Прекращение деятельности юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Почему рассматриваемая тема важна. Для современной России, в условиях рыночных отношений, а также в свете развития в нашей стране малого и среднего частного предпринимательства рассматриваемая тема о прекращении деятельности юридических лиц, равно как и создание юридических лиц имеет важное значение. В современной хозяйственной практике имеет место тенденция дробления крупных государственных корпораций на множество различных компаний, более эффективно использующих рыночные возможности и ресурсы,

Содержание

Оглавление
Тема контрольной работы: "Прекращение деятельности юридических лиц".
1. Введение.
2. Различные типы прекращения деятельности.
3. Рассмотрение прекращения деятельности юридических лиц с точки зрения последствий такого прекращения.
4. Защита прав контрагентов реорганизующегося юридического лица, как отдельный вопрос в рамках темы о прекращении деятельности.
5. Ликвидация юридического лица.
6. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.
7. Выводы.
8. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Хоз право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке установленной законодательством РФ очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

6.       Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.

Большой спецификой отличаются отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.

Современное отечественное законодательство о несостоятельности (банкротстве) включает в себя ГК, специальные законы, ряд иных правовых, в том числе ведомственных актов и понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Для определения признаков банкротства гражданина Закон о банкротстве использует принцип “неоплатности”, суть которого состоит в том, что должник может быть признан банкротом лишь в том случае, если общая сумма кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам превысит стоимость его имущества.

Таким образом, основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – в предвидении грозящей ему опасности.

По общему правилу, с датой обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом Закон о банкротстве связывает определение состава и размера денежных обязательств должника перед кредиторами и его задолженности по обязательным платежам.

Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий” (с изм. и доп.)11 в качестве приложения № 1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности; 2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активвов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности.

К юридическому лицу – должнику, в соответствии с Законом о банкротстве, могут быть применены четыре группы мер: 1) предварительные процедуры (досудебная санация; наблюдение); 2) реорганизационные процедуры (внешнее управление или судебная санация); 3) ликвидационные процедуры (конкурсное производство, добровольная ликвидация с согласия кредиторов в соответствии с гл. ХI Закона о несостоятельности (банкротстве)); 4) мировое соглашение.

В целях предупреждения банкротства организаций до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом Закон о банкротстве обязывает учредителей (участников) должника – юридического лица либо, если должником является унитарное предприятие его собственника, а также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, – принимать своевременные меры по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению должника. Таким образом, под досудебной санацией понимается предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Участниками досудебной санации могут быть учредители (участники) должника – организации, собственник имущества должника – унитарного предприятия, кредиторы должника – юридического лица и иные лица. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные внебюджетные фонды могут участвовать в досудебной санации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов на условиях, устанавливаемых, соответственно, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, федеральными законами о бюджете государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Досудебная санация может осуществляться также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок не более трех месяцев.

Ст. 57 Закона о банкротстве устанавливает особый режим имущественных требований, предъявляемых к должнику, который вводится в связи с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, вследствие чего:

- имущественные требования к должнику предъявляются только в порядке, установленном законодательством о банкротстве;

- по ходатайству кредитора производство по делам о взыскании с должника любого имущества приостанавливается;

- взыскание по исполнительным документам (кроме выплаты заработной платы, вознаграждений, алиментов, возмещения физического и морального вреда) приостанавливается;

- арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов.

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения первого собрания кредиторов.

В отношении отдельных категорий должников процедура внешнего управления не подлежит применению. К таким должникам относятся: граждане, в том числе индивидуальные предприниматели; кредитные организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник. Не применяется процедура внешнего управления также при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

О введении внешнего управления арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ.

Введение внешнего управления является основанием для наступления следующих последствий:

- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются полномочия органов управления должника (собственника унитарного предприятия);

- в течение трех дней внешнему управляющему передаются бухгалтерская и прочая документация, печати, материальные и иные ценности;

- снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- накладываются в рамках процесса о банкротстве ограничения должника по распоряжению имуществом;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

С момента открытия конкурсного производства наступают следующие последствия:

- все требования кредиторов предъявляются только в рамках конкурсного производства;

- срок исполнения всех обязательств и платежей считается наступившим;

- начисление всех неустоек, иных финансовых санкций по всем видам задолженностей прекращается;

- сведения о финансовом состоянии должника теряют конфиденциальный характер и перестают быть коммерческой тайной;

- аресты имущества и иные ограничения по распоряжению имуществом снимаются.

Согласно п. 2 ст.65 ГК, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Необходимым условием добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации признается наличие у последнего признаков банкротства.

Основанием для объявления руководителем должника о банкротстве должника и его добровольной ликвидации является соответствующее решение органа юридического лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника (в хозяйственных обществах – общее собрание участников), а в отношении должника унитарного предприятия – решение собственника его имущества, вернее, уполномоченного им органа (например, по федеральным предприятиям – решение Правительства Российской Федерации).

Обязательным условием добровольного объявления руководителем должника о банкротстве должника и его ликвидации является получение от каждого из кредиторов письменного согласия с таким решением.

Объявление о добровольном банкротстве должника и его ликвидации подлежит публикации в “Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Обязанность опубликовать указанное объявление возложена на руководителя должника (ст. 182 Закона о банкротстве).

Информация о работе Прекращение деятельности юридических лиц