Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задачами данного исследования являются следующие:
рассмотреть процесс совершенствования законодательства Республики Беларусь о хозяйственных обществах
сравнить действующее законодательство с законодательством зарубежных стран, в первую очередь, с законодательством РФ
охарактеризовать правовое положение хозяйственных обществ в Республике Беларусь в настоящее время
проанализировать действующее законодательство о хозяйственных обществах с целью обнаружения пробелов и коллизий в их правовом регулировании

Работа содержит 1 файл

курсовая итоговая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Изменения и (или) дополнения, вносимые в устав  хозяйственного общества, подлежат государственной  регистрации в порядке, установленном законодательными актами, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации, если иное не установлено законодательными актами.

      Каждое  хозяйственное общество, независимо от его организационно-правовой формы, формирует уставной фонд, средства которого гарантируют интересы его кредиторов. В настоящее время минимальный размер уставного фонда установлен только для закрытых и открытых акционерных обществ (в размере 100 и 400 базовых величин соответственно). Уставной фонд должен быть сформирован до подачи заявления о государственной регистрации и иных документов в регистрирующий орган.

      Вкладом в уставный фонд хозяйственного общества могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в  том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости. Вносимое в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вкладом в уставный фонд хозяйственного общества не может быть имущество, если право на его отчуждение ограничено собственником, законодательством или договором. Уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов уставного фонда хозяйственного общества.

      Не  допускается освобождение участника  хозяйственного общества от обязанности внесения вклада в уставный фонд (оплаты акций), в том числе путем зачета требований к хозяйственному обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

      Следует отметить, что Законом № 168-З исключено  требование о том, что имущество, вносимое в уставный фонд хозяйственного общества, должно быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества. Ранее законодательством не были установлены критерии необходимости и пригодности имущества, что на практике вызывало множество проблем с оценкой данных понятий [7. С. 25].

      В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК, а также  с абз. 3 ст. 1 Закона о хозяйственных  обществах, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

      Что касается органов управления хозяйственного общества, то они различаются в  зависимости от организационно-правовой формы общества. Однако обобщенно можно говорить о наличии следующих органов управления:

    1. Общее собрание участников хозяйственного общества (для акционерного общества – общее собрание акционеров) – высший орган управления хозяйственного общества. К его компетенции относятся наиболее важные вопросы деятельности общества. Далее компетенция общего собрания будет рассмотрена подробнее.
    2. Совет директоров (наблюдательный совет), который создается в акционерных обществах с количеством акционеров более пятидесяти, а также в иных хозяйственных обществах, если это предусмотрено из уставом. Компетенция и порядок деятельности  совета директоров определяется статьями 50-52 Закона о хозяйственных обществах, а также уставом конкретного общества.
    3. Исполнительный орган: коллегиальный (правление или дирекция) и (или) единоличный (директор или генеральный директор). Исполнительный орган создается во всех видах хозяйственных обществ. К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится осуществление текущего руководства его деятельностью, а также решение всех вопросов, не составляющих компетенцию других органов управления конкретного общества. Правовой статус исполнительного органа хозяйственного общества определяется статьями 53-55 Закона о хозяйственных обществах, а также уставом.

      Контрольным органом хозяйственного общества является ревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества, деятельность которых регулируется ст. 59 и 60 Закона о хозяйственных обществах. Общим собранием участников могут быть образованы и иные контрольные органы.

      Все органы хозяйственного общества подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества. Члены органов хозяйственного общества в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед хозяйственным обществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном учредительными документами хозяйственного общества и законодательством.

      Порядок созыва и деятельности общего собрания участников хозяйственного общества закреплен  в ст. 34-49 Закона о хозяйственных  обществах. Исключительная компетенция  общего собрания устанавливается в статье 34 указанного закона.

      В отношении созыва и проведения общего собрания изменения, внесенные Законом  № 168-З, коснулись в основном порядка  совершения действий лицом, уполномоченным на созыв и проведение общего собрания, а также оформления протоколов собраний и прилагаемых к ним документов.

      Что касается исключительной компетенции  общего собрания участников (акционеров) хозяйственных обществ, то изменения  в данной сфере не являются существенными. Однако в юридической литературе уже существует критика нововведений статьи 34 Закона о хозяйственных обществах. Так, в соответствии с действующей редакцией, к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится утверждение в случаях, предусмотренных Законом, локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества. Ранее общее собрание было уполномочено издавать локальные акты. В. Галич отмечает, что определение локальных актов общества в качестве нормативных правовых актов не только является довольно спорным с точки зрения юридической науки, но и не соответствует ст. 3 ГК, которая не упоминает данные нормативные правовые акты в качестве источников гражданского права, а также противоречит определению нормативного правового акта, данному в законодательстве Республики Беларусь. Данные рассуждения имеют не только теоретическое значение. Ошибочное признание внутренних актов общества нормативными правовыми актами может создать трудности при выборе способа защиты нарушенного таким актом права [9. С. 107].

      Одними  из наиболее специфичных и важных норм Закона о хозяйственных обществах являются нормы об аффилированных лицах и о порядке совершения крупных сделок. Данные нормы введены в законодательство Республики Беларусь о хозяйственных обществах в 2006 году и с тех пор претерпели значительные изменения. Однако, несмотря на адаптацию указанных норм к реалиям современной жизни, на практике все еще остается целый ряд пробелов и коллизий, которые ждут своего разрешения.

      Рассмотрим  сперва нормы законодательства об аффилированых  лицах хозяйственных обществ. Законом № 168-З статьи 56 и 57 Закона о хозяйственных обществах, регулирующие порядок заключения сделок с заинтересованностью аффилированных лиц, были изложены в новой редакции. Само понятие аффилированного лица хозяйственного общества не изменилось – под ним понимается  физическое или юридическое лицо, способное прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридическое лицо, на принятие решений которого хозяйственное общество оказывает такое влияние.

      Все аффилированные лица подразделяются на аффилированные юридические лица и  аффилированные физические лица.

      Кроме того, в зависимости от наличия  дополнительных обязанностей по отношению  к хозяйственному обществу в виде предоставления информации выделяются:

  • аффилированные лица, несущие дополнительные обязанности по отношению к хозяйственному обществу;
  • аффилированные лица, не несущие дополнительных обязанностей по отношению к хозяйственному обществу.

      На  основе проводимых в литературе классификаций аффилированных лиц и отношений с их участием выделяют имущественные, управленческие, договорные, родственные и смешанные основания приобретения статуса аффилированного лица [20. С. 93].

      Особую  важность для правоприменителя представляют нормы, закрепленные в статье 57 Закона о хозяйственных обществах и определяющие порядок совершения сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества. В соответствии с абз. 1 данной статьи заинтересованность аффилированных лиц в совершении хозяйственным обществом сделки признается в случае, если эти лица:

      - являются стороной сделки или  выступают в интересах третьих  лиц в их отношениях с хозяйственным  обществом;

      - владеют (каждый в отдельности  или в совокупности) двадцатью  и более процентами долей в  уставном фонде (акций) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;

      - являются собственниками имущества  юридического лица, являющегося  стороной сделки или выступающего  в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;

      - занимают должности в органах  управления юридического лица, являющегося  стороной сделки или выступающего  в интересах третьих лиц в  их отношениях с хозяйственным  обществом;

      - в иных случаях, определенных  уставом.

      Решение общего собрания участников хозяйственного общества о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, принимается  общим собранием участников хозяйственного общества большинством от общего количества голосов участников хозяйственного общества, не заинтересованных в совершении этой сделки. Принятия решения  не требуется в случае, если все участники хозяйственного общества являются аффилированными лицами этого общества и в соответствии с частью первой статьи 57 Закона о хозяйственных обществах заинтересованы в совершении такой сделки. Решения общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета)) о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, также не требуется в случае, если сделка одновременно отвечает следующим условиям:

  • сделка совершается хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности;
  • условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности.

      Сделка, в совершении которой имеется  заинтересованность аффилированного лица хозяйственного общества и которая совершена с нарушением требований статьи 57 Закона о хозяйственных обществах, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета). Таким образом, наконец разрешен вопрос о субъектах, которые вправе подавать исковые заявления о недействительности сделки с заинтересованностью аффилированных лиц.

      В соответствии с законодательством, хозяйственное общество обязано раскрывать для всеобщего сведения посредством опубликования в печатных средствах массовой информации, определенных уставом хозяйственного общества, и (или) размещения на сайте хозяйственного общества в глобальной компьютерной сети Интернет в возможно короткий срок, необходимый для совершения указанных действий, с даты принятия соответствующего решения информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность некоторых категорий аффилированных лиц (абз. 19 ст. 57 Закона о хозяйственных обществах).

      Еще одним значимым институтом корпоративного права является институт крупных сделок хозяйственного общества. На практике с ним связано значительное количество споров, вытекающих из хозяйственной деятельности обществ. Понятие крупной сделки, как и понятие аффилированных лиц, было введено в белорусское законодательство в 2006 году. С тех пор данный институт успел претерпеть существенные изменения. Однако законодатель, принимая статью 58 Закона о хозяйственных обществах, регулирующую порядок совершения крупных сделок, в новой редакции, изменив некоторые положения, все-таки оставил без внимания некоторые существовавшие проблемы.

     Для начала необходимо дать определение  крупной сделки. Оно установлено  ч.1 статьи 58 Закона о хозяйственных обществах:  крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов).

Информация о работе Законодательство о хозяйственных обществах в Республике Беларусь