Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушен

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Содержание

Введение
1. Современная система государственного регулирования российской экономики. 4
1.1. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности 7
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 9
2.1. Антимонопольное государственное регулирование 12
4. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно – правового регулирования) в области экономики 14
5. Понятие и виды уголовных преступлений в сфере экономической деятельности 21
Практическое задание 24
Заключение 30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ!!!!!.docx

— 61.20 Кб (Скачать)

               Административные  методы  базируются  на  силе  государственной  власти. Совокупность  административных  методов  охватывает  регулирующие  действия, связанные  с  обеспечением  правовой  инфраструктуры, и  имеет  целью  создание  правовых    условий, наиболее  благоприятных  для  частного сектора.  Функциями  административных  методов   являются:

               -  обеспечение  стабильной  юридической  обстановки  для деловой         

                  жизни;   

              -  защита  конкурентной  среды;

               - гарантирование  права  собственности  и  свободы   принятия     

                 экономических  решений.

               Административные  методы  подразделяются  на  меры  запрета, разрешения  и  принуждения.

               Экономические  методы  представляют  собой  меры  государственного  воздействия, с    помощью      которых   создаются определенные        условия,  направляющие   развитие  рыночных  процессов в нужное  государству русло.

               Из  экономических  мер  наиболее  часто  используются:

             -  средства  финансовой  политики (бюджетной,  фискальной) 

                 политики;

               -  средства  денежно- кредитной   политики;

               - прогнозирование,  планирование  и  программирование      экономики;

             -  воздействие государственного  сектора экономики,  являющегося       

                 самостоятельным  комплексным  инструментом.                              

               Финансовая  политика -  многоплановое понятие,  трактуемое, с  одной  стороны,   как  совокупность  мер   прямого  воздействия   по  реализации  бюджетно-налоговых,  фискальных  целей  экономической  политики, а  с  другой  стороны,  как  реализация  финансовых   мер,  составляющих  часть  государственной  экономической  политики   в  целом.

                Денежно-кредитная  политика (по  сравнению с финансовыми  мерами)  относится  к  мерам  косвенного   воздействия. Если  финансовую  политику   проводит  в  первую  очередь  министерство  финансов, являясь  составным  звеном  правительства,  то  денежно-кредитная  политика    реализуется  центральным  банком,  который  обладает  относительной  независимостью  от  законодательной  и  исполнительной  власти.

                Банки – это коммерческие  учреждения, являющимися  юридическими   лицами, которым  предоставлено  право, привлекать  денежные  средства  от   юридических  физических  лиц  и  от  своего  имени  размещать  на  условиях  возвратности, платности  и  срочности, а также  осуществлять  другие  банковские  операции. Банковскую  систему  России  составляют: Центральный  банк России, Сберегательный  банк, коммерческие    банки  различных  видов, а  также  иные  кредитные  учреждения, имеющие лицензию  на  осуществление    отдельных  банковских  операций. Центральный  банк  является  главным  банком  России  и  находится в ее  собственности. Он  независим от  органов исполнительной  власти, экономически  самостоятелен и осуществляет  свои  расходы за  счет  собственных доходов.

                Все  инструменты  проведения  экономической   политики  тесно   взаимосвязаны. При  принятии  решений  в  одной  сфере   необходимо  учитывать  их  влияние  на  другие. Так, изменения  в  государственных  расходах  и  налогах  требуют  соответствующего  изменения   денежной  массы. Изменения  в  фискальной  и  денежной  политике  влияют  на  инвестиции, занятость, уровень   доходов, объем  национального  производства  и  размеры  чистого  экспорта. Важно  подчеркнуть,  что ни  один  из  инструментов  экономической   политики  не  действует   изолированно  от  других.

 [4,с.30]

               К  важнейшим  законодательным   актам, регулирующим  экономическую  сферу,  выполняющим  функцию  защиты  конкуренции, следует  отнести  антитрестовские (антимонопольные)  законы.

                               Антимонопольное  государственное   регулирование.

