Законодательство о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Содержание

Введение стр. 3
І. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, России. стр. 4
1. История возникновения движения в защиту прав потребителей. стр. 4
2. Потребительское движение в России. стр. 5
ІІ. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
стр. 7
1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов. стр. 7
2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». стр. 8
3. Основные права потребителей. стр. 11
ІІІ. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.
стр. 13
1. Государственные органы по защите прав потребителей. стр. 13
4. Общественные организации по защите прав потребителей. стр. 14
Заключение стр. 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реф.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
    • ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
    • ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»,
    • ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
    • ФЗ «О рекламе»,
    • ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и т. д.
 

       В следующую группу входят нормативные  акты, принимаемые Правительством РФ. Например, утверждены: 

    • Правила продажи  отдельных видов товаров;
    • Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации;
    • Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
    • Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.
 

    Правительство РФ принимает различные правила, например: 

    • Правила оказания услуг общественного питания;
    • Правила продажи товаров по образцам;
    • Правила оказания платных ветеринарных услуг;
    • Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте;
    • Правила оказания услуг связи по передаче данных;
    • Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;
    • Правила оказания услуг автостоянок;
    • Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и др.
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». 

     В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.

      Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

      Данное  определение «потребителя» указывает на то, что гражданин - это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства. 

      Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

      В данном случае, опираясь на ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, реализующие товар (работу, услугу) потребителю, могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации). Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ст. 23. ГК РФ). Таким образом изготовителем признается лишь то лицо, которое производит товары для их реализации потребителям. Однако сам изготовитель реализует произведенный им товар торгующим организациям, но не самому потребителю. Изготовитель, самостоятельно реализующий изготовленные им товары потребителю, в таком случае будет считаться продавцом. 

      Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

        Юридическим основанием возникновения  каких-либо отношений потребителя  и исполнителя являются в данном  случае заключенные между ними  договоры, например договор - подряда, перевозки, аренды, заказа и т. д. Признак возмездности выполненной работы, оказанной услуги является основным условием выдвижения на основании Закона требований к организации любой формы собственности. 

      Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

      Говоря  о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего  следует иметь в виду одну из его  разновидностей - договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

     В преамбуле к Закону дается понятие  «недостатка товара (работы, услуги)». Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение «недостаток» делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя. 

      Недостаток  товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. 

      Существенный  недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

     Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что  он делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением. При определении недостатка как существенного между потребителем, продавцом, изготовителем, исполнителем возникают споры, потому что признаки понятия «существенный недостаток» носят субъективный характер. Так, к признаку «невозможное или недопустимое использование товара в соответствии с его целевым назначением» может быть отнесен любой недостаток.

     Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные  услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.

      Безопасность  товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

      Требования  к обеспечению безопасности товара, а также к безопасности процесса выполнения работы, оказанию услуги для  жизни и здоровья потребителя  являются обязательными и устанавливаются в государственных стандартах. К технически сложным товарам устанавливаются требования по безопасности, а для продуктов питания утверждаются специальные предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья добавок, концентратов и других веществ.

      Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям  безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям производится маркировка продукции знаком соответствия.  

3. Основные права потребителей. 

       Законодательство  защищает права потребителя и  определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми — увы! —  приходится сталкиваться слишком часто. Это: 

    • право на качество,
    • право на безопасность,
    • право на информацию,
    • право на возмещение ущерба.
 

       Право на качество означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).  

       Право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).  

       Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.  

       Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.  

       Срок  службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки — сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Потребитель может предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени потребитель может предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют права потребителя — они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.

1. Государственные органы пор защите прав потребителей.

     Согласно  главе 4 Закона «О защите прав потребителей» государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг.

     К таким государственным органам  относятся :

    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт),
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
    • Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы),
    • органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей