Прекращение деятельности юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Почему рассматриваемая тема важна. Для современной России, в условиях рыночных отношений, а также в свете развития в нашей стране малого и среднего частного предпринимательства рассматриваемая тема о прекращении деятельности юридических лиц, равно как и создание юридических лиц имеет важное значение. В современной хозяйственной практике имеет место тенденция дробления крупных государственных корпораций на множество различных компаний, более эффективно использующих рыночные возможности и ресурсы,

Содержание

Оглавление
Тема контрольной работы: "Прекращение деятельности юридических лиц".
1. Введение.
2. Различные типы прекращения деятельности.
3. Рассмотрение прекращения деятельности юридических лиц с точки зрения последствий такого прекращения.
4. Защита прав контрагентов реорганизующегося юридического лица, как отдельный вопрос в рамках темы о прекращении деятельности.
5. Ликвидация юридического лица.
6. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.
7. Выводы.
8. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Хоз право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

Вопрос №8 "Прекращение деятельности юридических лиц"

 

 

 

 

 

   

 

 

                                                                                                                       Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

Оглавление

Тема контрольной работы: "Прекращение деятельности юридических лиц".

1.              Введение.

2.              Различные типы прекращения деятельности.

3.              Рассмотрение прекращения деятельности юридических лиц с точки зрения последствий такого прекращения.

4.              Защита прав контрагентов реорганизующегося юридического лица, как отдельный вопрос в рамках темы о прекращении деятельности.

5.              Ликвидация юридического лица.

6.              Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.

7.              Выводы.

8.              Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема контрольной работы: "Прекращение деятельности юридических лиц".

1.       Введение.

Почему рассматриваемая тема важна. Для современной России, в условиях рыночных отношений, а также в свете развития в нашей стране малого и среднего частного  предпринимательства рассматриваемая тема о прекращении деятельности юридических лиц, равно как и создание юридических лиц имеет важное значение. В современной хозяйственной практике имеет место тенденция дробления крупных государственных корпораций на множество различных компаний, более эффективно использующих рыночные возможности и ресурсы, кроме того существует тенденция дробления крупных частных компаний, созданных в период 1990 и 2000 годах на множество мелких, таким образом, во-первых происходит их дальнейшая специализация, кроме того, существуют холдинговые структуры, для которых характерно наличие массы юридических лиц, решающих широкий круг задач, это и реагирование на множество правовых и операционных рисков и налоговая оптимизация.

 

2.       Различные типы прекращения деятельности.

Прекращение деятельности юридического лица осуществляется в порядке, принципы которого сходны с принципами, действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридических лиц.

Добровольным основанием является решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК РФ). К распорядительным относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК РФ), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК РФ). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.

Государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

 

3.       Рассмотрение прекращения деятельности юридических лиц с точки зрения последствий такого прекращения.

С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Определим особенности упомянутых форм реорганизации.

При слиянии права и обязанности двух (или более) прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает свое существование и вливается со свои активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение).

При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходят по передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после слияния или присоединения.

При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение – единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях (пропорциях), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В некоторых случаях при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 г. № 948-1 (с изм. и доп.) предусматривает либо получение согласия антимонопольных органов, либо их обязательное уведомление.

Согласие указанных органов необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.

Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

 

4.       Защита прав контрагентов реорганизующегося юридического лица, как отдельный вопрос в рамках темы о прекращении деятельности.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, – это вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Цель правового регулирования – не допустить ущемления прав контрагентов, поскольку на практике нередки ситуации, когда руководство юридического лица проводит реорганизацию для того, чтобы одному из вновь образованных юридических лиц передать большинство обязательств, а другому – основную часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив).

ГК РФ предусматривает три способа защиты прав кредиторов при реорганизации:

а) установление порядка проведения реорганизации (с извещением кредиторов);

б) составление определенных реорганизационных документов;

в) определение последствий отсутствия необходимой информации в реорганизационных документах.

В соответствии с установленным порядком проведения реорганизации, во-первых, все кредиторы должны быть письменно уведомлены о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации. Обязанность уведомления лежит на учредителях (участниках) юридического лица либо на органе, принявшем решение о реорганизации. Это может быть либо орган юридического лица, уполномоченный на принятие таких решений учредительными документами, либо государственный орган (при выделении и разделении в случаях, указанных в законе), либо суд.

Федеральные законы “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в п.6 ст.15) и “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в п.5 ст.51) устанавливают 30-дневный срок, исчисляющийся с даты принятия решения о реорганизации общества, для уведомления кредиторов.

При реорганизации общества в форме слияния или присоединения указанный срок исчисляется с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении.

Помимо письменного уведомления всех кредиторов общество обязано опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

 

5.       Ликвидация юридического лица.

Ликвидация – это абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования – ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно – по решению его учредителей или в принудительном порядке – по решению суда в установленных законом случаях, в том числе при неплатежеспособности (банкротстве) юридического лица.

Ликвидацию можно классифицировать в зависимости от прав учредителей на имущество ликвидируемого юридического лица и судьбы имущества на три основные группы: 1) с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы); 2) с передачей оставшегося имущества собственнику юридического лица (унитарные предприятия и учреждения); 3) с обязательным определением в уставе судьбы оставшегося имущества (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц).

Часть первая ГК РФ устанавливает ряд требований, которые должны быть соблюдены при ликвидации юридического лица. Учредители юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

 

По согласованию с вышеназванным органом назначается ликвидационная комиссия, которая управляет делами юридического лица, выявляет кредиторскую и дебиторскую задолженность и осуществляет ряд иных важных функций.

Современное гражданское законодательство, соблюдая принципы неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК РФ), уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Они выражаются в комплексе следующих правил.

• Субъект, принявший решение о реорганизации юридического лица, или ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

• Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

• После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

• Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

• Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Статья 64 ГК РФ устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Информация о работе Прекращение деятельности юридических лиц