               Важным  условием  и  необходимой  предпосылкой  становления  и  прогрессивного  развития  эффективной  системы  рыночной  экономики  является  всемерное  развитие  конкуренции  при  одновременной   решительной  борьбе  с  различными    проявлениями  рыночного    монополизма  и  недобросовестной  конкуренции               Органом  антимонопольного   государственного  регулирования  на  товарных  рынках    выступает   Федеральная  антимонопольная  служба и частично    Федеральная служба  по  финансовым  рынкам, которые находятся в непосредственном   ведении  Правительства РФ.[2,с.244]

               Для  предотвращения  последствий, связанных  с  несовершенством  конкуренции, государство  на  основе  антимонопольного  законодательства  использует  меры  государственного  регулирования,  устанавливая  контроль  над  ценами,  прибегая  к  разделению  больших  фирм, препятствуя  их  слиянию.  Оно  может  изымать  в  судебном  порядке  незаконно   полученную  прибыль и т. д.

                              Антимонопольное  (антитрестовское)  законодательство  представляет  собой  пакет  законов,  который   выступает  как  средство  поддержания   государством  баланса   между  конкуренцией  и  монополией,  как средство  установления  официальных  "правил  игры" на  рынке.  Характер  и  содержание антимонопольного  законодательства  в  разных  странах   имеют  свои  особенности,  однако  можно  выделить  общие   для  всех  стран  основы   этого   законодательства:  охрана  и    поощрение  конкуренции,  контроль  над  фирмами,  занимающими   господствующее   положение   на  рынке, контроль   над   ценами, защита  интересов  потребителей, защита  интересов  и  содействие  развитию среднего  и  малого  бизнеса.

               Современное    антимонопольное   законодательство  имеет  два   принципиальных  направления: контроль  за  ценами  и контроль   за  слияниями компаний. Антимонопольное   законодательство  в первую  очередь запрещает соглашение  по  ценам. Законом преследуется  демпинговая  практика  продаж, когда  фирма  умышленно  устанавливает  более  низкие  цены  с  тем, чтобы  вытеснить  из  отрасли  конкурентов.

            

 

 

 

 

 

Понятие  и    система     государственного     регулирования    и  управления    (административно -правового  регулирования)    в области  экономики

              Государственное  регулирование   в  области  экономики   представляет собой     государственное   управление  в  широком  социально-политическом  смысле, как  любое  государственно-властное  воздействие, направленное   на  упорядочение    всей системы   общественных  экономических   отношений  жизнедеятельности   гражданского   государственно-организованного   общества.

                Субъектами  государственного  регулирования   области  экономики  являются  государственные  органы  всех  ветвей  государственной  власти (законодательной, исполнительной  и судебной),  действующие  в   установленном  законом   порядке   и  формах  присущими  им  методами    регулирующего   воздействия.

                Государственное   правовое  регулирование  различных  секторов   рыночной  экономики,  многочисленных  отраслей  и сфер  экономической  деятельности,  осуществляемое  в  федеральных  и  субъектов   Федерации    законах, указах   Президента  РФ,  постановлениях  Правительства  РФ  и  актах  высших  органов  государственной  власти   субъектов  РФ,  нередко  бывает  комплексным, объединяющим  нормы  различных   отраслей  права (гражданского, административного, финансового и других). На  основе   этой  общности   конкретного  объекта  государственного  экономико-правового   регулирования  формируются    и   выделяются  целые    отрасли  законодательства   (не   путать   с системными   отраслями    права,  имеющими  собственный   предмет   и метод правового регулирования!): предпринимательское  право, корпоративное  право, кооперативное  право, таможенное  право, банковское  право, экологическое  право и  др.

                Важнейшей  по  своему  объему  и  значимости    составной   частью   всей  системы    государственного  регулирования   является    административно-правовое  регулирование, предметом  которого  является  организация   любых    разновидностей  экономической предпринимательской деятельности .

                Административно-правовое  регулирование  в  области  экономики   представляет  собой государственное управление  в более узком,  собственно  организационно  -  правовом   смысле  как деятельность  органов управления  и их   должностных лиц   по  реализации  в области   экономики   функций   и полномочий   государственной исполнительной  власти,  целью и сутью которой   является  организация исполнения  законов и   других   общих норм  и предписаний полномочных   государственных органов.

                В  зависимости  от  конкретных   объектов  и  используемых  экономических  инструментов  и  организационно-правовых  средств   межотраслевого   административно - правового регулирования в области   экономики можно выделить  несколько сложившихся к настоящему  времени основных  направлений надотраслевого    экономико - правового регулирования. [2,с. 240]

               Межотраслевое  административно – правовое  регулирование  в  области   экономики: основные  направления  экономико – правового регулирования и сферы государственного  управления:                    

    1. Реформирование  отношений  собственности  и формирование  стратегических  собственников.
    2. Управление  государственным  имуществом  и  антикризисное государственное  регулирование  в  негосударственном  секторе.      

                3.  Антимонопольное  государственное   регулирование            

                4.  Государственное  банковское  и  налоговое  регулирование.

                5.  Государственное  экологическое   регулирование  в  области   

                     экономики. 

                6.  Контрольно – разрешительная  деятельность  государства  в    

                     экономической  области.

                7.  Государственное  регулирование   организации  социально –   

                   трудовой  сферы. 

    1. Сфера  общегосударственного  учета  и  статистики.
    2. Сфера  государственной  стандартизации, метрологии  сертификации.
    3. Административная  ответственность  в  системе  межотраслевого  управления  экономикой

              Определенные  уполномоченные  на то  государственные органы  межотраслевого  управления  и их  должностные лица  в пределах  своей компетенции могут возбуждать  дела   и привлекать  к административной  ответственности физических  и юридических лиц,  виновных  в совершении  различных административных  правонарушений, предусмотренных   КоАП РФ.

               Лицами, уполномоченными  составлять  протоколы  об  административных  правонарушениях  в  пределах   компетенции  соответствующего  органа, являются  должностные  лица  федеральных  органов  исполнительной  власти,  их  учреждений,  структурных  подразделений  и  территориальных  органов,  а  также  иных  государственных  органов  в  соответствии  с  задачами  и  функциями,  возложенными  на  них  федеральными  законами  либо   нормативными  правовыми актами  Президента  РФ  или Правительства РФ (они перечислены в ст. 28.3  КоАП  РФ).

                Налоговые  органы  Министерства  финансов  РФ  рассматривают  дела  об  административных  нарушениях, предусмотренных  ст. 14.5,  15.1,  15.2  КоАП  РФ.   

               Органы, ответственные за  исполнение  федерального  бюджета. Ст. 15.14 – 15.16  КоАП РФ.

               Органы  экспортного  контроля. Ст. 14.20  КоАП  РФ

                Федеральная  служба  по  труду   и  занятости.  Ст. 5.27, 5.28 – 5.34,5.44  КоАП  РФ.

               Органы, осуществляющие  государственный  экологический  контроль. Ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2,  8.4 – 8.6, 8.18,  8.19, 8.21 – 8.23,  8.31,  8.33 – 8.36, 8.37, 8.39.

                Органы  гидрометеорологии  и мониторинга окружающей  среды.Ст. 7.2,  8.5,  8.21  и 8.40  КоАП  РФ.

               Федеральный  орган  исполнительной  власти,  уполномоченный  в   области  рынка  ценных  бумаг.  Ст. 15.17 – 15.24 КоАП  РФ.

               Федеральный  антимонопольный   орган  и  его  территориальные   органы. Ст. 14.3,  14.6, 14.8,  19.5  и  19.8  КоАП  РФ.

               Органы, осуществляющие  государственный   контроль  за  соблюдением порядка ценообразования. Ст. 14.6  КоАП  РФ.

               Органы  стандартизации, метрологии  и  сертификации. Ст 19.19  КоАП  РФ.

               Органы  государственного  статистического   учета.  Ст. 13.19  КоАП  РФ.

               Органы  регулирования  естественных  монополий. Ст. 19.5  и  19.8  КоАП  РФ.

               Органы  валютного  контроля.  Ст.  15.25  КоАП  РФ.

               Органы, осуществляющие  государственную   регистрацию  юридических   лиц. Ст.  14.25   КоАП  РФ.[ 2, с. 252]

              Система органов межотраслевого  управления  экономикой

               Министерство  экономического  развития  и  торговли

- Федеральное  агентство   по   управлению  особыми   экономическими  эонами.

- Федеральная  таможенная  служба

Информация о работе Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушен