетание «рынка» и «государства».

    Экономическая политика и экономические действия государства должны быть последовательно  ориентированы на создание социально-устойчивой экономики с учетом национальных особенностей России. Только такая  модель, являясь особой национальной моделью современной смешанной  экономики, позволяет обеспечить будущее  российской экономики.

      
 
 
 
 
 

Табл. 7. Роль государства  в экономике России

    Несмотря  на массовую приватизацию и последующие  приватизационные программы в России в период 1990-х годов, государственные  предприятия продолжают играть важную роль в российской экономике.

    В России в пяти важных секторах экономики  доминируют государственные предприятия: инфраструктура (железнодорожный транспорт, трубы, ядерная энергетика), добыча полезных ископаемых (нефть и газ, бриллианты), военно-промышленный комплекс, финансовые услуги (банковский сектор, страхование, пенсионные фонды) и масс медиа.

    Государственные предприятия - это предприятия, в  которых государство имеет существенную долю контроля через полный, мажоритарный пакет акций.

    В Гражданском кодексе РФ описываются  все правовые формы предприятий, действующие на территории Российской Федерации. Государственные предприятия  обычно зарегистрированы в виде одной из следующих правовых форм:

  1.   акционерное общество (АО). Большинство АО в частичном или полном государственном владении инкорпорированы как открытые акционерные общества (ОАО). В некоторых случаях они принимают правовую форму закрытых акционерных обществ (ЗАО).
  2.   унитарные предприятия на федеральном, региональном или муниципальном уровне (ФГУП, ГУП и МУП соответственно). Унитарные предприятия не имеют долей собственности и полностью контролируются Российским правительством на соответствующем уровне.
  3.   третья правовая форма стала актуальной лишь недавно. В 2007 г. российское правительство создало шесть государственных корпораций. Каждая государственная корпорация учреждается отдельным законом. К шести государственным корпорациям, учрежденным в 2007 г., относятся Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимп строй и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Список существующих государственных корпораций завершает «Агентство по страхованию вкладов», основанное в 2003 г.

    По  данным Федеральной службы статистики (Росстат), к началу 2009 г., 9% зарегистрированных фирм и организаций находились в полном государственном владении и 2% были в смешанной собственности, т.е. имели в качестве собственников и государственные, и частные компании; 21% капитальных инвестиций в 2009 г. был произведен полностью государственными компаниями и еще 10% - фирмами со смешанным владением. В терминах основного капитала 23% российской экономики принадлежит фирмам с мажоритарным государственным контролем.

  1996 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число предприятий и  организаций, тыс.
Всего 2249,5 3346,5 4417,1 4767,3 4506,6 4674,9 4771,9 4907,8
в том числе по формам 
     собственности:
               
государственная 322,2 150,8 159,2 160,4 149,3 141,7 135,0 129,9
муниципальная 197,8 216,6 248,2 252,1 264,3 262,7 257,6 253,0
частная 1425,5 2509,6 3499,2 3837,6 3638,8 3855,4 3975,5 4128,1
собственность общественных и 
   религиозных организаций (объединений)
95,0 223,0 252,8 252,5 239,2 212,3 197,4 187,8
прочие  формы собственности, включая 
   смешанную российскую, иностранную, 
   совместную российскую и иностранную
209,0 246,5 257,7 264,7 215,0 202,9 206,4 209,0
   
В процентах к итогу
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по формам 
      собственности:
               
государственная 14,3 4,3 3,6 3,4 3,3 3,0 2,8 2,6
муниципальная 8,8 6,4 5,6 5,3 5,9 5,6 5,4 5,2
частная 63,4 75,8 79,2 80,5 80,7 82,5 83,3 84,1
собственность общественных и 
   религиозных организаций (объединений)
4,2 6,6 5,7 5,3 5,3 4,6 4,1 3,8
прочие  формы собственности, включая 
   смешанную российскую, иностранную, 
   совместную российскую и иностранную
9,3 6,8 5,8 5,6 4,8 4,3 4,4 4,3

Табл.8. Распределение предприятий и организаций по формам собственности16

    Взвешенное  по основному капиталу присутствие  государства в российской экономике  на протяжении последних четырех  лет оставалось неизменным - приблизительно на уровне 23%.

