Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

Работа содержит 1 файл

курсовая итоговая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Соответственно, согласно новой редакции данного  определения, теперь к крупным сделкам  относятся и сделки, влекущие приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно не только имущества, как было ранее, но и денежных средств. Изменена минимальная стоимость такого имущества (и денежных средств) – теперь это двадцать и более процентов балансовой стоимости активов общества (ранее – двадцать пять процентов). После внесения изменений в статью 58 Закона о хозяйственных обществах в ней указано, какие именно суммы сопоставляются балансовой стоимостью активов. Важным новшеством в определении круга крупных сделок является включение в статью 58 Закона о хозяйственных обществах указания на то, что положения данной статьи по общему правилу не распространяются на сделки, совершаемые хозяйственным обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности. Практикой еще не выработаны четкие критерии отнесения крупных сделок к таковым. По мнению Т.В.Сысуева и А.Малаховой, сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности, должны признаваться сделки, обслуживающие текущую деятельность общества, а также сделки, систематически заключаемые в процессе такой деятельности. При этом во внимание должны приниматься не только виды (типы) совершаемых сделок, но и их условия. Очевидно, например, что сделки по приобретению и реализации товаров для организации, осуществляющей торговую деятельность, либо договор строительного подряда для организации, осуществляющей деятельность в области строительства, должны быть квалифицированы как сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности [16. С. 41].

      В статье 58 Закона о хозяйственных обществах установлен также порядок совершения крупных сделок – они подлежат утверждению общим собранием участников (акционеров) общества или советом директоров, если уставом принятие такого решения не отнесено к его компетенции. Иной порядок может быть установлен Президентом Республики Беларусь.

      В решении о совершении крупной  сделки хозяйственного общества должны быть указаны иные лица, являющиеся ее сторонами, предмет сделки, ее сумма (общая сумма взаимосвязанных  сделок), условия такой сделки, которые определены законодательством как существенные для сделок данного вида, а также другие условия сделки по решению органа управления хозяйственного общества, принимающего решение о совершении крупной сделки.

      Крупная сделка, совершенная с нарушением требований статьи 58 Закона о хозяйственных обществах, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета). Определение круга лиц, которые вправе подавать иски о признании крупных сделок недействительными, являются весьма значимой новеллой действующего законодательства.

      Однако, несмотря на целый ряд нововведений, в законе все же остались неразрешенные  проблемы. В частности, спорными вопросами являются следующие:

      - сложность определения сделок, косвенно  влекущих приобретение, отчуждение  или возможность отчуждения хозяйственным  обществом денежных средств и  (или) иного имущества. Под сделками, косвенно влекущими приобретение, отчуждение или возможность отчуждения имущества, нужно понимать сделки, предметом которых напрямую не является передача права собственности на имущество иным лицам, однако в результате исполнения которых (неисполнения, ненадлежащего исполнения) стороной обязательств по такой сделке имущество может быть отчуждено [16. С. 42].

      - отсутствие среди положений о  крупных сделках хозяйственного  общества определения взаимосвязанных  сделок. Правда, поскольку такое  определение содержится в статье 57 Закона о хозяйственных обществ, предполагается возможным применение соответствующих норм к крупным сделкам по аналогии закона.

      - вопрос о том, какой период  признается последним отчетным  периодом при определении стоимости  активов хозяйственного общества  для целей квалификации совершаемой им сделки как крупной.  Как следует из содержания норм законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, итоговой является бухгалтерская отчетность за календарный год, а квартальная и месячная отчетность являются промежуточными (части первая, пятая ст. 14 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности», п. 3 Инструкции о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19). В то же время промежуточный характер квартальной и месячной бухгалтерской отчетности не исключает возможности ее использования для целей применения ст. 58 Закона о хозяйственных обществах. По смыслу данного Закона крупная сделка квалифицируется а качестве таковой, если стоимость предмета сделки составляет значимую с точки зрения законодателя величину (20% и более) по отношению к стоимости всего имущества общества, объективированным показателем которой и является балансовая стоимость активов. Логичен вывод, что стоимость предмета сделки надлежит соотносить со стоимостью имущества общества на момент совершения сделки. С учетом изложенного следует согласиться с высказанной в литературе и правоприменительной практике точкой зрения о том, что при определении стоимости активов общества необходимо принимать во внимание данные об их балансовой стоимости на дату, наиболее близкую дате совершения сделки (первое число месяца, квартала, года). В подтверждение указанных выводов можно привести решение хозяйственного суда, которым было определено принятие во внимание данных баланса, составленного на первое число месяца, предшествующего дню принятия решения о совершении крупной сделки [13. С. 58].

