Идентификация кооперативов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы : подробное рассмотрение идентификации кооперативов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

◦Рассмотреть решение конгресса;
◦Раскрыть кооперативные принципы;
◦Изучить кооперативные ценности;
◦Выявить все возможные проблемы идентификации кооперативов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. 31 юбилейный конгресс международного кооперативного альянса о идентификации кооперативов…………………………………………………....4

1.1.Конгресс, его решение (приняли резолюцию о идентификации кооперативов)………………………………………………………….....

1.2.Определение кооператива, принципы и ценности международных кооперативов………………………………………….

Глава2. Проблемы идентификации кооперативов в современной России………………………………………………………………………….…19

2.1.Кооперативные принципы……………………………………………..….21

2.2. Кооперативные ценности…………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……...………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовик нат заказ.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    Кооперативы осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы деньги служили членам кооператива, а не были бы их хозяевами. Капитал необходим лишь для удовлетворения потребностей людей, и третий принцип разъясняет, как члены кооператива должны вкладывать деньги в кооператив и распределять выручку.

    Кооператоры могут получать дивиденды на взносы. Но сумма для распределения, как правило, незначительная. Основная часть распределяется следующим образом: на развитие кооператива, на льготы для членов в соответствии с их трудовым вкладом, на обучение кооператоров, на культурно-массовые мероприятия, на поддержку других видов деятельности кооператива, одобренных его членами.

    Коллективное имущество не делится между членами кооператива, даже если последний ликвидируется, а распределяется между другими кооперативами.

    Четвертый принцип: автономия и независимость.

    "Кооперативы - это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами". Этот принцип впервые был сформулирован в 1966 г.

Сам по себе он не определяет механизма автономного и независимого от политической ситуации государства функционирования кооператива. Правительства определяют те законодательные рамки, в которых могут функционировать кооперативы. Политика правительства в вопросах налогообложения, в экономической и социальной сферах может быть полезной или вредной для кооперативов. Поэтому все кооперативы должны быть очень бдительными в развитии открытых отношений с правительствами своих стран. Их экономические отношения с государственными структурами  должны строится на договорных началах. Сила кооперативных движений в ряде стран состоит именно в том , что сохраняя независимость от государства, они имеют хорошо отлаженные взаимоотношения с государственными структурами и особенно между союзами различных уровней, применяя четкий порядок делегирования полномочий. Если первичные кооперативы  делегируют полномочия  своему союзу, то они строго выполняют все решения этого союза.

Пятый принцип: образование, подготовка кадров , повышение квалификации, информация.

«Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад  в развитие своего кооператива. Они  информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

Конгресс МКА ориентировал кооперативные организации первичные кооперативы на разработку широкой образовательной программы и пропоганду идей кооперации среди населения которая способствует вовлечению в движение новых членов, укреплению и расширению масштабов кооперативного движения. Совершенно очевидно, что этот принцип легче реализовать в масштабе кооперативной федерации и труднее в каждом отдельно взятом кооперативном обществе.

Профессиональные знания необходимы  работникам кооперативных организаций, «выборных и  наемных» всех уровней но особенно они важны для кооперативных лидеров.

Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.

Он рекомендует кооперативам « более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном , национальном , и региональном уровнях.

Кооперативам необходимы автономия и независимость, как это записано в четвертом принципе, но вместе с тем  сила кооперации и в сотруднечестве на всех уровнях.

С первых шагов  своей деятельности кооперативные организации стремились к сотрудничеству  и поддержке  друг друга. Конечно , были случаи  их расхождения идеологического характера, по национальным, профессиональным и религиозным признакам. Но линия на сотрудничество является естественным и полезным продолжением реализации кооперативной идеи взаимопомощи.

Практика кооперативных движений многих стран показывает, что нередко на одной и той же территории существует кооперативы нескольких видов, объединяющие различные группы  населения и оказывающие им различные услуги.

Имеются в виду прогрессивные партии, профессиональные союзы молодёжные, женские организации, а также организации борющихся за мир. Активное сотрудничество всех прогрессивных организаций трудящихся принесёт огромную пользу народам любой стране, в любой социально-экономической формации.

 Седьмой принцип: забота об обществе.

    Этот принцип впервые был принят Конгрессом МКА 1995 г. Он сформулирован так: "Уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций пайщики обязаны также заботиться о постоянном развитии кооператива в целом".

    Кооперативы ещё называют "бизнес-предприятиями". Это значит, что они работают в условиях рынка и действуют за счет собственных издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативами ведёт хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идёт на расширение материально-технической б кооперативов.

    Кооперативы требуют квалифицированного управления финансовой честности, сознательно стимулирующего тру, способности к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие в условиях свободной конкуренции.

    Кооперативы - это организации, существующие в первую очередь для того, чтобы приносить пользу своим членам. Но о тесно связаны с местным населением определённого региона, поэтому ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие данного региона, заботятся о защите окружающей среде. Эти проблемы решаются членами кооперативов на добровольных началах, без каких либо принуждений.

    Таким образом, при разработке кооперативных принцип! учитывалось  многообразие  существующих  точек  зрения, соответствие  специфике  всех  видов  и  типов  кооператив* принимались во внимание социально-экономические условия деятельности.    Поэтому    с интересам современного кооперативного движения, способствуют: осуществлению задач кооперативных организаций всех странах мира.

