Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:09, курсовая работа
Цель  работы - исследование природы и  специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно –  технического потенциала стран мировой  экономики.
  Реализация  данной цели предполагает решение следующих  задач:
рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой; 
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса; 
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение; 
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.
Введение.             3 
Анализ  научно-технического прогресса. 
Экономическое содержание и функции НТП.       5 
Истоки и периодизация НТП.         8 
Основные черты современного этапа НТП.      10 
Перспективные инновационные контуры.      14 
 
  2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.
Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения 
      мировых НИОКР.          21
Российская наука и инновации.        29 
Государственная инновационная политика в РФ.     33 
 
  Заключение.            39
    Библиография.           42
     Приложения.            44
  Несколько 
неопределенными выглядят перспективы 
ресурсного обеспечения НИОКР в 
ЕС. Как известно, регион ЕС в целом 
отстает от США и Японии по уровню 
и динамике наукоемкости, инновационное 
развитие замедленно. Еще в 2000 г. в 
Лиссабоне было принято решение 
более широко использовать этот резерв 
экономического и социального развития, 
ускорить темпы роста финансового 
и кадрового обеспечения НИОКР 
и к 2010 г. довести их до уровня лидеров. 
Однако уже в 2005 г. стало ясно, что 
эти решения выполнить не удастся, 
и их реализация была перенесена на 
2013 г. При этом текущие показатели 
свидетельствуют о том, что разрыв 
в инновационной сфере 
Формирование инновационного облика будущего - комплексный процесс, который включает, прежде всего, совокупность новейших тенденций научно-технического развития, масштабы финансирования, разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и в государственных научных центрах. Другая составляющая этого процесса - "инновационные планы", т.е. разнообразные элементы научной и инновационной политики, нацеленные на подготовку инновационной сферы к будущему, технологическое и социально-экономическое прогнозирование, выбор и финансирование долгосрочных приоритетов фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед каждой страной проблем.
В настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в Индии, Китае, странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС - около 25, Японии - 13% (табл. 2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.
В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям в расчете на одного исследователя.
  Большой 
разрыв отмечается в объеме средств, 
приходящихся на одного исследователя 
и инженера, занятых в НИОКР 
в западных и развивающихся странах, 
— почти в 4 раза. Подобные различия 
характерны не только для основных 
подсистем мирового хозяйства, но и 
внутри них, среди национальных хозяйств. 
Семь крупнейших стран сосредоточивают 
свыше 90% расходов на научные исследования 
и разработки в странах ОЭСР (США 
— 40%). Развитие НИОКР тесно связано с развитием 
высшего образования, с наличием высококвалифицированной 
рабочей силы. Помимо ведущих развитых 
стран одна развивающаяся страна входит 
в 10 крупнейших по масштабам расходов 
на исследования – КНР (2,3% мирового объема 
НИОКР в долларовом выражении). 
Таблица 2.
Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %
| 2004 г. | 2005 г. | 2000 г. (оценка) | |
| Европа | 24,6 | 23,8 | 23,4 | 
| Северная и Южная Америка | 37,8 | 37.5 | 37,1 | 
| США | 32,7 | 32,0 | 31.3 | 
| Азия | 37.6 | 38,7 | 39,5 | 
| Китай | 11,8 | 12,8 | 13,6 | 
| Япония | 13,0 | 12,6 | 12,4 | 
  
 
Наибольшими показателями наукоемкости (отношение расходов на НИОКР к продажам) сейчас характеризуются компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное обеспечение.
Рейтинг стран по абсолютным размерам расходов на НИОКР (2003г.), млн. долл. (прил.3).
Основные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI века в развитых странах будут, вероятно, продолжать действовать без кардинальных изменений в последующие 10-15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70:30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.
Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий. В Великобритании, США, Франции ее основными чертами являются:
В странах ОЭСР в целом возможно дальнейшее сокращение относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании НИОКР. За период 1992-2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%, по странам ЕС - с 40 до 34%. Этот процесс затронул даже такую страну, как Франция, где очень сильны традиции дирижизма. За 1990-2001 гг. величина этого показателя здесь сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших факторов, вызвавших относительное снижение доли государства в финансировании НИОКР, можно назвать сокращение военных расходов и отход от национальных крупномасштабных государственных научно-технологических программ. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными.
Впервые десятилетия XXI века продолжится переход (начатый в 90-х годах XX века) большинства развитых индустриальных стран к новой фазе государственной научно-технологической политики, генеральной направленностью которой становится решение социально-экономических задач. На первый план выходят требования решения наиболее насущных проблем, связанных с безработицей, здравоохранением и качеством жизни. Центром новой государственной научно-технической политики становятся нововведения как приоритетное средство социально-экономических изменений. Государство все больше играет роль партнера предпринимательского сектора, причем не в целях помощи предприятиям в деле максимизации прибыли, а для содействия коммерциализации наиболее эффективных в социальном плане нововведений.
В этих условиях первоочередными при выборе направлений развития становятся следующие соображения:
  На 
основе указанных критериев будет 
происходить выбор основных приоритетных 
направлений государственного финансирования. 
Специфика каждой страны будет заключаться 
в той комбинации различных дисциплин, 
методов, подходов, а также различных 
организационных, институциональных, 
финансовых и прочих механизмов, которая 
позволяет реализовать 
  Приоритетность 
инновационной политики среди средств 
и инструментов государственного регулирования 
характерна для всех развитых стран. 
На самом высоком политическом уровне 
провозглашается и затем 
  В 
феврале 2006 г. Президент США объявил 
о новом комплексе мер 
  Во-вторых, 
пересматривается система налоговых 
льгот предпринимательскому сектору. 
Действие современной системы налоговых 
скидок на НИОКР не было перманентным, 
система часто 
В прогнозном периоде эти тенденции будут затрагивать все большее число стран.
Приоритеты частного сектора. За период 1995-2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в Великобритании - с 65,0 до 66,0%; в Германии - с 66,5 до 71,3; в Китае - с 18 до 39 (период 1985- 2000 гг.); в США - с 71,8 до 75; во Франции - с 61,0 до 67; в Швеции - с 74,3 до 76,1; в Южной Корее - с 73,7 до 74,5; в Японии - с 70,3 до 72,7%. В прогнозный период эта тенденция будет только усиливаться.
Крупнейшие корпорации мира, как правило, входят в число лидеров по затратам на научные исследования. В конце прошлого века наиболее масштабные по объемам затрат научные и инновационные проекты осуществляли автомобилестроительные компании. За ними в США долго следовал информационно-компьютерный гигант IBM, а в 2003 г. впервые за историю своего существования выдвинулся Microsoft. Сейчас в группе лидеров научного развития несколько фармацевтических компаний. К характеристике лидеров инновационного развития следует добавить то важное обстоятельство, что концентрация ресурсов в этой сфере очень высока и, несмотря на бурный рост малых, и средних наукоемких компаний, большую часть национальных научных проектов ведут крупные компании. Так, в 2003 г. на долю 10 крупнейших корпораций пришлось 30% всех затрат на НИОКР американского бизнеса, а на 100 крупнейших - уже 90%.
  В 
большинстве новейших отраслей высоких 
технологий размер фирмы по-прежнему 
остается важнейшим фактором конкурентоспособности, 
и лидером современной 
  Главный 
ключ к успешной деятельности крупной 
компании - непрерывные нововведения 
по самому широкому фронту. Одинаково 
важными становятся и производство 
нового продукта, и внедрение новых 
технологий, и разработка новых моделей 
организации производства и управления, 
и новые подходы к маркетингу, 
и поиск новых сегментов рынка. 
Долгосрочным структурным сдвигом 
в деятельности крупных компаний 
становится рост доли сферы услуг, куда 
направляется значительная часть инновационных 
проектов и торгового оборота.  
  Российская 
наука сохраняет свои позиции 
по некоторым результатам научной 
деятельности, по вкладу в мировую 
научную продукцию, но отстает в 
реализации результатов, в уровнях 
технологического развития, в эффективности 
государственной научной и 
Информация о работе Основные черты и противоречия современного этапа НТП