      - не урегулирован вопрос о возможности отнесения к крупным сделкам хозяйственного общества соглашений о расторжении договоров. Поскольку требование о принятии решения о совершении крупной сделки не является элементом формы такой сделки, расторжение крупной сделки может проводиться и без принятия решения общим собранием. По мнению Я.И.Функа, если в рамках договора может наблюдаться соблюдение требований, предъявляемых к крупной сделке, то в рамках соглашения о расторжении договора, как правило, нет ни одного из указанных  в законе действий, поскольку по общему правилу стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения или изменения договора, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон (п. 4 ст. 423 ГК). Однако в ситуации, когда соглашение о расторжении договора влечет возврат сторонам договора определенного имущества, будет происходить приобретение хозяйственным обществом переданного контрагенту имущества или возврат денежных средств (что также означает приобретение имущества). Следовательно, по всем внешним признакам (при условии, если приобретаемое хозяйственным обществом имущество по своей стоимости равно или превышает 20 % балансовой стоимости активов хозяйственного общества) можно говорить о том, что и соглашение о расторжении договора представляет собой крупную сделку. Поэтому только в предложенном случае можно вести речь о процедуре совершения крупной сделки [19. С. 51]. Однако судебная практика в некоторых случаях идет по другому пути. Приведем следующий пример. Одно из хозяйственных обществ заключило договор долевого участия в строительстве нежилого помещения, согласно которому должно было перечислить контрагенту определенные денежные суммы, а контрагент принимал на себя обязательство построить за счет указанных денежных средств нежилое помещение. Договор был совершен по решению общего собрания участников общества, так как стоимость приобретаемого недвижимого имущества превышала 25 % стоимости его активов. Впоследствии договор был расторгнут по решению директора общества.

      В связи с данным обстоятельством  хозяйственное общество обратилось в суд с требованием о признании соглашения о расторжении договора недействительной сделкой по причине нарушения порядка совершения крупной сделки.

      Суд первой инстанции признал указанное соглашение недействительной сделкой в связи с нарушением порядка совершения крупной сделки. Вторая и третья судебные инстанции признали данное решение законным [19. С. 52].

      В действующем законодательстве о  порядке совершения крупных сделок существуют и другие проблемы, требующие своего разрешения.

      Определяя правовой статус хозяйственных обществ, нельзя забывать, что он в значительной степени зависит от конкретной организационно-правовой формы общества.

      Белорусский законодатель выделяет три вида хозяйственных обществ:

  • акционерное общество – хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций;
  • общество с ограниченной ответственностью – хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров;
  • общество с дополнительной ответственностью - хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью.

      Акционерное общество может быть открытым или  закрытым.

      Акционерное общество, участник которого может  отчуждать принадлежащие ему  акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах.

      Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено.

      Акционерное общество, участник которого может  отчуждать принадлежащие ему  акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти.

      После внесения изменения в Закон о  хозяйственных обществах установлены следующие этапы механизма реализации акционером закрытого акционерного общества принадлежащих ему акций:

    1. Извещение о продаже акций
    2. Реализация акционерами преимущественного права покупки отчуждаемых акций;
    3. Предложение акций, оставшихся неприобретенными, обществу;
    4. Приобретение акций обществом;
    5. Приобретение акций третьим лицом, предложенным обществом;
    6. продажа акций третьему лицу.

     Все названные этапы должны быть пройдены последовательно;  этап, названный  пятым, является новеллой действующего законодательства о хозяйственных обществах.

      К сожалению, в рамках настоящей работы нет возможности более подробно остановиться на вопросах правового  регулирования создания и деятельности различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ.

      Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что правовое регулирование хозяйственных обществ в Республике Беларусь за последний год претерпело существенные изменения. Понятие хозяйственных обществ, его учредительные документы, процедура создания, порядок формирования уставного фонда, полномочия и порядок деятельности  органов управления, порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированых лиц, порядок продажи акций ЗАО и многие другие нормы законодательства о хозяйственных обществах были существенно модернизированы и дополнены. Некоторые практические вопросы были урегулированы, некоторые остались без изменения. Целый ряд пробелов остался невосполненным в рамках института крупных сделок. Поэтому, на наш взгляд, не смотря на столь значительные изменения, внесенные в Закон о хозяйственных обществах, он все еще нуждается в доработке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итог проведенному исследованию, можно  отметить, что правовое регулирование  хозяйственных обществ в Республике Беларусь за последний год претерпело существенные изменения. Понятие хозяйственных обществ, его учредительные документы, процедура создания, порядок формирования уставного фонда, полномочия и порядок деятельности  органов управления, порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированых лиц, порядок продажи акций ЗАО и многие другие нормы законодательства о хозяйственных обществах были существенно модернизированы и дополнены. При этом белорусский законодатель анализировал и учитывал практику других государств в регулировании данных вопросов. Однако некоторые пробелы, обнаруженные в процессе правоприменения, остались невосполненными. Поэтому, на наш взгляд, требуется дальнейшая доработка законодательства о хозяйственных обществах, в рамках которой нужно:

Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь