Законодательство о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Содержание

Введение стр. 3
І. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, России. стр. 4
1. История возникновения движения в защиту прав потребителей. стр. 4
2. Потребительское движение в России. стр. 5
ІІ. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
стр. 7
1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов. стр. 7
2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». стр. 8
3. Основные права потребителей. стр. 11
ІІІ. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.
стр. 13
1. Государственные органы по защите прав потребителей. стр. 13
4. Общественные организации по защите прав потребителей. стр. 14
Заключение стр. 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реф.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      В соответствии со ст. 40 Закона уполномоченный федеральный орган:

    • осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
    • направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
    • направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
    • направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
    • вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;
    • дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

     Такие разъяснения даются по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

     Органы  по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

      «В  целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

    • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
    • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
 

      При выявлении по жалобе потребителя  товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)». 

2. Общественные организации по защите прав потребителей

     Общественная  защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные  и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

     Общественные  объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с  Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

     Деятельность  общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступна.

     Общественное  объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании  устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения.

     Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает следующие полномочия общественных объединений потребителей:

    • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
    • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
    • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
    • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
    • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
    • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
    • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

     Во  многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным  с защитой прав потребителей. Они  дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем изготовителем (исполнителем, продавцом), то будут отстаивать ваши интересы в суде.  
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Закон «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей.

     С положениями данного закона корреспондируются  многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

       Закону  «О защите прав потребителей» уже 17 лет. И по оценкам очень многих экспертов Закон является одним из тех законодательных актов РФ, который реально действует и который позволяет каждому гражданину независимо даже от уровня своей правовой подготовки самостоятельно обеспечивать защиту собственных прав.

       В этом его сила, потому что он является законодательным актом прямого  действия и, в принципе, не только определяет объем прав и обязанностей потребителей и оппонентов, но и механизм реализации этих прав, что является наиболее важным компонентом Закона. Все те изменения, которые неоднократно вносились в Закон, диктовались объективными условиями. И в первую очередь, теми изменениями, которые происходили в общественных отношениях. То обстоятельство, что Закон не стоит на месте, что он пытается совершенствоваться, и совершенствуется, говорит о том, что этот законодательный акт, действительно, востребован, нужен. И практика по его применению, которая сложилась за все эти годы, свидетельствует о том, что этот Закон позволяет реально обеспечить защиту прав потребителей.

       Так сложилось, что каждые 3-4 года возникает  необходимость внесения в Закон достаточно серьезных изменений. И опять же это диктуется объективной необходимостью, которая складывается на потребительском рынке. И те изменения, которые вносятся в Закон, призваны восполнить те пробелы, которые возникают периодически в ходе соответствующего правоприменения.

         Неправильно сказать, что сегодня  Закон оптимальный, что он не нуждается в соответствующих изменениях и дальнейшем совершенствовании. Работа над ним продолжается.

 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-«О защите прав потребителей» (с изменениями от  23 ноября 2009 г.)
  1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 22 июля 2010 г.)
  1. http://ozpp.ru
  2. http://www.konfop.ru

    5. Курс лекций «Защита прав потребителей» М. В. Мотехина ; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

    6. Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2006 г. (Серия "Образование") 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей