Основные черты и противоречия современного этапа НТП

Дата добавления: 29 Августа 2011 в 10:09
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (100.52 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

курсовая 14 шр готова.doc

  —  103.94 Кб
 

  Несколько неопределенными выглядят перспективы  ресурсного обеспечения НИОКР в  ЕС. Как известно, регион ЕС в целом  отстает от США и Японии по уровню и динамике наукоемкости, инновационное  развитие замедленно. Еще в 2000 г. в  Лиссабоне было принято решение  более широко использовать этот резерв экономического и социального развития, ускорить темпы роста финансового  и кадрового обеспечения НИОКР  и к 2010 г. довести их до уровня лидеров. Однако уже в 2005 г. стало ясно, что  эти решения выполнить не удастся, и их реализация была перенесена на 2013 г. При этом текущие показатели свидетельствуют о том, что разрыв в инновационной сфере продолжает углубляться. Европейские компании относительно слабо осваивают высокотехнологичные отрасли биотехнологию, фармацевтику, информационные технологии. Их позиции наиболее устойчивы в среднетехнологичных областях - автомобилестроении и авиастроении. Опережающий рост государственных расходов на НИОКР в ряде новейших областей (альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые материалы и т.д.) пока не стал позитивным сигналом и ориентиром для частного бизнеса.

  Формирование  инновационного облика будущего - комплексный  процесс, который включает, прежде всего, совокупность новейших тенденций научно-технического развития, масштабы финансирования, разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и в государственных научных центрах. Другая составляющая этого процесса - "инновационные планы", т.е. разнообразные элементы научной и инновационной политики, нацеленные на подготовку инновационной сферы к будущему, технологическое и социально-экономическое прогнозирование, выбор и финансирование долгосрочных приоритетов фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед каждой страной проблем.

  В настоящее время основной объем  научно-технических ресурсов мира сосредоточен в Индии, Китае, странах Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС - около 25, Японии - 13% (табл. 2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.

  В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям  в расчете на одного исследователя.

  Большой разрыв отмечается в объеме средств, приходящихся на одного исследователя  и инженера, занятых в НИОКР  в западных и развивающихся странах, — почти в 4 раза. Подобные различия характерны не только для основных подсистем мирового хозяйства, но и  внутри них, среди национальных хозяйств. Семь крупнейших стран сосредоточивают  свыше 90% расходов на научные исследования и разработки в странах ОЭСР (США  — 40%). Развитие НИОКР тесно связано с развитием высшего образования, с наличием высококвалифицированной рабочей силы. Помимо ведущих развитых стран одна развивающаяся страна входит в 10 крупнейших по масштабам расходов на исследования – КНР (2,3% мирового объема НИОКР в долларовом выражении). 

  Таблица 2.

  Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %

      2004 г.   2005 г.   2000 г. (оценка)
  Европа   24,6   23,8   23,4
  Северная  и Южная Америка   37,8   37.5   37,1
  США   32,7   32,0   31.3
  Азия   37.6   38,7   39,5
  Китай   11,8   12,8   13,6
  Япония   13,0   12,6   12,4
 

    

  Наибольшими показателями наукоемкости (отношение  расходов на НИОКР к продажам) сейчас характеризуются компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное  обеспечение.

  Рейтинг стран по абсолютным размерам расходов на НИОКР (2003г.), млн. долл. (прил.3).

  Основные  тенденции ресурсного обеспечения  НИОКР начала XXI века в развитых странах  будут, вероятно, продолжать действовать  без кардинальных изменений в  последующие 10-15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение  частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70:30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.

  Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий. В Великобритании, США, Франции ее основными чертами являются:

  • относительное сокращение доли военных НИОКР в общей сумме государственных ассигнований;
  • ускоренный рост инвестиций в фундаментальные исследования, связанные с системой здравоохранения;
  • заметное падение интереса к исследованиям и разработкам в сфере ядерной энергетики.

  В странах ОЭСР в целом возможно дальнейшее сокращение относительной  доли государственного сектора в  общенациональном финансировании НИОКР. За период 1992-2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%, по странам ЕС - с 40 до 34%. Этот процесс затронул даже такую страну, как Франция, где очень сильны традиции дирижизма. За 1990-2001 гг. величина этого показателя здесь сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших факторов, вызвавших относительное снижение доли государства в финансировании НИОКР, можно назвать сокращение военных расходов и отход от национальных крупномасштабных государственных научно-технологических программ. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными.

  Впервые десятилетия XXI века продолжится переход (начатый в 90-х годах XX века) большинства развитых индустриальных стран к новой фазе государственной научно-технологической политики, генеральной направленностью которой становится решение социально-экономических задач. На первый план выходят требования решения наиболее насущных проблем, связанных с безработицей, здравоохранением и качеством жизни. Центром новой государственной научно-технической политики становятся нововведения как приоритетное средство социально-экономических изменений. Государство все больше играет роль партнера предпринимательского сектора, причем не в целях помощи предприятиям в деле максимизации прибыли, а для содействия коммерциализации наиболее эффективных в социальном плане нововведений.

  В этих условиях первоочередными при  выборе направлений развития становятся следующие соображения:

  • общественный спрос, вытекающий из ожиданий широких масс населения (здравоохранение; окружающая среда, качество и условия жизни; безопасность имущества и людей);
  • необходимость поддерживать секторы деятельности со значительным потенциалом роста (точки роста ВВП, экспорт, новые рабочие места);
  • междисцплинарность исследований (окружающая среда, нанотехнологии, создание информационного общества).

  На  основе указанных критериев будет  происходить выбор основных приоритетных направлений государственного финансирования. Специфика каждой страны будет заключаться  в той комбинации различных дисциплин, методов, подходов, а также различных  организационных, институциональных, финансовых и прочих механизмов, которая  позволяет реализовать выбранные  генеральные приоритеты.

  Приоритетность  инновационной политики среди средств  и инструментов государственного регулирования  характерна для всех развитых стран. На самом высоком политическом уровне провозглашается и затем активно  проводится в жизнь задача ускорения  инновационного развития как основы, "мотора" экономического роста, происходит мобилизация политических элит с  участием всех слоев бизнеса, а также  гражданского общества.

  В феврале 2006 г. Президент США объявил  о новом комплексе мер государственной  поддержки инновационной сферы  в рамках American Competitiveness Initiative. Главная  цель этого комплекса мер - укрепление американского экономического лидерства  на основе стимулирования инновационных  процессов. Предусмотрены две главные  программы усиления государственной  поддержки. Во-первых, будет удвоен бюджет трех федеральных агентств, финансирующих разработку ключевых технологий (Национальный научный фонд, Министерство энергетики, Институт стандартов). Общая сумма дополнительного  финансирования НИОКР на ближайшие 10 лет составит 50 млрд. долл. (кумулятивным итогом).

  Во-вторых, пересматривается система налоговых  льгот предпринимательскому сектору. Действие современной системы налоговых  скидок на НИОКР не было перманентным, система часто пересматривалась, что создавало проблемы с ее использованием компаниями, в частности, ощущалась  неуверенность в перспективе. Современная  реформа предусматривает не только установление льгот на максимальный срок - 10 лет, но и существенное упрощение правил предоставления налоговых скидок. В 2007 г. сумма налоговых льгот по расходам на НИОКР составит 4,6 млрд. долл., а в 2016 г. - уже 12,3 млрд. долл., что в целом за 9 лет даст бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд. долл.

  В прогнозном периоде эти тенденции  будут затрагивать все большее  число стран.

  Приоритеты  частного сектора. За период 1995-2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в Великобритании - с 65,0 до 66,0%; в Германии - с 66,5 до 71,3; в Китае - с 18 до 39 (период 1985- 2000 гг.); в США - с 71,8 до 75; во Франции - с 61,0 до 67; в Швеции - с 74,3 до 76,1; в Южной Корее - с 73,7 до 74,5; в Японии - с 70,3 до 72,7%. В прогнозный период эта тенденция будет только усиливаться.

  Крупнейшие  корпорации мира, как правило, входят в число лидеров по затратам на научные исследования. В конце  прошлого века наиболее масштабные по объемам затрат научные и инновационные  проекты осуществляли автомобилестроительные компании. За ними в США долго  следовал информационно-компьютерный гигант IBM, а в 2003 г. впервые за историю  своего существования выдвинулся Microsoft. Сейчас в группе лидеров научного развития несколько фармацевтических компаний. К характеристике лидеров  инновационного развития следует добавить то важное обстоятельство, что концентрация ресурсов в этой сфере очень высока и, несмотря на бурный рост малых, и средних наукоемких компаний, большую часть национальных научных проектов ведут крупные компании. Так, в 2003 г. на долю 10 крупнейших корпораций пришлось 30% всех затрат на НИОКР американского бизнеса, а на 100 крупнейших - уже 90%.

  В большинстве новейших отраслей высоких  технологий размер фирмы по-прежнему остается важнейшим фактором конкурентоспособности, и лидером современной технологической  гонки может стать только очень  крупная компания. Выживаемость крупной  компании наукоемкой отрасли промышленности становится возможной только при условии достижения определенного критического уровня в финансовом отношении, который постоянно растет. Не случайно приоритетными для компаний являются задачи роста капитализации, увеличения торгового оборота, завоевания лидерства на мировом рынке. Отсюда, в частности, непрекращающийся с 90-х годов минувшего столетия процесс слияний и поглощений, затронувший практически все крупные мировые компании. Особенно ярко он проявился в таких наукоемких отраслях, как аэрокосмическая, военная электроника.

  Главный ключ к успешной деятельности крупной  компании - непрерывные нововведения по самому широкому фронту. Одинаково  важными становятся и производство нового продукта, и внедрение новых  технологий, и разработка новых моделей  организации производства и управления, и новые подходы к маркетингу, и поиск новых сегментов рынка. Долгосрочным структурным сдвигом  в деятельности крупных компаний становится рост доли сферы услуг, куда направляется значительная часть инновационных  проектов и торгового оборота.  

    1.   Российская наука и инновации

  Российская  наука сохраняет свои позиции  по некоторым результатам научной  деятельности, по вкладу в мировую  научную продукцию, но отстает в  реализации результатов, в уровнях  технологического развития, в эффективности  государственной научной и инновационной  политики не только от развитых стран, но и от развивающихся.

Описание работы
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.
Содержание
Введение. 3


Анализ научно-технического прогресса.
Экономическое содержание и функции НТП. 5
Истоки и периодизация НТП. 8
Основные черты современного этапа НТП. 10
Перспективные инновационные контуры. 14


2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.

Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения
мировых НИОКР. 21

Российская наука и инновации. 29
Государственная инновационная политика в РФ. 33


Заключение. 39

Библиография. 42

Приложения. 44