Основные черты и противоречия современного этапа НТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.

Содержание

Введение. 3


Анализ научно-технического прогресса.
Экономическое содержание и функции НТП. 5
Истоки и периодизация НТП. 8
Основные черты современного этапа НТП. 10
Перспективные инновационные контуры. 14


2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.

Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения
мировых НИОКР. 21

Российская наука и инновации. 29
Государственная инновационная политика в РФ. 33


Заключение. 39

Библиография. 42

Приложения. 44

Работа содержит 1 файл

курсовая 14 шр готова.doc

— 103.94 Кб (Скачать)

  Особое  место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая  в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и  строительства, художеств).

  Важнейшими  методами государственного регулирования  НТП являются прогнозирование и  планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому  планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

  Наиболее  действенным методом прямого  регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие  основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий  и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

  В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП  имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и  государственных предприятий.

  Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а  в рамках прикладных наук – от удельного  веса долговременных исследовательских  работ, решающих проблемы общенационального  масштаба. Государственные источники  финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все  изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений  финансирования науки является грантовое  финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам  международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

  В развитых странах правительства  в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные  исследования, а до 70% затрат на НТП  осуществляется частным сектором. Так, в США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с государственными расходами: General Motors тратит 10 млрд. долл., Ford – 7 млрд. долл., IBM – 4 млрд. долл. ежегодно. Собственные средства российских предприятий и организаций, предназначенных для научно-технического развития, то в настоящее время они сводятся к двум источникам: отчислениям от прибыли и амортизации основных фондов. В условиях экономической нестабильности большинство предприятий или имеет малую прибыль, или вообще ее не имеет, а амортизации не хватает даже для простого воспроизводства.

  На  протяжении нескольких лет различные  исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного  банка инновационной сферы, контрольный  пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного  банка, а Российский банк развития был  сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального  сектора.

  Во  многих странах действуют инновационные  фонды (венчурные фирмы), которые  не предоставляют ссуды, а приобретают  у владельцев изобретений исключительное право на их использование. Фонды  ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают с  ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или  соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку  нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие  фонды, банки будут играть более  заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.

Заключение

  Рассмотрев  вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.

  Решающее  значение в условиях нового этапа  НТР, в условиях структурной перестройки  мирового хозяйства приобретает  вопрос научно-технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

  Для России сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер  государственной поддержки инновационных  процессов в экономике, что в  итоге позволит сформироваться отечественную  систему стимулирования инновационной  деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов - это действенность какого–либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

  Научно-технический  потенциал является непрерывным  и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной  жизни. В результате научно-технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

  Плановое  начало в развертывание НТП вносит разработка долгосрочных комплексных  программ НТП и разрабатываемых  на их основе целевых комплексных  программ по решению важнейших научно-технических  проблем.

  К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно-технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней, но уже тенденция меняется к долгосрочному планированию на пять – десять лет. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.

  Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно-технический, инновационный потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

  В стране имеющей мощный научно-технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.

  Неравномерное в региональном отношении развитие НТП воздействует на строение мирового хозяйства. Долгосрочное сосредоточение научных исследований и технических  нововведений в отдельных странах  создает возможности увеличения разрывов в уровнях развития различных  стран. Международные рынки продукции  научно-технической сферы не соответствуют  потребностями развитых стран. В свою очередь различия в доходах на душу населения между странами, по ряду оценок, почти на половину связаны с использованием научно-технических достижений. Также продолжится дальнейший прорыв азиатских стран в области науки и инновации, и становление их экономик в лидирующие мировые позиции.

    Научно-технический прогресс воплощается в периодических научно-технических революциях – НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально – технической базы современного общества: научный интеллект и его реализация в новых поколениях техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Библиография 

  Учебники

  1. Андрианов, В.Д. Россия в мировой экономике: учебник для студентов вузов.  2-е изд., перераб. и доп.- М.:Владос, 2004.
  2. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп.- М.:Юнити-Дана, 2007.
  3. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л.  Экономикс. Принципы, проблемы и политика: учебник. пер. 16-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2007.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник. 3-е изд., испр., доп.- М.:Дело, 2005.
  5. Экономическая теория [Текст]: учебник под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2004.
 

    Учебно-методическая литература

  1. Акопова, Е.С., Воронкова, О.Н., Гаврилко, Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: серия учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  2. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Инфра-М, 2003
  3. Современная экономика [Текст]: лекц. курс: многоуровневое учебное пособие. под ред. О. Ю. Мамедова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  4. Буглай, В.Б., Левинцев, Н.Н. Международные экономические отношения: учебное пособие. - М.:Финансы и статистика, 2004.
  5. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: учебное пособие.- М.:Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.

  Международный журнал   «Проблемы теории и  практики управления».

  Статья  “НТП и его влияние.” авторы Швецов Дмитрий, Александр    Дружинин.

  Статья  “Инновационная динамика: Глобальные тенденции и Россия” авторы Наталья Ивановна, Александр Дынкин. 

  Интернет  сайты

  www.Wikipedia.org  (Свободная энциклопедия Википедия).

  www.oecdcentre.hse.ru

(Центр  по взаимодействию с Организацией  экономического сотрудничества  и развития).

  www.oecdmoscow.org  (ОЭСР в России)

  www.oecd.org (Офицальный сайт ОЭСР) .

  www.ras.ru (Российская академия наук).

  www.ropot.ru (интернет сайт).

www.uptp.ru  (сайт международного журнала «Проблемы теории и практики управления».) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложения

  Приложения 2.

  НИОКР

  Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские  работы (акроним НИОКР, в английском языке передаётся как Research & Development (R&D)) — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационности деятельности компании.

  Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы могут выполняться по заказу. В России отношения по поводу выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договору регулируются в первую очередь положениями Главы 38 ГК РФ. Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

Информация о работе Основные черты и противоречия современного этапа НТП