  "Была проделана большая и нужная работа, - отмечается в документах   Конгресса,   -   в   её   проведении   кооператоры, приверженцы разных теоретических концепций и точек зрения, постарались      проявить      взаимопонимание.      Разумеется, происходящие в мире изменения, процесс развития человеческого общества, а вместе с ним и кооперативного движения приведёт к необходимости     пересмотра,     уточнения,     более     чёткой формулировки того или иного принципа применительно к новым, условиям, новым задачам". Но это будет уже заботой новых поколений кооператоров, а пока, в XXI столетии, кооперативы всех стран, всех форм и видов обязаны будут руководствоваться в своей деятельности принципами, принятыми XXXI Конгрессом МКА 

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

Цель потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей членов-пайщиков в соответствии с их экономическим участием в деятельности потребительских обществ и их союзов.

Приватизация, проведенная в России в 90-х годах XX в., затронула интересы членов-пайщиков, как и всех граждан России, отразилась и на самих кооперативах, создав угрозу для кооперативной собственности. Отчуждение объектов кооперативной собственности приобрело массовый характер, масштабы которого не до конца выявлены. Уделяя внимание при ревизиях и проверках хищениям товарно-материальных ценностей, как правило, не контролируется наличие, движение и сохранность кооперативного недвижимого имущества. Также не контролируется и не вызывает тревогу массовое сокращение численности пайщиков. Уже есть потребительские общества, где количество пайщиков сократилось до количества работников, процветает менеджеризм.

Появилось пренебрежительное отношение к кооперативным принципам и ценностям в уставах, в практической деятельности организаций потребительской кооперации. Игнорируются отличия потребительских обществ от современных коммерческих структур, от производственных кооперативов.

Возникают финансовые пирамиды, зарегистрированные как потребительские кредитные кооперативы, увеличилось в организационном поле потребительской кооперации количество ООО. ЗАО, АНО, развивается кооперативный сетевой ритейл.

Все это вызывает необходимость идентификации потребительских обществ как кооперативных организаций, определения на основе ряда показателей, является ли организация, числящая: себя кооперативной, таковой объективно. Это можно сделать только на основе оценки соответствия деятельности организаций, претендующих на статус кооперативных, принципам международного, кооперативного движения, действующему законодательству   примерным или типовым уставам.

определению И. А. Корякова, «Кооперативные принципы пр являют собой совокупность нравственных основ организаций, экономической, социальной, культурно-просветительской  и других сфер кооперативной деятельности. Они сформулированы и представлены как целостная система в своде, являющаяся основополагающим документом в практической работе    кооперативов».

В современной редакции кооперативные принципы сформулированы в 1995 г. на XXXI Конгрессе Международного кооперативного альянса. Их роль обозначена в качестве заповедей, проводников, которые показывают, как нужно себя вести в конкретной ситуации и принимать соответствующие решения. Принципы являются стимулами, побуждающими кооперативы к действию , с помощью которых они могут процветать в интересах своих членов

Кооперативные принципы (их семь) опубликованы в документе международного кооперативного альянса под названием «Декларация о кооперативной идентичности», принятом в 1995 г. Организация, которая руководствуется этими принципами не на словах а в повседневной деятельности, идентифицируется как кооперативная. Для этого нужны количественные оценочные критерии, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

  • демонстрировать отличительные черты кооперативов;
  • охватить каждый из семи кооперативных принципов;
  • учитывать международный уровень;
  • быть полезными для разработки международных стандартов кооперативной социальной ответственности;
  • быть привлекательными, доступными по трудозатратам и финансовым расходам для большинства кооперативов.

Не дожидаясь принятия стандартов в международном масштабе, следует создать свои отечественные стандарты для установления соответствия (идентичности) действующих потребительских   обществ и союзов статусу кооперативных.

Такая работа необходима для системы Центросоюза РФ, чтобы  сохранить потребительскую кооперацию как систему кооперативных организаций. Для региональных союзов и отдельных: потребительских обществ возможна самоидентификация - самопроверка того, стали ли кооперативные принципы и ценности основой организационной, экономической и социальной деятельности. 

2.1. Кооперативные принципы. 

Система показателей идентификации кооперативов должна соотноситься с кооперативными принципами в следующей последовательности.

Первый принцип: добровольность и открытое членство. Соблюдение принципа доказывается следующими показателями: численность и движение членов кооператива - пайщиков (количество прибывших и выбывших за год). Если численность пайщиков сокращается или вообще не фиксируется, не ведутся лицевые счета каждого пайщика, не растет сумма паевого фонда, то это означает, что организация перестает быть кооперативной.

Удельный вес пайщиков-работников и пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с кооперативом, обозначит реальный вид кооператива (потребительский или производственный). Чтобы идентифицировать форму кооператива, следует стандартизировать в Уставе границы соотношения этих двух категорий пайщиков: для потребительского кооператива - преобла -дающая численность пайщиков-неработников, для производственного -преобладающая численность пайщиков-работников.

Второй принцип: демократический членский контроль. Показателями демократизации (социальной активности членов) является численность членов кооператива - неработников, участвующих в управлении и контроле в качестве членов совета, членов комиссий (ревизионной, культурно-массовой, по работе с молодежью и пенсионерами, просветительских, и др.), председателей кооперативных участков и т.д.

Более 50% численного состава участников общих собраний пайщиков, их уполномоченных, представителей советов потребительских обществ и союзов должны быть пайщиками-неработниками потребительского общества.

Демократия гарантируется равными правами при голосовании (один член - один голос). Практика показывает, что демократия достигается только при избрании первого лица в управлении -председателя совета и членов совета тайным голосованием. Это гарантирует демократические основы управления. Желательно прописать в уставах всех уровней требование альтернативного и тайного голосования по вопросу избрания первого руководителя.

Информация о работе Идентификация кооперативов