Арендные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Аренда транспортных средств выделяется в качестве отдельного вида договора аренды исходя из ее предмета, которым может стать любое транспортное средство, т.е. техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве. Транспортное средство, т.е. техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве.
Цель данной работы: рассмотреть особенности правового регулирования аренды транспортных средств, в частности: общие положения правового регулирования аренды транспортных средств; договор аренды транспортно средства с экипажем (фрахтования на время); аренду транспортного средства без экипажа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения об арендных правоотношениях……………5
1.1. Понятие аренды……………………………………………………….5
1.2. Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права………………………………………….6
Глава 2. Особенности правового регулирования видов договора аренды транспортных средств…………………………………………………..10
2.1. Особенности правового регулирования аренды транспортных средств с экипажем……………………………………………………………...10
2.2. Особенности правового регулирования аренды транспортных средств без экипажа……………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Форма договора аренды транспортного  средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем, как было отмечено, не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.

Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст.621 ГК) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере- договоре фрахтования судна на время (ст.200 КТМ).

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению, с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя.7

На арендодателя по договору аренды транспортного средства с  экипажем возложены следующие обязанности:

1) Арендодатель обязан  передать арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

В понятие коммерческой пригодности входит также наличие топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях - провизии и других запасов, вместительных и чистых пассажирских или грузовых помещений, нужных документов с соответствующим сроком годности и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства наполняется в зависимости от целей и срока аренды Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М.: Юридическая литература. 2006. С.248.. Так, в п. 1 ст.203 КТМ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меря по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК).

2) Арендодатель в течение  всего срока договора аренды  транспортного средства с экипажем  обязан поддерживать надлежащее  состояние сданного в аренду  транспортного средства, включая  осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). Указанная обязанность вытекает из сущности самого договора, по которому арендодатель принимает на себя все заботы по технической эксплуатации транспортного средства, что предполагает и поддержание его в надлежащем состоянии. Выполнение этой обязанности не предполагает, однако, что арендодатель должен нести расходы также и по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 636 ГК).

3) Арендодатель обязан  предоставлять арендатору услуги  по управлению и технической  эксплуатации транспортного средства (п.1 ст.635 ГК). Объем таких услуг  должен соответствовать целям  аренды, указанным в договоре. Эти  цели различны в зависимости от предназначения транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), срока пользования и т.п. В договоре может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например, по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей.

Оказание указанных услуг  возлагается на экипаж. Возникает  закономерный вопрос о количественном составе экипажа и есть ли необходимость определять его сторонами рассматриваемого договора. Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства, соответственно это вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

4) Арендодатель  обязан страховать транспортное  средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им (транспортным средством) или в связи с его эксплуатацией, но лишь тогда, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК). В данном случае речь идет о страховании транспортного средства как определенного имущества или о страховании ответственности за ущерб, причиненный транспортным средством имуществу или личности арендатора или третьих лиц. Обязанность страховать возникает у арендодателя только в случае, если страхование признано обязательным в силу закона или договора, в том числе и самого договора аренды. Но даже если закон вводит обязательное страхование, договор аренды может освободить арендодателя от обязанности заключить договор страхования. В этом случае в роли страхователя должен выступать арендатор.

5) Риск случайной  гибели или повреждения арендованного  транспортного средства лежит  на арендодателе, на арендатора  может быть возложена обязанность  по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

 

2.2. Особенности  правового регулирования  аренды транспортных средств  без  экипажа

 

По договору аренды транспортного средства без  экипажа арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование без оказания услуг  по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК).

Как следует  из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно  арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих  услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.8

В соответствии с общей характеристикой правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть.9

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность  предоставить рассматриваемый предмет  договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей ( в частности, шлюпки и спасательные круги- на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов- для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорт, сертификатов качества и т.д.) ( п. 2 ст. 611 ГК РФ)

В соглашении может  быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины. В любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, в судоходное состояние - суда внутреннего водного плавания, в мореходное состоянии морские суда (ст. 124 КТМ)) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства без экипажа форма и место передачи предмета соглашения.

Если место  не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено  в соответствии со ст.316 Гражданского кодекса РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу,- в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающее перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки кредитору; по другим обязательствам арендодателя - передать транспортное средство в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

В иностранной практике фрахтования на время морских речных судов применяется особенный способ места передачи - «ренджа». В соответствии с этим способом в договоре предусматривается, сто место передачи (окончательный порт) определяется фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды. 10

На основании  данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством  переходят от арендодателя к арендатору. Последнему, во всех отношениях - как  в вопросах коммерческой, так и  технической эксплуатации - подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль над транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях. В соответствии с п. 4 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его укомплектование экипажем. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в области внутреннего водного транспорта. Следует обратить внимание также на п. 4 ст.26 КВВТ, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, я являются обязательными для арендаторов судов без экипажа. Аналогичный подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования  транспортным средством. Оно может  эксплуатироваться арендатором  для целей, обозначенных в договоре, а при отсутствии в договоре указания на такие цели, - вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Например, на морском транспорте право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море судном, сданным в аренду без экипажа, принадлежит только арендатору. В этом одно из отличий данного договора от фрахтования судна с экипажем, по которому такое вознаграждение распределяется поровну между арендодателем и арендатором.11

Полный переход  к арендатору полномочий владения и  пользования транспортным средством  предопределяет оплату расходов на его  содержание. Арендатор снабжает его  всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает заработную плату и доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В этом заключено важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. В последнем случае, как показано ранее, оплата вознаграждения экипажу и его провианта, а равно расходов по страхованию падает на арендодателя.

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она  выплачивается, и сроки ее перечисления определяются условиями договора. Рентабельность аренды не влияет на размер платы.

Только в  редких случаях арендатор использует арендованное транспортное средство для  удовлетворения собственных нужд. Как  правило, он осуществляет эксплуатацию арендованного транспортного средства основе договоров с третьими лицами. Он может заключить договор субаренда транспортного средства с третьим лицом, предоставляя ему услуги по управления и технической эксплуатации или субаренды без экипажа, в обоих случаях соглашение о субаренде заключается без согласия арендодателя. Так же без согласия последнего арендатор вправе от своего имени вступить в иные договорные отношения с третьими лицами, выступая по отношению к ним в качестве буксировщика либо спасателя и т.д. Но, вступая в договорные отношения с третьими лицами, арендатор связан рамками его договора с арендодателем, т.е. отношения с третьими лицами должны отвечать целям, для которых арендовано транспортное средство12. Так, если морское судно арендовано для перевозки пассажиров, его нельзя использовать для китобойного промысла. Если же щели аренды в договоре не установлены, заключаемые с третьими лицами договоры не должны противоречить назначению транспортного средства с этой точки зрения нельзя, например, пассажирское воздушное судно использовать для выполнения сельскохозяйственных работ.

Ответственность арендатора перед третьими лицами, определяемая условиями договора соответствующего вида, и регрессная ответственность  арендодателя перед арендатором  на основании договора аренды транспортного средства без экипажа строятся по тем же правилам, что и ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем. При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В связи с этим он несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), в соответствии с правилами гл.59 ГК. Поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред, вполне логично возложение такой обязанности на арендатора транспортного средства без экипажа. Арендатор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Исследуя различные  виды договоров аренды транспортного  средства, на основе разных принципах  классификации можно придти к  следующим выводам:

Информация о работе Арендные правоотношения