    Самое большое число федеральных государственных  предприятий сосредоточено в  машиностроении. Большое число компаний с федеральной собственностью отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в секторы коммуникаций, причем, их большая часть, судя по всему, представляют собой относительно не большие предприятия.

    Доля  контролируемых государством банков в общих активах на июль 2009г. составляла 53% (табл.9). Четыре крупнейших банка - Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), Газпромбанк и Банк Москвы - все государственные - составляют основную часть этой доли.

    Доля банков, принадлежащих государственному капиталу, выросла с 35,9% в начале 2001г. до 56% совокупных активов к середине 2009г., т.е. в 1,6 раза.  

Банки с преобладанием государственной  собственности в капитале 43
В том числе находящиеся в собственности:

федеральный органов исполнительной власти и  Банка России

 
6
региональных  и муниципальных органов власти 12
государственных компаний, банков и корпораций 25
Банки, управляемые государством, без мажоритарного  участия в капитале 10
Банки, контролируемые государством, итого 53

    Табл.9. Российские банки, контролируемые государством (по состоянию на 1 июля 2009 г.)

    Согласно  данным компании «Тройка Диалог», секторы  с наивысшей долей государства  в торгуемых компаниях - банковский (64%), обрабатывающая промышленность (53%), нефтегазовая отрасль (47%), телекоммуникации (47%), энергетические компании (37%) и транспорт (30%).

    Таким образом, данные указывают на рост контроля правительства над крупнейшими российскими предприятиями.

    Правительство Российской Федерации рассматривает  малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики. По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал.

    На  данный момент в секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.  

    Именно  малые и средние торговые предприятия  часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети.

      Таким образом, наличие достаточного  количества малых и средних  торговых предприятий и их  высокое качество стимулируют  инновационную активность в стране.

    Российская  экономика не может не быть смешанной  экономикой. Это соответствует логике развития экономики в XX в., в ходе которого свободный рыночный механизм дополнялся в развитых странах государственным  регулированием, частная собственность - другими формами собственности, частнопредпринимательская инициатива - социальными гарантиями граждан, индустриальный базис и его стимулы - постиндустриальным базисом и его стимулами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    После работы над  своей  курсовой я  пришла к выводу, что не существует такой экономической системы, в которой бы не было слабостей и недостатков.

    Итак, подведем итоги изучения избранной  темы.

    Производственная  деятельность всегда осуществляется в  рамках организационного механизма, который  называется экономической системой.

    Основными вопросами, решаемыми любой системой, являются:

    • что производить;
    • как производить;
    • для кого производить.

    А главными экономическими целями выступают: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность нетрудоспособных, торговый баланс в международных  отношениях.

    Выделяют  четыре основных экономических системы.

    В экономически слаборазвитых странах  существует традиционная экономическая  система. Этот тип экономической  системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного  труда, многоукладности экономики.

    Административно-командная  экономика – это хозяйство, в  котором господствует государственная  форма собственности и основные, а также менее значимые экономические  решения принимаются на высшем уровне управления.

    Рыночная  система – это способ организации  экономической жизни, при котором  капитал и земля находятся  в частной собственности, а распределение  ресурсов, производство, обмен и  потребление товаров и услуг  осуществляются на основе спроса и  предложения.

    Смешанная экономическая система, определяется как способ организации экономической  жизни, при котором земля и  капитал находятся в частной  собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

    Экономическую систему России можно отнести  к смешанной, до “рынка” ей ещё  далеко.

    Переход к рынку – очень сложный  и длительный процесс. Чтобы создать  национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения  своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства.

    Переход к рынку является показателем  демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают  самыми яркими показателями возрождения  России. И пусть переход к рынку  у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако, если мы пройдем, весь этот трудный  путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – 210 с.
  4. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2005. – 714 с.
  5. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. – Тамбов: ТГТУ, 2009. –

Информация о работе Основные типы экономических систем и их сравнительный анализ