Анализ эластичности спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1. Теоретическая часть 6
1.2 Виды эластичности спроса 7
1.2.1 Эластичность спроса по цене 7
1.2.2 Эластичность спроса по доходу 9
1.2.3 Перекрестная эластичность спроса 11
2. Практическая часть. Анализ эластичности спроса 13
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

Статистика. Курсовая.2011.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................4 
 
 

 

Введение

      Эластичность - одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной экономической переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

      Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

      Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, -- важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

      С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

      Однако  интересно не только направление, но и величина изменения спроса. Как  изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

      Поэтому очень важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать  изменение цены продукции, доходов  потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. 

      В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность на рыбную продукцию, а именно на свежую, соленую и замороженную рыбу, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос на данную продукцию.

 

1. Теоретическая часть

1.1 Эластичность спроса

     Рынок товаров и услуг зависит от множества социально-экономических, демографических и естественно - природных факторов и чутко реагирует  на любое изменение одного из них. Особенно ощущается их влияние на спрос и предложение, как основных элементов рыночного механизма. Основными факторами, влияющими на них, являются цены и денежные доходы потребителей.

     Спрос – это элемент рыночного механизма, который определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

      Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси . (рис. 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. График эластичности 

     Практика  показывает, что спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение  его факторов. В этой связи говорят  о разной эластичности спроса.

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность спроса есть реакция спроса на изменение его факторов. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

     1.2 Виды эластичности спроса

     Деление факторов спроса на ценовые и неценовые  определяет два вида эластичности спроса : ценовую и неценовую эластичность.

     1.2.1 Эластичность спроса по цене

     Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса характеризует реакцию спроса на изменение цены товара, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то коэффициент ценовой эластичности спроса Ер равен:

    

                           (1)

     где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

     «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене  [4, с. 187].

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

     Ценовая эластичность спроса на различные товары варьируется между двумя крайними вариантами: бесконечной и нулевой эластичностью.

     Первый  вариант характеризуется коэффициентом  эластичности, равным бесконечности. Он представляет ситуацию, при которой  чрезмерное понижение цены на товар ведет к бесконечному росту спроса на него, либо повышение цены ведет к полному отказу от приобретения данного товара.

     При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

    Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

     Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п. [4, с. 101].

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

        — спрос эластичен;

        — спрос неэластичен;

            — спрос с единичной эластичностью.

    1.2.2 Эластичность спроса по доходу

     Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

     Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

    

(3)

     где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

            ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

     Показателем оценки уровня эластичности служит коэффициент  эластичности. В данном случае коэффициент эластичности показывает относительное изменение спроса при изменении на 1% дохода. Эластичность можно рассматривать в статике и динамике. В статике эластичность спроса оценивается за один период в связи с разными уровнями доходов или территориальными различиями в доходах совокупности различных потребителей. В динамике эластичность спроса оценивается в разные периоды времени у одних и тех же потребителей.

     Общая формула коэффициента эластичности выглядит следующим образом:

    ;

     где P1 – домашние хозяйства с минимальными доходами или ресурсами (статическая эластичность) или в базисный период времени (динамическая эластичность), (факторный признак);

      - разница в доходах домашних  хозяйств с минимальными и  максимальными доходами или между доходами в текущем и базисном периодах времени;

     Q – употребление определенного товара в домашнем хозяйстве с минимальными доходами или в базисном периоде времени (результативный признак);

        - разница в уровнях потребления  определенного товара в домашних хозяйствах с минимальными и максимальными доходами или в текущем и базисном периодах времени.

     Коэффициент эластичности спроса товаров довольно консервативный показатель, поскольку  он изменяется постепенно по мере повышения  уровня жизни населения. В связи с этим показателем эластичности спроса для одной страны не соответствуют этим же показателям для другой. Это относится и к различным регионам одной страны, что связано с неравномерностью развития регионов.

     Изменение покупательского спроса в зависимости от доходов населения можно представить графическим методом с помощью кривых потребления и кривых эластичности потребления от дохода. Причем кривые потребления показывают зависимость потребления от дохода, кривые эластичности – зависимость прироста потребления от прироста дохода. Последнее также вытекает из преобразования формулы коэффициента эластичности:

     Для большинства товаров коэффициент  эластичности спроса по доходу имеет  положительное значение, особенно для  товаров высшей категории. Значение коэффициента очень варьирует в  зависимости от товара. Отрицательное  значение коэффициента свидетельствует  о товаре низшей категории. Спрос на такие товары сокращается по мере роста доходов потребителей.

1.2.3 Перекрестная эластичность спроса

    Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на цену одного товара изменения цены другого взаимосвязанного товара на 1%. Перекрестная эластичность улавливается с помощью эмпирического коэффициента перекрестной эластичности: 

     

        (4) 

где – цены товаров А и Б в базисном и отчетном периодах.

     Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на товар А к изменению цены какого-либо другого товара Б. Коэффициент перекрестной эластичности может быть рассчитан так же как отношение процентного изменения количества спрашиваемого товара А к процентному изменению цены товара Б. Такой подход позволяет понять взаимозаменяемость товаров. При условии, если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т.е. количество спрашиваемого товара А варьирует в прямой зависимости от изменения цены товара Б, то товары А и Б являются взаимозаменяемыми товарами. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Чем больше положительный коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень заменяемости двух рассматриваемых товаров. При условии, если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары А и Б являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка. Чем больше отрицательное значение, тем более взаимодополняемы эти товары. Нулевое значение коэффициента перекрестной эластичности свидетельствует о независимости двух товаров между собой. Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю или близок нулевому значению, тогда товары являются незаменимыми друг относительно друга и повышение цены на один товар не повлияет на изменение величины спроса на другой.

Информация о работе Анализ эластичности спроса