Экономическое поведение фирмы в условия совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

Содержание

1. Фирма как экономический субъект………………………………..…2
2. Конкуренция. Совершенная конкуренция…………………………....2
3. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……….....3
3.1 Модели рыночной структуры…………………………………….3
3.2 Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие...4
3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде…………..............6
3.4 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………….............7
4. Условия максимилизации прибыли конкурентной фирмы……… 8
5. Условия минимизации убытка прибыли конкурентной фирмы…11
6. Заключение……………………………………………………………..12
7. Список литератутры………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭТ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

   Следовательно, МР = МС является условием максимилизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = МR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

   Равновесие  фирмы характеризуется равновесной ценой РЕ и равновесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума. 
 

   3.4 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 

   Если  типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.

   Если  в краткосрочном периоде фирма  терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы  сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

   Подобные  решения принимает не единичная  фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных  друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Смит. Свободная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).  

 P M1

 SRMC 

 P1  SRAC M2 SRMC

   LRAC

      SRAC

              E

     Pe 
 

      0 Q

      Q1 Qe 

   M1 – масштаб производства 1

   M2 – масштаб производства 2

   В точке  Е Р =  LRAC = SRMC = SRAC 

   Рис. 7. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 

   Одновременно  данная цена будет и равновесной  ценой рынка (фирмы не приходят в отрасль и не выходят из нее).

   В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эффективные  масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние издержки. Равенство  Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

   Масштаб производства может иметь положительные  и отрицательные последствия  для фирмы. Эффект масштаба может, в  свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой  фирмы. Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба. 

    4. Условия максимилизации прибыли конкурентной фирмы. 

   Фирмы, которые уже не новички в бизнесе, серьезно беспокоятся о прибылях, даже если действия их менеджеров вызывают сомнения в этом. Например, фирма, субсидирующая  общественное телевидение, может показаться проникнутой общественным духом и альтруистичной. И все же это благодеяние вполне соответствует долгосрочным интересам фирмы, поскольку оно создает доброжелательное отношение к самой фирме и ее продуктам.

   Поскольку кривая спроса для конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной прямой, так что MR = P, общее правило для максимилизации прибыли в этом случае можно упростить. Совершенно конкурентная фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене:

MC (q) = MR = P.

   Поскольку конкурентные фирмы принимают цены как данность, это правило используется для установления объема производства, а не цены.

   Доминирующая  концепция поведения фирмы исходит  из посылки, что основной целью фирмы  является прибыль. Стремление максимизировать прибыль пронизывает все помыслы и действия предпринимателя. В каких же условиях при совершенной конкуренции эта цель может быть реализована?

   Существует  два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй – на предельных и средних.

   Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль  фирмы представляет собой разницу  между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками TN = TR – TC.

   Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность

между совокупной выручкой и совокупными издержками  достигает наибольшей величины, графически это проиллюстрировано на рис. 8, где интервал АВ – наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС – означает величину прибыли.

         TC

    Дол.

        TR

   

    

                                                            A

     

        B

                                                               C 

        0 Q

D

      TN 
 

   TR – совокупная выручка

   TC – совокупные издержки

   TN – совокупная прибыль

   AB = CD = максимальная величина прибыли 

   Рис. 8. Совокупные выручка, издержки и прибыль фирмы. 

   Данный  график позволяет наглядно показать, что фирма заинтересована сокращать  свои издержки и наращивать выпуск продукции, т.е. совокупную выручку.

   Метод средних и предельных показателей. Итак, прибыль максимизируется при равенстве предельной выручки и предельных издержек. Можем ли мы определить, какова величина этой прибыли?

   Теоретически  анализ позволяет нам не только определить объем производства, при котором  прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: AN = AR – AC. В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: AN = P – AC. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:

TN = AN * Q. Проиллюстрируем это графически на рис. 9, где изображены кривые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), средних общих издержек и средних переменных издержек.

 MC = S

    P AC

     

  Е  AVC  

      P

 N   D = MR = AR

                                                                       К 
 
 
 
 

  0 Q

     Qe

         Рис. 9. Максимилизация прибыли фирмы. 

   Рыночная  цена Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же – кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек – это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка Е на рис. 9 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АVС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN. 

    5. Условия минимизации убытка прибыли конкурентной фирмы. 

   Было  бы ошибочным полагать, что фирма всегда получает экономическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может оказаться не благоприятной, а рыночная цена может опуститься настолько низко, что общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли. Данная ситуация отображена графически на рис. 10. Рыночная цена Р и соответствующая ей кривая спроса на продукцию фирмы расположена ниже всей кривой средних издержек. Поэтому в точке равновесия, равно как и при другом любом объеме производства, фирма будет нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и рыночной ценой продукта. На рис. 10. это соответствует интервалу СЕ. Общая величина убытков равна площади прямоугольника ВСЕРе, или произведению средних убытков на объем выпуска продукта.

         BCEPe – убытки фирмы.

    Р MC = S 

                       AC 

         C

    B

                      E AVC

     Pe 

                             D = MR = AR

     A F

      PeEFA – операционная прибыль 

      0

                                                     Qe                          Q

       

Рис. 10. Минимизация убытков фирмы. 

   Как бы ни была неприятна ситуация с  экономическими убытками, это не означает, что предприятию следует немедленно прекращать производство, что фирма должна уходить с рынка. В некоторых условиях целесообразно продолжать производство, несмотря на убытки. Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые нужно осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь прямоугольника ВСFА).

   Однако  помимо постоянных издержек существуют еще и переменные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы покрыть  этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет решение продолжать производство, чтобы получить операционную прибыль и минимализировать убытки. На рис. 10 показано, что линия спроса проходит ниже кривой средних издержек, но в точке равновесия – выше кривой средних переменных издержек. В силу этого данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска продукции), равную площади прямоугольника РеЕFА. Эта прибыль позволяет уменьшить экономически потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника ВСЕРе. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности постоянных издержек и операционной прибыли.

   Таким образом, при цене, которая ниже средних, но выше средних переменных издержек, фирма не может получать прибыль в точке равновесия, но она может минимализировать экономические потери. В краткосрочном периоде рациональным  будет решение продолжать производство.

Информация о работе Экономическое поведение фирмы в условия совершенной конкуренции